- •Москва Независимая фирма "Класс" 1998
- •103064, Москва, а/я 373, "Психология".
- •Часть 1. Принципы психодинамики...................
- •Часть 2. Практика психодинамики......................
- •О психотерапии хорошего тона
- •Часть 1. Принципы психодинамики
- •Исторические корни динамической психотерапии
- •Часть 2 практика психодинамики
- •Более глубокие уровни — исследование и изменение
- •1 Нынешние взрослые отношения (рабочий альянс) 2 Индивидуальный перенос 3 Разделяемые чувства и фантазии 4 Уровень архетипических универсальных образов
О психотерапии хорошего тона
В одной притче говорится о человеке, который, раздеваясь вечером, решил все хорошенько запомнить, назвать по имени и тем самым помочь себе утреннему. Сняв сюртук, он оставил записку: "Сюртук". То же самое проделал и с брюками, и с остальными предметами одежды. Проснувшись, он стал одеваться согласно своим записям: "сюртук" и т.д. "А где же я?" — был его последний вопрос.
"Где же я?" — этот вопрос по-разному решает разная психотерапия "высокой пробы": то коротко, то долго, то прямо, то в обход, то предсказуемо, то совсем неожиданно. И отвечая на этот вопрос — не поставленный обратившимся за помощью, — попутно избавляет как от проблем высказанных, так и подспудных.
О том, как это делается в разных психотерапевтических подходах (преимущественно психодинамических), и написана книга, которую Вы открыли, — доброжелательная, сдержанная, умная, демонстрирующая широкий профессиональный кругозор. Ее авторы получили традиционное и хорошее образование — медицинское, психиатрическое, психоаналитическое, психотерапевтическое. И все было бы слишком традиционно, если бы не их многолетняя специализация в групп-анализе. Не просто квалификация в любимом предмете, а участие в его создании почти от самых истоков.
Дальним предвестником этой книги стала моя первая поездка за рубеж — в Голландию, на конгресс по групповой психотерапии. Для меня, не говорившего тогда по-английски, примерно две тысячи делегатов разделились по внешнему виду на три части, словно персонажи комикса: одетые строго и невыразительно-дорого, застегнутые на все пуговицы — психоаналитики (чем-то очень напоминавшие отечественных специалистов в штатском); пестрая компания психодраматистов, обнимавшихся и хлопавших друг друга при встрече по всем частям тела; и сдержанные люди с неизменной улыбкой — группаналитики.
В некотором смысле Дэннис Браун и Джонатан Педдер "усаживают в круг" разные психотерапевтические подходы и, хотя и не продолжают их диалог, все-таки допускают его. Эта книга, на мой взгляд, могла бы стать хорошим учебником по психотерапии для тех, кто не обязательно будет ею заниматься, но кое-что о ней знать хочет и должен. В ее сдержанности, внятности и доброжелательности к подходам, которые авторы не разделяют, содержится хороший урок английского стиля и такта.
На меня особенное впечатление произвела точность определений весьма непростых понятий и ясные, короткие примеры из практики — действительно примеры из реальной практики, а не размалеванные иллюстрации, как случается.
Несколько лет назад в Лондоне я спросил знакомого групп-аналитика про другого профессионала, хороший ли он психотерапевт. Ответ был. "Он тренирован". Эту книгу обязательно будут читать люди, про которых скажут. "Он тренирован", — и это будет правда.
Леонид Кроль
ПРЕДИСЛОВИЕ
К нам часто обращаются с просьбой порекомендовать что-либо для чтения по основам психотерапии. Эти просьбы приводят в некоторое замешательство, статьи Фрейда 1911—1915 годов по методу или "Групповые методы" Биона (1961) являются восхитительным и совершенно необходимым чтением для тех, кто занимается индивидуальной или групповой психотерапией. Но нам неизвестно ни одной книги — по крайней мере, из написанных нашими соотечественниками-психотерапевтами — дающей ответ на вопрос. "Что такое психотерапия?" Настоящая книга появилась на свет как следствие попытки ответить на этот вопрос и дать представление о динамической психотерапии студентам-медикам и всем тем, кто переключился на изучение психиатрии с какой-либо иной дисциплины Мы стремились к предельному упрощению изложения основных принципов психотерапии в первой части. Во второй — попытались представить методы, основанные на изложенных принципах, и не уделяли большого внимания психотерапевтической практике — то есть тому, "как это сделать", убежденные, что для этого необходимо глубокое исследование под постоянным наблюдением.
Оба мы являемся психоаналитиками, работающими на полставки консультантами-психотерапевтами в базовой университетской психиатрической клинике, где представлены все современные подходы и методы лечения. По нашему мнению, работы Фрейда и психоанализ — это исток всех расцветших впоследствии форм динамической психотерапии, индивидуальной и групповой, семейной и супружеской. С развитием новых форм психотерапии (как в сфере психиатрии, так и за ее пределами) удается выявить некоторые простые постулаты основных принципов, которые помогают ориентироваться и нам самим и, надеемся, могут оказаться полезными другим.
Психоаналитические воззрения по своей сути являются развивающимися. Они рассматривают человека и в эволюционном развитии, обращаясь к его "дочеловеческому" образу (вплоть до стадии приматов), и также в историческом и социальном аспектах, не говоря уже о рассмотрении каждого индивидуума в его собственном уникальном культурном и эволюционном контексте, являющемся полем особого внимания психотерапии. Настоящее может быть понято только в связи с прошлым. Прошлое присутствует всегда.
Дэннис Браун Джонатан Педдер
Больница св. Анны, Лондон 1979
ПРОЛОГ
Что такое психотерапия? По существу, это беседа с теми, кто попал в беду, предоставляющая возможность высказать свои проблемы и помогающая понять, в чем же суть этой беды, и найти выход.
Некая миссис А. пришла к своему семейному доктору* с жалобами на преследующие ее страхи и острые приступы беспокойства. Она считала себя счастливой в своей семейной жизни и не могла понять причин этих болезненных симптомов. Доктор рассмотрел их как проявление еще не развившейся болезни, дающей биохимические изменения организма. Он прописал ей антидепрес-санты, но их применение не принесло заметного результата. Хуже того — миссис А. возомнила, что с ней происходит нечто кошмарное, недоступное пониманию окружающих, она начала опасаться, не сходит ли с ума.
Существуют ли иные способы понять происходящее?
Используя альтернативный подход, удалось обнаружить некоторые подробности прошлой жизни пациентки, в которых и заключается ключ к проблеме. Тревожащие симптомы начали проявляться, когда ее единственной дочери было шесть лет. Именно тогда миссис А. обсуждала с мужем необходимость отдать дочь учиться в школу-интернат, поскольку они жили в довольно удаленном месте. Похоже, мать была огорчена предполагаемой разлукой гораздо сильнее, чем осознавала это. Более того, когда самой женщине было шесть лет, ее родители развелись и отослали дочь к тетке. Перспектива разлуки с дочерью пробудила в ней воспоминания о тех переживаниях, которые вызвала в ней, тогда шестилетней девочке, разлука с собственными родителями. Когда миссис А. увидела эту связь, ее слезы и беспокойство стали ей понятны, что и позволило разрешить проблему. Она перестала считать себя пораженной неведомым страшным недугом, бесконтрольно овладевающим ее организмом, а поняла, что причина
•Речь идет не о семейной терапии, а о традиционном обращении к врачу широкого профиля, пользующего всех членов семьи — Прим. научного редактора нездоровья состоит в том, что нынешние переживания чрезмерно преувеличены наложением детских воспоминаний
Симптомы, по поводу которых пациенты обращаются к врачу, часто являются неосознанным отражением пережитых в прошлом страданий. Одна из основных целей настоящей книги состоит в описании подхода к выявлению подобных проблем и их дальнейшего психотерапевтического излечения.
