Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
элинизм.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
145.06 Кб
Скачать

МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ ЭПОХИ

1. Соперничество двух школ.

1. 1. Александрийская библиотека и Мусейон.

1. 2. Пергамская школа.

2. Книга и издательская деятельность александрийцев.

2. 1. Структура книги и «издательская деятельность».

2. 2. Филология и литературное творчество.

2. 2.1. Филологи-критики.

2. 2.2. Филологи-грамматики.

3. Писатели и поэты эллинистической эпохи.

3. 1. Создатель нового направления в поэзии.

3. 2. Реалистический мим Герода.

3. 3. Пасторали Феокрита.

3. 4. Эпическая поэзия и мифография (Антимах Колофонский и Аполлоний Родосский).

3. 5. Эллинистическая эпиграмма (Асклепиад и Леонид Тарентский).

3. 6. «Научные» и дидактические сочинения (Ликофрон, Арат, Никандр, Менекрат Эфесский).

3. 7. Произведения о «местах, которых нет» – утопии эллинистической эпохи.

4. Академия и Ликей.

4. 1. Руководители и ученики Ликея.

4. 2. Академия и идеи Платона после Платона.

5. Отражение идей Сократа философами и поэтами эллинистического времени.

6. Скептицизм как образ жизни и философское течение.

7. Этика Эпикура. «Жить следует настоящим».

8. Историки эллинистической эпохи.

8. 1. «Всеобщая история» Полибия.

8. 2. Историки конца IV – первой половины III в. до н. э.

8. 3. Историки первых веков нашей эры.

9. Естественнонаучные дисциплины и инженерная мысль.

10. Новые черты в облике городов и столиц эллинистических держав.

10. 1. Топография столиц.

10. 2. Выдающиеся памятники эллинистического времени.

Годы от начала походов Александра и до 323 г. до н. э. в настоящее время принято выделять как предэллинистический период. В это время были заложены политические, экономические и культурные основы, которые в дальнейшем получили развитие в эллинистических державах. Крушение независимости полисов привело к новому мироощущению; завоевания Александра III способствовали изменению представлений о мире и привели к знакомству с культурой и обычаями «варварских народов». На смену партикуляризму, характерному для эллинов классического периода, ощущению своей исключительности, в эпоху эллинизма пришел космополитизм. Население государств, образовавшихся после распада державы Алексндра III, состояло из греческих и местных элементов и несмотря на то, что ведущее место в развитии культуры принадлежало грекам, а греческий язык являлся государственным, в процессе формирования культуры в каждом конкретном регионе проявлялись в большей или меньшей степени локальные черты, обусловленные характером взаимоотношений и численным соотношением местного и греко-македонского этноса. В эллинистических державах возникли новые правовые отношения, появились иные культы и морально-этические нормы. Более заметным стало различие между городскими и сельскими жителями, для которых в большей мере было характерно сохранение местных традиций. В эллинистический период возникли новые культурные и научные центры, соперничавшие между собой, среди них наибольшее значение приобрели Александрийский Мусейон и Пергамская научная школа. Новой чертой эллинистической эпохи стало создание государственных библиотек – Александрийская библиотека, фонд которой к концу первого тысячелетия до нашей эры приближался к 700 тыс. рукописей. Библиотека в Пергаме имела около 200 тыс. рукописей. Значительным являлось и книжное собрание Антиохии. Правители эллинистических держав, «соревнуясь» друг с другом, заботились о пополнении библиотек. В свою очередь это способствовало развитию науки, как и приглашение ученых работать в столицах новых государств. В эллинистический период произошла дифференциация наук, выделились и успешно развивались естественнонаучные дисциплины.

Состояние экономики и социальная структура общества, общекультурные традиции эпохи в той или иной мере отразились в микро- и макросреде обитания. Среди городов классического периода в основном существовало два вида планировки: радиально-кольцевая (характерна для «старых городов», время формирования которых уходит в глубокое прошлое) и регулярная – гипподамова – самый ранний пример ее – это восстановление Милета после персидского разрушения. «Новые города», возникавшие в процессе Великой греческой колонизации, если позволял рельеф местности, отстраивались в соответствии с принципами гипподамовой планировки. При основании Александрии Египетской, как и других Александрий, и в городах, возникших в пределах державы Селевкидов, использованы принципы регулярного размещения уличных магистралей.

Процесс эллинизации оказал влияние не только на «местное» население эллинистических монархий, в частности, один из крупнейших французских антиковедов Пьер Левек отметил, что «самое характерное явление эллинистической эпохи – это расширение ойкумены, которое отчетливо прослеживается как на Западе, так и на Востоке и которое таким образом связано не только с завоеваниями Александра. Этот процесс затронул земли как древних цивилизаций, таких, как Карфаген или Индия, так и варварских стран – Скифии, Галлии, Иберии. Повсюду мир широко открывался эллинизму. С торговыми связями быстро распространялись греческое искусство, философская мысль, религия, образ жизни – все это поднимало различные цивилизации, как дрожжи поднимают тесто» [1].

Войны Александра, диадохов и эпигонов способствовали развитию военного искусства. Разнообразные военные машины упоминаются историками и подробно описаны в трудах по полиоркетике позднеантичной эпохи (например, Анонима Византийского и Афинея), в сочинении по военному делу Энея Тактика, политического деятеля и стратега Ахейского союза.

Примечания

1. Левек П. Эллинистический мир. М., 1989. С. 161.

1. Соперничество двух школ

Александрийский Мусейон и Пергамская школа

Феофраст, отмечая преимущества занятий наукой в сравнении с другими видами деятельности писал: «Ученый – единственный из людей, кто не бывает чужестранцем на чужбине и не лишается друзей даже в случае потери родных и близких, но во всяком городе он гражданин и может безбоязненно презирать удары судьбы. И наоборот, кто думает, что он защищен оградой не учености, а удачи, тот, идя по скользкому пути, сталкивается не с устойчивой, но с неверной жизнью.

Витрувий, VI, вступление, 2.

1. 1. Александрийская библиотека и Мусейон

Создание Александрийской библиотеки связано с именем Деметрия Фалерского (350–283 гг. до н. э.), философа, управлявшего некоторое время Афинами по поручению диадоха Кассандра (317–307 гг. до н. э.). Он был изгнан из города Деметрием Полиоркетом и нашел убежище в Египте, где стал советником Птолемея Сотера (323–283 гг. до н. э.). От трудов Деметрия Фалерского по риторике, философии и истории сохранились только фрагменты, но созданному им по примеру Ликея Аристотеля Александрийскому Мусейону и библиотеке суждена была долгая жизнь. Первый значительный урон книжному фонду был нанесен пожаром во время пребывания в Александрии Цезаря; в 273 г. н. э. библиотека пострадала в период войны императора Аврелиана и Зенобии, правительницы Пальмиры.

Птолемеи, создавая храм Муз, стремились привлечь в него ученых, даруя им государственное обеспечение, и в скором времени Мусейон, превратился в крупнейший научный центр с фундаментальным собранием книг, первое описание которого в 120 книгах («Пинакес» – «Таблицы») было составлено поэтом Каллимахом. Оно включало труды около 1100 философов, историков, литераторов и сведения о содержании созданных ими произведений [1]. Египет, монополист по производству папируса, стал в III в. до н. э. и крупнейшим центром книготорговли.

Соперничество правителей, научные занятия некоторых из них также способствовали процветанию культуры в эллинистических монархиях. К примеру, Птолемей I Сотер создал исторический труд «Анабазис» (не сохранился). Птолемей II Филадельф (308–246 гг., с 283 г. царь), воспитателем которого был философ Стратон Лампсакский [2], покровительствуя наукам, распорядился сделать перевод «Пятикнижья», к которому в последующем были добавлены остальные книги Ветхого Завета. (Согласно легенде, перевод осуществлен 70 переводчиками, работавшими независимо друг от друга. Завершенные тексты сличили и они оказались идентичными. «Септуагинта» включает 50 книг.)

Библиотеку в Александрии возглавляли грамматик из Эфеса Зенодот, создатель канона греческих эпических поэтов; Аполлоний Родосский, литературовед, после расхождений по литературным вопросам с Каллимахом переселившийся на Родос, где завершил начатое ранее эпическое произведение «Аргонавтика»). В 246 г. до н. э. главой библиотеки стал ученик Каллимаха Эратосфен из Кирены, оставивший труды по различным областям знаний. С Самоса прибыл в Александрию математик, астроном, автор трактата «О величине и расстоянии Солнца и Луны» Аристарх, создатель гелиоцентрической теории на 18 веков опередил Коперника. В Мусейоне учился и работал Архимед, математик, физик, инженер из Сиракуз. В римский период одним из известнейших представителей александрийцев был Клавдий Птолемей. Последней стала математик и философ Ипатия (ок. 370 – 415 г.), растерзанная фанатично настроенными христианами.

В восточной части города существовала еще одна библиотека (создана в 285 г. до н. э.); неподалеку от нее располагались лекционные залы и театр [3].

Философия и история не входили в число наук, пользовавшихся вниманием александрийцев, однако, следует отметить, что в Мусейоне египетский жрец Манефон (первая половина III в. до н. э.) создал труд «Египетские Древности», в котором освещалась история страны от мифических времен до ХХХ династии (343 г. до н. э.). В близкое время появилось еще одно историческое сочинение «Вавилонские Древности», автором его был жрец бога Мардука вавилонянин Берос. С его сочинением, вероятно, эллины познакомились, когда он проповедовал халдейскую астрологию на о. Косе [4].

Среди тех, кто работал в Мусейоне в более поздние годы и касался философских проблем следует отметить Филона Александрийского (первая половина I в. н. э.), апологета иудаизма, оказавшего влияние на богословие учением о Логосе. В основе его космологии лежала идея о том, что верховной силой Божества является Слово (Логос) – разум Божий, идея всех идей и первородный сын; второй Бог – первообраз Вселенной и душа, посредник, наместник Бога, царственный первосвященник. В этических воззрениях он приближался к стоикам и эпикурейцам, поскольку исходил из положения о греховности тела – могиле души; призывал к упрощению жизни. Согласно Филону, путь к добру – это отречение от всего конечного, непосредственное соединение с Богом, который является единственным источником добра. Источником мудрости считал Ветхий Завет, полагая, что в боговдохновенных книгах Моисея иносказательно содержится учение таких философов, как Платон, Пифагор и Зенон Китионский. Доказывая, что Бог является всемогущим универсальным существом, он сформулировал идею монотеизма. Значение трудов Филона состоит в комментировании Библии, в основном книги «Бытие», в разработке метода аллегорического толкования «Пятикнижия», в попытке научно обосновать иудаизм в соответствии с философией эпохи.