- •1. Как возможна история культуры? Объект, предмет и метод истории культуры.
- •2. Культурно-исторический процесс и деятельность человека. Исследование культурных процессов и законы развития культуры
- •3. Объяснение и понимание культуры как исторического процесса
- •4. Социальные общности – носители культуры: этнос, народ, класс, элита, масса, интеллигенция, личность
- •5. Происхождение археологических культур. Синкретизм первобытного сознания
- •6. Культура позднего камня, бронза и раннего железа.
- •7. Этнографические аналоги первобытных веков
- •8. Способы возвращения к меру предков: ремифологизация и демифологизация.
- •9. Мифологическая картина мира древних греков. Илиада и Одиссея Гомера как ключ художественной мифологии стран Европы.
- •10. Вклад древних греков в мировую культуру
- •11. Распространение греческой культуры в бассейне Средиземного и Черного морей
- •12. Древнеримская культура. Что внесли римляне в мировую культуру.
- •13. Картина мира и культовый эпос средневекового человека: крестьянин и его мир
- •14. Этос и образ священнослужителя, рыцаря и горожанина
- •15. Герои и поэтика средневековой литературы и искусства
- •18. Герои и поэтика ренессансного искусства. Открытие художественной перспективы.
- •19. Начало национальных литератур в эпоху Ренессанса
- •20. Театр в жизни и на сцене: эстетизация стиля
- •21. Новоевропейское мышление и образ жизни. Человек как стиль и образ действия
- •22. Поэтика и герои новоевропейского искусства. Трагический гуманизм и усложненность стиля
- •23. Феномен универсального стиля литературы и искусства Барокко. Человек как стихия в мире стихий.
- •24. Особенности украинского барокко и его взаимодействие с русским и польским.
- •25. Эпоха просвещения. Ожидание перемен и отсутствие единого стиля. Единство социальных и идейных предпосылок Просвещения
- •26. Утрата изобразительными искусствами ведущей роли перед литературой. Просвещение чувств. Новое соотношение красоты и чувства
- •27. Стили эпохи Просвещения: сентиментализм, неоклассицизм, просветительский реализм и другие.
- •28. Человек эпохи просвещения: его ценности, достижения, противоречия
- •34. Романтический герой. Манифесты романтиков
- •35. Модельные искусства романтизма: литература и музыка
- •36. Романтизм в жизни и на сцене
- •37.Эпоха позитивизма в поисках стиля. Хозяин и работник как две фигуры эпохи
- •38. Реализм и его антипод – натурализм как типы художественного мышления. Реализм универсальный и реализм конкретный: поэтика, жанры и герои.
- •39. Мировоззрение художников эпохи: философская эклектика, попытки изгнания диалектики, формализм как суть позитивного отношения к жизни
- •40. Неизбежность борьбы за новое искусство. Понятие реализма и реалистического метода в искусстве.
- •41. Эпоха нового века: выводы зрелой капитализации и модерн в узком смысле слова. Потребность в авангарде
- •42. Импрессионизм как первый тип художественного мышления модерна: впечатление и действителность
15. Герои и поэтика средневековой литературы и искусства
Процесс развития средневековой литературы характеризуется демифологизацией, которая проявлялась по-разному.
Античные мифологеческие сюжеты и поэтика уже не опирались на мифологический кругозор и превратились в поверхностную игру тропов при дворах Юстиниана, Карла Великого и Оттона.
Мифологичность ранних национальных литератур (ирландской, исландской) выражается в сказочности — красивых и авантюрных элементах куртуазной литературы. Параллельно происходит смена аффективной мотивации поступков героев на более сложную морально-психологическую.
Крупнейшие поэты высокого средневековья и раннего Возрождения Данте, Чосер, Боккаччо утверждали жанры немифологических произведений и новой поэтики, в основе которой — акцент на вероятность, и даже общеизвестность рассказанного.
Образы главных героев героического позднего средневековья, называемого также классическим, резко отличаются от героев архаического эпоса, главные добродетели которых — сила, ловкость, воинская удаль, беспощадность к врагам, не исключающая вероломства и коварства. Герои классического эпоса, кроме мужества, отваги и военной доблести, отличаются тонкостью чувств, преданностью монарху, что было немыслимо в период родоплеменного строя, а также благочестием, преданностью Церкви и милосердием, великодушием, в том числе к поверженным врагам, что также было невозможно в дохристианскую эпоху. Всё это наиболее полно отразилось в «Песни о Роланде» (ок. 1100), которая представляет собою наиболее значительный памятник французского героического эпоса. Ее главный герой граф Роланд, племянник Карла Великого, гибнет вместе со своим отрядом в Ронсевальском ущелье, став жертвой предательства собственного отчима Ганелона. Достаточно сравнить «Песнь о Роланде» с летописью, чтобы убедиться в переосмыслении сюжета: исторический Роланд гибнет от рук басков, а не сарацин (арабов). Поэма призывала к борьбе против мусульман и пропагандировала крестовые походы. Менее значителен в художественном отношении цикл поэм о Гийоме Оранжском (XII — XIV вв.), прославляющих верное служение королю и живописующих феодальные усобицы.
Авторы рыцарских романов не стремились к воссозданию исторического и местного колорита (это требование было введено в литературу лишь романтиками много веков спустя). Героям рыцарских романов приданы черты идеальных рыцарей того времени. Особенно это ощутимо в романах н6а античные сюжеты, прежде всего в анонимном «Романе об Александре», имеющем тот же литературный источник, что и славянская «Александрия». Другая группа рыцарских романов создана на основе кельтских преданий и легенд.
16. Карнавальная культура средневековья
1. Двойственность и перевернутость карнавального мира (верх-низ, духовное - телесное, языческое - христианское, серьезное - смеховое, повседневное - праздничное). Карнавал являл собой «жизнь вверх ногами», все, что принижалось и подавлялось в обычной жизни на время карнавала приобретает сакральный статус. Особенно это касается оппозиции «духовное-телесное
2. Универсальность карнавального действа, пространство и время карнавала. Карнавал имел жесткие пространственно-временные рамки, определяемые границами города и временем начала и конца карнавальной жизни
3. Игровая природа карнавала. Важнейшей чертой этого феномена является карнавальная свобода. Во-первых, это свобода от жестких норм христианской аскезы ,во-вторых, освобождение от корпоративности и социальных норм
4. Цементирующим началом карнавальной культуры выступает смех как механизм переоценки ценностей. Праздничный смех отличается универсальностью, всенародностью, амбивалентностью, утопичностью, миросозерцательностью.
5. Карнавал не знает деления на зрителей и актеров, карнавал – это жизнь. Находясь в стенах средневекового города нельзя было остаться в стороне, праздничная жизнь вовлекала и подчиняла себе любого, будь ты сам король или епископ.
За пределами карнавального мира бытие смехового начала в культуре было связана с такими фигурам как шуты и дураки. Шут – важнейший персонаж средневекового мира, он презираем, осуждаем церковью как слуга Дьявола. Но именно эта исключенность из средневековой иерархии и делала шута носителем социально-критического начала. Дурак свободен потому, что он дурак.
В итоге, следует сказать, что карнавальная культура отражает сложность мировоззренческой основы духовного мира человека средневековья и воплощает стихийно-диалектическое понимание мира.
17. «Образ пространства» в картине мира культуры Ренессанса
Картина мира в культуре ренессанса
Антропоцентризм. Новым хозяевам городов претило господство феодально-аристократических слоев и их идеологии, поддерживаемой догмами христианской церкви. Церковь лицемерно проповедовала благость аскетизма, тогда как сама владела огромными богатствами. Но главное было не в этом. Торговцы, банкиры и ремесленники были заинтересованы в одобрении труда, накопления и потребления, в признании материальных благ достойными ценностями.
Схоластической образованности средневековья, основанной на изучении логики, метафизики и «естественной философии», т.е. спекулятивных рассуждений о природе вещей в реальном мире, они противопоставили - изучение наук о человеке: истории, поэтики, права. Изучая их, они приобрели другую систему ценностей. Не отвергая основных догм религии, они ожидали более терпимого отношения к естественным человеческим чувствам и мирским интересам.
Общество средневековья было сугубо сословным, средневековый человек был корпоративным существом. Он целиком, душой и сердцем принадлежал к сословию, даже в личной жизни зависел от него -от сельской общины, в городе - от цеха, от соседей по улице и церковному приходу. Эта связанность мешала буржуазному предпринимательству и личному обогащению.
Людей Возрождения вдохновляло ощущение нового века. Они понимали, что наступает новое время, что они живут в обновляющемся мире. Люди впервые за тысячу лет ощутили ход времени - осознали, что всё изменяется, что прошлое другое, чем современность, что, стало быть, в прошлом люди пользовались вещами иного типа, создавали искусство в другом стиле, ходили в иных одеждах.
Перспектива есть "сведение к единству всех разновидностей индивидуального видения. Единство же достигается, когда изображение получает концептуальную определенность и абсолютный характер или, иными словами, когда образ пространства, воспринимаемый глазами, отождествляется с образом пространства, сложившимся в уме человека. А точнее: когда видит так, как подсказывает воображение. "История итальянского искусства" Дж.К.Арган |
"Пусть никто не сомневается, что основа и начало этого искусства учебы, равно как и каждая ступень в достижении мастерства должны черпаться из природы." Альберти Перспективу можно назвать "символической формой", посредством которой некоторое духовное смысловое содержание привязывается конкретному чувственному знаку и внутренне усваивается этим знаком," |
