- •Глава 1. Архитектура московского кремля
- •Успенский собор Московского Кремля
- •Церковь Ризоположения
- •Благовещенский собор
- •Собор Чудова монастыря
- •Грановитая палата
- •Архангельский собор
- •Церковь-колокольня Ивана Лествичника
- •Глава 2. Внекремлевская архитектура московского княжества
- •2.1. Андроников монастырь
- •2.2. Cобор Рождественского монастыря
- •2.3. Архитектурные памятники Белозерья
- •2.4. Угличские постройки
- •2.5. Бесстолпные церкви
- •2.6. Духовская церковь в Троице-Сергиевом монастыре
- •2.7. Гражданское строительство
- •2.8. Военно-оборонительное строительство
ВВЕДЕНИЕ
В Москве не встретишь таких древних памятников, как в Новгороде или Владимире. Сооружений XII — середины XV века в Москве практически не сохранилось. Каменное строительство начинает вестись в 20-х годах XIV века (при Иване Калите): первый Успенский собор (трехапсидный храм, напоминал Георгиевский собор Юрьева-Польского), церковь Спаса на Бору (1330), Архангельский собор (1333), церковь Иоанна Лествичника (1336), — ничего этого не сохранилось.
Древнейший сохранившийся памятник московской земли — Успенский собор на Городке в Звенигороде (ок. 1400). Он напоминает Покрова на Нерли, но уже намечается несоответствие внутренней структуры и фасадного членения, прясла симметричны, а глава смещена к востоку. Сверху ложные своды между центральными.
Можно также упомянуть Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры — четырехстолпный храм, без хор, с типичными раннемосковскими капительками и еще более сильным смещением барабана к востоку.
Духовская церковь Троице-Сергиевой лавры (1436) построена во владимирских традициях, но пояса уже не резные. Колокольная часть имеет псковский облик. Колонны тяжелые с кокошниками.
Яркий пример раннемосковской архитектуры — Спасский собор Андроникова монастыря (1420-1427). Это первый дошедший до нас памятник на территории Москвы. Его отличают повышенные центральные прясла, повышенные подпружные арки. Раньше он был трехглавым [8].
Глава 1. Архитектура московского кремля
Феодальная война, начавшаяся в Московском княжестве в 1432 г. и продолжавшаяся боле 20 лет, прервала развитие архитектуры. Видимо, монументальное строительство тогда полностью приостановилось. Некоторое оживление строительной деятельности началось лишь в 50-х гг. XV в. Из письменных источников известно, что в Кремле было построено несколько церквей. К сожалению, церкви эти не дошли до наших дней, и их первоначальные формы неизвестны. Проводились также работы по ремонту и восстановлению обветшавших построек.
Большую роль в московском строительстве той поры играл Василий Дмитриевич Ермолин, хотя неясно, кем он был – зодчим или только организатором производства. В 1462 г. Ермолиным в Кремле «поновлена камнем стена городская» и возведена надвратная церковь над Фроловскими воротами. В 1468 г. Василий Дмитриевич завершил возведение недостроенного собора Вознесенского монастыря в Москве, а в 1471 г. восстанавливал полуразрушенный Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Кроме многочисленных реставрационных работ Ермолин вел и новое строительство; так, в 1469 г. он построил каменную трапезную в Троице-Сергиевом монастыре.
Наряду с московскими зодчими к строительству в Московском княжестве привлекались мастера и из других русских земель – псковичи, ростовцы и др. Следует отметить, что в московском строительстве кроме тесаного камня начали применять и кирпич. Кирпич брускового типа, очевидно, был заимствован из Новгорода или из Прибалтики. Судя по количеству построек, упоминаемых в письменных источниках, к 70-м гг. XV в. строительство в Московском княжестве уже приобрело достаточно широкий размах, наступал новый этап в развитии московского зодчества [14].
Во второй половине XV в. резко возросло политическое значение Москвы. Процесс объединения русских земель, приостановленный феодальной войной в Московском княжестве, после ее окончания пошел ускоренными темпами. При московском великом князе Иване III (с 1462 г.) Московское княжество быстро превратилось в крупное централизованное государство, в подчинение которому попали все прежде независимые княжества Северо-Восточной Руси. В 1478 г. был подчинен Новгород, а после присоединения Твери в 1485 г. Иван III стал называть себя великим князем «всея Руси».
К. Маркс писал: «Изумленная Европа, в начале царствования Ивана III едва ли подозревавшая о существовании Московии, затиснутой между Литвой и татарами, была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на ее восточных границах».
В 1472 г. Иван III женился на греческой царевне Софии Палеолог. После падения Византии она жила в Италии, вследствие чего этот брак не давал русскому князю никаких реальных прав, но важно было, что московские государи могли теперь считать себя преемниками византийских императоров. Роль Москвы как столицы мощного крупного государства должна была быть отражена и крупными сдвигами в идеологии. В те годы появились литературные произведения, возводавшие род московских великих князей к римским императорам, была создана теория о Москве – третьем Риме: «два Рима падоша, а третей стоит, а четвертому не быти». Естественно, что в таких условиях Москва и внешним обликом, и своими архитектурными сооружениями должна была соответствовать своему новому значению. В Москве началось энергичное монументальное строительство. Как размеры, так и великолепие московских построек были предназначены отражать мощь сложившегося централизованного государства. Основные работы проводились в Московском Кремле, коренным образом изменив его архитектурный облик [14].
