- •Содержание
- •Введение
- •Взгляды на смерть человека. Клиническая и биологическая сметь.
- •Взгляд Филиппа Арьеса на проблему умирания
- •Человек перед лицом смерти
- •Взгляды Анн Шутценберг на проблемы умирания
- •Проблема умирания Виктора Зорза
- •Движение хоспис
- •Смерть и умирание в эпоху новых медицинских технологий
- •Заключение
- •Список литературы
Движение хоспис
В 1977 году дочь Зорза , Джейн, в возрасте 25 лет, умер от рака в "Сэр Майкл Собелл дом" хоспис . Опыт потерять свою дочь привела к Виктор пишет статью для The Guardian под названием "Смерть дочери". В статье был прочитан с большим интересом и в 1981 году они опубликовали "способ умереть», книга с подробным опытом. Во время визита в Индию, Джейн оспаривали Виктора покинуть мир международных отношений, и вместо того, чтобы информировать мир о борьбе за выживание в условиях нищеты развивающегося мира. Возможно, отчасти дань озабоченность Джейн для бедных, Виктор отправился в Индию, и жил в глухой деревне на севере, доступный только шатком ручной вытащил канатной дороги через быстротекущей реки Ямуна. Он написал регулярную колонку в The Guardian под названием "Village Voice" , в котором он обратил свои острые аналитические навыки от мировой арене к столь же сложных и интригующих межличностные и межкастовых отношений в деревне.
В Индии, а также в его пропаганды движения хосписов, Зорза нашел новую цель в жизни и в 1992 году рассказ под названием "Четыре миссии Виктора Зорза" была опубликована в Ридерз Дайджест. Зорза создана "Британское российский хоспис общество" , чья пропагандистская деятельность в 1990 году привело к созданию первого в России хосписа в Санкт - Петербурге (тогда Ленинграде).
Зорза были проблемы с сердцем на протяжении большей части своей жизни, начиная с конца 70 - х годов. У него было несколько операций на сердце обводных, начиная с 1979 года, и был ограничен в своем рационе.
Смерть и умирание в эпоху новых медицинских технологий
Специфика биоэтических проблем смерти и умирания в условиях современной медицины связана с уровнем развития медицинских технологий по поддержанию жизни человека, находящегося в терминальном состоянии, переосмыслением феноменов жизни и смерти в философии, выработкой новых критериев биологической смерти человека.
Бурное развитие в конце XX века реаниматологии и трансплантологии, обусловило необходимость пересмотра критериев смерти, решения ряда вопросов, связанных с оказанием медицинской помощи неизлечимым, тяжело страдающим людям, пациентам, находящимся в вегетативном состоянии и многих других.
Процессы демократизации, происходящие в обществе, привели к активному обсуждению вопроса о праве человека на достойную смерть, которое является неоднозначным, как в моральном, так и правовом отношении, особенно в случае участия в этом акте медицинских работников.
Впервые попытка найти ответы на эти вопросы была сделана в 1965 году на проходившем в Марселе международном «Коллоквиуме о сущности жизни и смерти». В его постановлении говорится: «Новые медицинские ситуации требуют выделения двух состояний: длительной комы и необратимой комы. Длительная кома – это состояние, в котором вегетативные функции сохранены и которое может либо регрессировать до необратимой комы, либо пойти на улучшение. При необратимой коме регулирующие функции мозга безвозвратно утрачены, а вегетативные функции (дыхание и др.) поддерживаются искусственно. Этот диагноз должен быть подтвержден клиническим и лабораторным исследованием, свидетельствующим, что гибель центральной нервной системы действительно наступила. В течение 48 часов эти исследования должны быть сделаны повторно, и если они дали тот же результат, такой больной может быть объявлен мертвым, а его органы взяты для трансплантации». Таким образом, впервые главным объективным критерием смерти были объявлены определенные критерии деятельности мозга и появился новый термин «смерть мозга».
В России, в соответствии с действующим законодательством (Письмом МЗ РФ «Инструкция по определению момента смерти человека, отказу от применения или прекращению реанимационных мероприятий», 1997 г.), биологическая смерть считается наступившей при наличии ряда признаков:
прекращение сердечной деятельности (в течение 30 минут), дыхания и функций головного мозга, включая его стволовые отделы. Однако эти признаки не являются достаточными, ели они возникли под действием гипотермии организма или лекарственных препаратов угнетающих деятельность ЦНС, а также для новорожденных и детей до 6 лет. Мозг оказался ведущим органом при определении момента наступления смерти, поскольку это единственный орган, функции которого не могут быть замещены средствами современной медицины. К концу XX века в законодательствах почти всех стран смерть мозга была признана главным критерием смерти человека.
В настоящее время все споры вокруг этико-медицинских проблем, связанных со смертью человека, сводятся к противоборству двух главных подходов к пониманию жизни, нашедших воплощение в концепции качества жизни, в основе которой лежат утилитаристские идеи, и концепции самоценности (святости) жизни.
Сама жизнь, приобретает ценность материальных вещей. Концепция святости жизни и самоценности феномена жизни в философии сходны в своей главной идее: жизнь является безусловной, высшей ценностью в мире. К ней неприменимы критерии полезности, затратности, целесообразности и др. Ценность жизни в том, что она есть, даже ущербная, неполноценная в каком-то отношении. Польза в данном случае тоже есть, но она не материальная, а нравственная, духовная. Признавая жизнь высшей и безусловной ценностью во всех ее формах, общество сохраняет созидательные, конструктивные тенденции своего развития. Сохранение жизни немощным, тяжело больным, инвалидам, престарелым и другим «экономически невыгодным» для общества людям сохраняет в обществе потенциал доброты и человеколюбия, составляющий духовную основу существования любого общества.
