- •Символизм как литературное направление. Периодизация. Философия природа символизма
- •Поэтика символистского романа (на примере произведения а. Белого «Петербург»)
- •Особенности поэтического мира и идея пути в творчестве а. Блока
- •Акмеизм как литературно - эстетическое направление. Манифесты. Основные представители
- •Творчество а. Ахматовой. Основные поэтические книги. Жанр поэмы (http://www.Akhmatova.Org/articles/griakalova.Htm)
- •Философия и эстетическая природа русского футуризма
- •Литературные группировки и течения конца 1910-1920 гг.
- •Особенности русского литературы 1930х гг. Экспериментальная природа русского соцреализама
- •Литература русской эмиграции «первой волны». Основные центры. Специфика тематики
- •Основные тенденции в русской литературе 1960-1990гг. «Громкая» лирика 1960гг: имена, концепция человека и мира, проблематика. Творчество Евтушенко, Вознесенского
- •Деревенская проза: основные проблемы и поэтика. Лирическая и социологическая ветви деревенской прозы
- •Судьба личности и истории России в 20в в романе б. Пастернака «Доктор Живаго». Концепция творчества в романе
- •3. Автобиографичность.
- •«Стихи Юрия Живаго»: композиция и поэтика цикла. Роль творчества в романе (еще)
- •Драматургия 70-80гг :поэтика, проблематика (а.Арбузов, л. Петрушевская, в. Славкин)
- •Драматургия Вампилова в контексте русской драматургии второй половины 20 вв.
- •Лирика Тарковского : отношение к Слову, словарю; место поэта в культуре и бытие
- •Поэзия Бродского: постмодернистские черты поэтики, отношения к культуре, стоицизм, как мироощущение поэта
«Стихи Юрия Живаго»: композиция и поэтика цикла. Роль творчества в романе (еще)
Самого Юрия Живаго понемногу покидают жизненные силы. И жизнь вокруг него становится все беднее, грубее и жестче. Сцена смерти Юрия Живаго, внешне ничем не выделяясь из общего хода повествования, несет в себе тем не менее важный смысл. Герой едет в трамвае и у него начинается сердечный приступ. Он рвется на свежий воздух, но "Юрию Андреевичу не повезло. Он попал в неисправный вагон, на который все время сыпались несчастья..." Живаго так и умирает у трамвайных колес. Жизнь этого человека, задыхавшегося в духоте замкнутого пространства страны, потрясенной революцией, обрывается...
Пастернак говорит нам, что все происходившее в те годы в России, было насилием над жизнью, противоречило ее естественному ходу. Еще в одной из первых глав романа Пастернак пишет: "...очнувшись, мы уже больше не вернем утраченной памяти. Мы забудем часть прошлого и не будем искать небывалому объяснения. Наставший порядок обступит нас с привычностью леса на горизонте или облаков над головой. Он окружит нас отовсюду. Не будет ничего другого". Эти глубоко пророческие слова, мне кажется, как нельзя лучше говорят о последствиях тех далеких лет. Отказ от прошлого оборачивается отказом от вечного, от нравственных ценностей. И этого нельзя допускать.
Стихотворения Юрия Живаго в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго».
Свидетельство Юрия Живаго о своем времени и о себе — это стихи, которые были найдены в его бумагах после его смерти. В романе они выделены в отдельную часть. Перед нами не просто небольшой сборник стихотворений, но цельная книга, имеющая собственную строго продуманную композицию. Открывается она стихотворением о Гамлете, который в мировой культуре стал образом, символизирующим раздумья над характером собственной эпохи. «Гамлет» Шекспира — один из шедевров переводческого искусства Пастернака. Одно из важнейших изречений принца датского в пастернаковском переводе звучит так: «Порвалась дней связующая нить. / Как мне отрывки их соединить!» Гамлету Юрий Живаго вкладывает в уста слова Иисуса Христа из молитвы в Гефсиманском саду, в которой он просит Отца своего об избавлении его от чаши страданий.
Завершается эта поэтическая книга стихотворением, которое так и называется — «Гефсиманский сад». В нем звучат слова Христа, обращенные к апостолу Петру, защищавшему мечом Иисуса от тех, кто пришел его схватить и предать мучительной смерти. Он говорит, что «спор нельзя решать железом», и потому Иисус приказывает Петру: «Вложи свой меч на место, человек». Перед нами, в сущности, оценка Юрием Живаго тех событий, которые происходят в его стране и во всем мире. Это отказ «железу», оружию в возможности решить исторический спор, установить истину. И в этом же стихотворении присутствует мотив добровольного самопожертвования во имя искупления человеческих страданий и мотив будущего Воскресения. Таким образом, открывается книга стихотворений темой предстоящих страданий и сознанием их неизбежности, а заканчивается темой добровольного их принятия и искупительной жертвы. Центральным же образом книги (и книги стихотворений Юрия Живаго, и книги Пастернака о Юрии Живаго) становится образ горящей свечи из стихотворения «Зимняя ночь», той свечи, с которой начался Юрий Живаго как поэт.
Образ свечи имеет в христианской символике особое значение. Обращаясь к своим ученикам в Нагорной проповеди, Христос говорит: «Вы свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного». Книга стихотворений Юрия Живаго — это его духовная биография, соотнесенная с его земной жизнью, и его «образ мира, в слове явленный».
В роман включены стихотворения, имевшие автобиографическую основу. Так, например, стихотворения «Объяснение», «Осень», «Свидание» были посвящены Анне Ивинской. Стихотворение «Свидание» напоминало о минувших встречах. Ивинская вспоминала, что прочитала его уже в ссылке. В то же время эти стихотворения передавали характер отношений Юрия Живаго и Лары: Ивинская служила одним из прототипов героини. Важное место в романе занимает образ горящей свечи, который композиционно организует текст. Именно со стихотворения о свече Юрий Живаго начинается как поэт. Образ свечи возникает в первой книге, в третьей части романа – «Елка у Свентинских». Образ свечи, возникший в сознании героя, актуализирует духовные истины, о которых идет речь в романе.
Психологическая драма конца 1950-60гг. На примере А. Володин, А.Арбузов
Для 70-80-х годов характерно заинтересованное внимание к психологической драме и к возможностям мелодрамы. В 40-50-е годы слово мелодрама употреблялось в негативном смысле. Но обращение к этому жанру именно в это время объясняется реакцией авторов на рассудочность социологической драмы, которой противостоит открытая и откровенная эмоциональность мелодрамы.
Серьезными и художественно перспективными были поиски новых форм в области сюжетно-композиционной структуры психологической драмы.
В драматургии 50-х годов строго выдерживалась хронологическая последовательность событий, однонаправленность действия. Начало 70-х годов было ознаменовано попытками строить драму свободно, возвратив сценическому времени возможность свободно переноситься из настоящего в прошлое, если это необходимо для смысла.
В нашей литературе А. Н. Арбузов (1908–1986) прожил полвека, ни разу не изменив своей главной любви – драме. Все тридцать с лишним пьес писателя, созданных в разные годы, имели сценическую жизнь, одни более, другие менее долгую и счастливую. Арбузов – один из самых театральных наших драматургов, писавший не для чтения, а для игры на сцене. Отсюда – постоянное обновление формы, стремление к жанровой определённости. По его убеждению, «пьеса вне жанра – не драма, не комедия, не трагедия – деквалифицирует актёра»[2]. Арбузов никогда не был формалистом в искусстве, не признавал случайного, поспешного, необоснованного шарахания «от бескрылого натурализма к модернизму». Его художественные искания всегда определялись сверхзадачей: как наилучшим образом, ярче воплотить свои заветные темы, мысли, характеры. А для Театра Арбузова самые главные проблемы – это поиски смысла жизни, размышления о том, «куда уходят дни?», и любовь – как главный критерий счастья и гармонии в человеческих отношениях.
