Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Kasavin_I_T_-_Sotsialnaya_epistemologia_Fundamentalnye_i_prikladnye_problemy_-2013.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
14.8 Mб
Скачать

Раздел I. Категориальные сдвиги

ризонт-схема1 (здесь же и триада ноэма-ноэзис—жизненный мир). В философии науки примерно ту же функцию выполняют понятия теории, метода и предпосылочного знания, а в филосо­фии вообще — понятия сознания, деятельности и общения. Зна­менитый тезис о тождестве бытия и мышления может быть в этой связи интерпретирован как единство языка и мира.

Вернуть мир языку, а язык миру и есть главная задача совре­менной эпистемологии и философии языка.

' См.: Leithuuser Th. usw. Entwurf zu einer Empirie des Alltagsbewusstseines Frankfurt a/M, 1977. S. 46.

Глава 5. Многообразие опыта и опыт многообразия

Опыт философии не усваивается в полной мере. Сами философы, как прави­ло, не согласны между собой по множеству основных проблем, а философ­ские достижения не признаются в качестве абсолютных. Аналитический критицизм, характеризующий философский дискурс по любой теме, обора­чивается против самой философии. Отсюда и то терминологически-поня­тийное многообразие, которое для нормального ученого выступает при­знаком ненаучности философского мышления. Последнее противится ло-гизации, формализации и даже тотальной рационализации, сохраняя поливариантность, противоречивость, амбивалентность. Подлинная фило­софия не просто основывается на некоторых категоризациях, а рассматри­вает их прежде всего как временный итог опыта мышления. Тем самым фи­лософия учит мыслить, давая живую демонстрацию такого опыта - процесса с непредсказуемым результатом, вскрывающего тщету окаменелых догм и окончательных доказательств. Опыт как практика и как проблема коренится в самой природе философии.

К этимологии термина и истории понятия

Обыденное словоупотребление есть тот бесценный опыт, кото­рый и здесь предлагает первые концептуализации. В европейских языках1 этимология термина «опыт» обнаруживает существенные сходства. Вот список его основных, в том числе конфликтующих друг с другом смыслов, сходный генезис которых зафиксирован в английских, немецких и русских словарях2.

о Опыт характеризует непосредственность, очевидность.

О Опыт — источник знания, а также способ доказательства, провер­ки мыслительных конструкций.

О Опыт рассматривается как сенсорный контакт с реальностью, за-печатление ее в сознании в форме наблюдения.

О Пассивный способ приобретения опыта сближает его со страда­нием, переживанием.

1 Empeiria (др.-греч.), experientia (лат.), experience (англ.), Erfahrung (нем.).

2 См., например: Paul H. Deutsches Worterbuch. Halle, 1960. S. 164ff.

88

Раздел I. Категориальные сдвиги

О Опыт — это и активная деятельность, практика, требующая уси­лия.

О Опыт предполагает повторяющиеся пробные акты, память о них и тем самым лежит в основе процесса научения.

О Опыт (в романо-германских языках) обнаруживает динамич­ность, означает продвижение куда-то, достижение чего-либо.

Уже на этой стадии осмысления мы обнаруживаем амбива­лентность понятия «опыт». Оно проявляется в различиях между созерцательными и прагматическими, рационалистическими и экзистенциалистскими трактовками опыта, в противопоставле­нии личного и коллективного опыта, опыта и теории. Как одна из центральных эпистемологических категорий, опыт высвечивает практически всю проблематику философского анализа знания и познания. И все же это становится очевидным только в результате определенного концептуального исследования; понятием опыта мы обязаны не только и не столько обыденным интуициям, сколь­ко философии эмпиризма, занимавшейся его систематической раз­работкой.

Однако, как мы знаем, противоположность эмпиризма и ра­ционализма принадлежит не реальной истории, а школьному кур­су истории философии. В таком случае опыт, в концептуализации которого есть вклад представителей обоих направлений, практи­чески совпадает со знанием, и его проблематика чуть ли не исчер­пывает собой всю эпистемологию. И если мы не удовлетворяемся такой ситуацией, то должны разграничить опыт в широком смыс­ле (совпадающий со знанием, познанием, сознанием, истиной, бытием) и опыт в узком смысле - как одним из двух полюсов не­скончаемых философских контроверз.

В истории мышления обнаруживаются несколько радикаль­ных проблематизаций опыта. Так, Аристотель связывает empeiria с aisthesis, т.е. с чувством и ощущением '. Именно Аристотель - ро­доначальник тезиса, принятого впоследствии схоластами Сред­них веков, а в XVII в. философами-эмпириками: «Nihil est in intellects quod non prius fuerit in sensu» («Нет ничего в уме, чего бы раньше не было в ощущении»). Аристотелю принадлежит автор­ство знаменитой метафоры «tabula rasa», уподобляющей ум до­щечке для письма: «В возможности ум некоторым образом есть то,

1 См.: Аристотель. Метафизика. 981, 10; 981, 30.