Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
БАНК ФИПИ СОЧИНЕНИЙ.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.4 Mб
Скачать

По г. Смирнову. Лет пятнадцать назад известный болгарский писатель Димитр Пеев…

(1)Лет пятнадцать назад известный болгарский писатель Димитр Пеев, тогдашний главный редактор еженедельника «Орбита», высказал поразительную мысль. (2)«На памяти людей моего поколения, – сказал он, – в жизнь человечества вошли автомобили, самолёты, радио, телевидение, космические ракеты, подводные лодки, спутники Земли, компьютеры, атомная энергия. (3)И второго такого поколения в истории больше не будет...»

(4)Пеевская мысль заставила меня задуматься о месте и роли XX века в череде столетий. (5)И здесь меня ждало удивительное открытие. (6)Оказывается, в сфере духа у каждого века европейской истории есть своё предназначение. (7)Так, в XVI веке – веке Реформации – протестантское богословие восторжествовало над авторитетом католического духовенства. (8)ВXVII – веке Философии – богословов сменили светские философы, а схоластов – математи­ки. (9)ВXVIII – так называемом веке Просве­щения – доминировали энциклопедисты и издатели, пропагандировавшие культ Разума, а в науке центр тяжести сместился с математики на астрономию и механику. (10)На долю же XIX века выпала миссия стать веком изобретательства и инженерии. (11)То, о чём в XVIII веке только думали, в XIX воплотили в изобретение, в конструкцию, в действующую модель, в подтверждающий опыт.

(12)Если понять, что XIX век завершился не в ночь на 1901 год, а в день окончания Первой мировой войны, становится ясно: все упомянутые Пеевым технические достижения принадлежат XIX веку. (13)Даже атомное ядро Резерфорд расщепил в последнем году Первой мировой, то есть в XIX веке!

(14)Уникально же пеевское поколение потому, что оно – дитя XX века – века Технологий, века массового производства, века внедрения в жизнь изобретений, сделанных в XIX веке, осуществления мечтаний евро­пейского человечества, лелеемых со времён Реформации.

(15)Но вдумайтесь, в чём состоят эти сокровенные мечтания? (16)Только в том, чтобы быстрее ездить и быстрее переговариваться! (17)И ради этого сомнительного удовольствия западная цивилизация готова поставить на грань экологической катастрофы всю планету! (18)Закономерный итог пятисотлетнего торжества Разума над Верой, Головы над Сердцем, Материи над Духом!

(19) Л. Толстой считал, что каждый человек, исполнив своё земное предназначение к пятидесяти годам, рождается для новой, духовной жизни. (20)То же самое, похоже, справедливо и для цивилизаций. (21)Если это так, то в XXI веке человечеству предстоит мучительный отказ от фиктивных ценностей материальной жизни и трудное обретение ценностей Духа.                                                        

(По Г. Смирнову)

Сочинение

Какую важную проблему пытался поднять С. Смирнов, рассуждая над развитием цивилизаций? Над чем заставляет нас задуматься? Может быть, над местом двадцатого века в истории развития общества? Или над тем, что нёс каждый век человечеству? Да, эти вопросы он поднимает в своих размышлениях, но я позволю себе предположить, что ему, современному человеку, гораздо важнее понять, ради чего человечество стремилось из века в век, особенно в ХХ столетии, внедрять в жизнь изобретения, не поставит ли стремление быстрее ездить, быстрее переговариваться нашу цивилизацию на грань экологической катастрофы?

Поводом для изучения этой проблемы послужили слова известного болгарского писателя Димитра Пеева о том, что ХХ век уникален, потому что в «в жизнь человечества вошли автомобили, самолёты, радио, телевидение, космические ракеты, подводные лодки, спутники Земли, компьютеры, атомная энергия».

Г. Смирнов говорит, что «в сфере духа у каждого века европейской истории есть своё предназначение», рассказывает о том, что внесли в историю цивилизаций XVIIIXX века. Для него пеевское поколение уникально, потому что» оно – дитя XX века – века Технологий, века… осуществления мечтаний европейского человечества, лелеемых со времён Реформации». И вот здесь-то, в завершающих рассуждениях автора – самая главная его идея.

Г. Смирнов считает, что если человечество внедряет свои достижения «ради сомнительного удовольствия» быстрее ездить, переговариваться, лучше, богаче жить, то это приведёт нашу планету к экологической катастрофе, торжеству «Разума над Верой, Головы над Сердцем, Материи над Духом!»

Такое понимание проблемы не может быть оспорено! Человек прежде всего существо духовное, он должен заботиться не столько о своём теле и его потребностях, сколько о своей нравственности. Не случайно в основе многих религиозных учения, в том числе и христианства, лежит учение о том, что и человек, и общество, и государство должны иметь духовную миссию, стремление стать лучше, или, говоря словами одного из героев романа Л. Толстого, «быть вполне хорошим…» Иначе нельзя, иначе наступит Апокалипсис.

Экологическая катастрофа в масштабах планеты, гибель цивилизаций, Вселенной часто становится темой фильмов, книг. Так, фильм «Конец цивилизации» (режиссер Франклин Лопез) иллюстрирует жестокость цивилизации, зависимой от систематического насилия и разрушения окружающей среды, высмеивает излишества глобальной экономической системы.

О том, что может произойти в погоне за научно-техническим прогрессом в отрыве от духовности, предупреждают писатели-фантасты. Так, И. Ефремов в книге «Час Быка» рассказывает о гибели планеты, на которую переселились люди из-за катастрофы на земле. Жители этой планеты думали лишь о своём благополучии и довели свой мир до гибели. Ефремов был убежден, что наука ведет в пустоту, если за ней не стоит философия, а технология приводит к падению цивилизации, если за ней не стоит духовность.

В романе-антиутопии Хаксли «О дивный новый мир» рассказывается о государстве, где правит технократия. Здесь уже нет людей, здесь есть особи — альфы, беты, гаммы, дельты и эпсилоны, которые даже не рождаются, а выращиваются в стеклянных бутылях. А потом эти особи живут по строго заданному каждой касте кругу, и ни шагу в сторону! Эмоции, страсти, свободные мысли — это то, что может лишь помешать человеку.

И в романе Е. Замятина «Мы» будущее похоже на безумие: вся жизнь подчинена определённым законам, человек потерял свое «я», свое имя, став нумером. Главное в жизни теперь - это цифры. Нет ничего счастливее цифр, живущих по стройным вечным законам таблицы умножения. Ни колебаний, ни заблуждений. Что уж говорить о вечном, о прекрасном?! Музыка Скрябина - дикость. Вдохновение - неизвестная форма эпилепсии. В цветах ничего красивого... Красиво только разумное и полезное: машины, сапоги, формулы пищи и проҹее... Страшная картина!

Так к какому выводу приходим мы, думая над проблемой всепланетной, всевселенской экологической катастрофы? Развитие прогресса не остановить, но нельзя жертвовать духовностью ему в угоду!