- •Символизм как литературное направление. Периодизация. Философия природа символизма
- •Поэтика символистского романа (на примере произведения а. Белого «Петербург»)
- •Особенности поэтического мира и идея пути в творчестве а. Блока
- •Акмеизм как литературно - эстетическое направление. Манифесты. Основные представители
- •Творчество а. Ахматовой. Основные поэтические книги. Жанр поэмы (http://www.Akhmatova.Org/articles/griakalova.Htm)
- •Философия и эстетическая природа русского футуризма
- •Литературные группировки и течения конца 1910-1920 гг.
- •Особенности русского литературы 1930х гг. Экспериментальная природа русского соцреализама
- •Литература русской эмиграции «первой волны». Основные центры. Специфика тематики
- •Основные тенденции в русской литературе 1960-1990гг. «Громкая» лирика 1960гг: имена, концепция человека и мира, проблематика. Творчество Евтушенко, Вознесенского
- •Деревенская проза: основные проблемы и поэтика. Лирическая и социологическая ветви деревенской прозы
- •Судьба личности и истории России в 20в в романе б. Пастернака «Доктор Живаго». Концепция творчества в романе
- •3. Автобиографичность.
- •«Стихи Юрия Живаго»: композиция и поэтика цикла. Роль творчества в романе (еще)
- •Драматургия 70-80гг :поэтика, проблематика (а.Арбузов, л. Петрушевская, в. Славкин)
- •Драматургия Вампилова в контексте русской драматургии второй половины 20 вв.
- •Лирика Тарковского : отношение к Слову, словарю; место поэта в культуре и бытие
- •Поэзия Бродского: постмодернистские черты поэтики, отношения к культуре, стоицизм, как мироощущение поэта
3. Автобиографичность.
Содержание романа – это, в сущности, духовная история самого Бориса Пастернака, представленная, однако, как история жизни другого лица, Юрия Андреевича Живаго.
При этом в несколько лет, прожитых доктором Живаго в разгар революции, Пастернак вмещает свой жизненный и духовный опыт за гораздо больший срок.
4. Четвертая отличительная особенность романа состоит в том, что в нем особую роль играют многозначительные знаки судьбы, полные внутреннего смысла совпадения. Такими совпадениями пронизано все повествование, они случаются у Пастернака чаще, чем в обычной жизни. Они нужны автору, конечно, не для того, чтобы помочь движению сюжета, как утверждают некоторые критики. Таким способом Пастернак реализовал мысль о случайной и непознаваемой природе мира. По Пастернаку, человеческую жизнь движет власть неподсудных людям стечений обстоятельств. Людям не дано их предугадать, и только неожиданные, загадочные совпадения служат их знаком, сигналом из непознаваемого мира. Вот почему так настойчиво выискивает эти знаки, эти совпадения, эти знамения Пастернак.
Пастернак в своем романе ведет речь о цене, которую приходится платить за произведенный над страной социальный эксперимент: он говорит о невинных жертвах, о разбитых судьбах, об утрате веры в ценность человеческой личности.
Закономерно поэтому, что с развитием революции жизнь героя романа все более оскудевает: он окончательно теряет семью, исчезает Лара, вся окружающая его обстановка становится все более мелочной, оскорбительно пошлой. И самое страшное: его покидают творческие силы, он опускается и погибает от сердечного приступа, от удушья, перехватившего горло. Смерть Юрия Живаго символична, ибо она настигает героя в переполненном трамвае, который никак не мог обогнать пешехода.
Эта кульминация подготовлена всем развитием романа. На его протяжении и герой, и автор все острее воспринимали события как насилие над жизнью, все больше убеждались, что она не терпит никакого вмешательства, не нуждается в нем. Жизнь невозможно изменить, переделать усилиями извне. Переделать, улучшить себя может только она сама в своем органическом течении. В споре с партизанским вожаком Ливерием доктор Живаго восклицает: «Когда я слышу о переделке жизни, я теряю власть над собой, я впадаю в отчаяние… материалом, веществом, жизнь никогда не бывает. Она сама, если хотите знать, непрерывно себя обновляющее, вечно себя перерабатывающее начало, она сама вечно себя переделывает и претворяет…» Последствия вмешательства в естественный ход жизни могут быть только разрушительными и мучительными. Цепь таких последствий и развертывается в романе.
А на самых последних страницах, уже через полтора десятилетия после смерти героя, мы знакомимся с его дочерью – «бельевщицей Танькой». Она не знает, чья она дочь, ничего не знает о своем отце. Танька утратила всякую связь с миром отца, миром гуманистической культуры: «Ну конечно, я девушка неученая, без папи, без мами росла сиротой».
Но все-таки Пастернак не был бы Пастернаком, если бы закончил роман на этой пессимистической ноте.
Пастернак слишком сильно верил в то, что жизнь в себе самой несет начало вечного обновления, несет свою свободу и полноту. И они не могут не возрождаться. Вот почему роман не заканчивается ни сценой смерти доктора Живаго, ни плачем Лары над телом Юрия, ни сообщением о ее исчезновении, ни даже рассказом о себе бельевщицы Татьяны. Он заканчивается авторским монологом, утверждающим, приемлющим этот мир, каким бы он в данный момент ни был: «Счастливое, умиленное спокойствие за этот святой город и за всю землю, за доживших до этого вечера участников истории и их детей проникало их и охватывало неслышною музыкой счастья, разлившейся далеко кругом».
И это не искусственный мажорный аккорд в финале, не внесенная автором от себя оптимистическая декламация. Это образный итог внутренней темы, которая развивалась на протяжении всего романа, постоянно всплывая из раздумий, сомнений, мучений героя и автора, темы любви – любви к жизни, к России, к данной нам действительности, какой бы она ни была.
