Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
225397.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
4.52 Mб
Скачать

§ 2.3 Основания возникновения заинтересованности

Теперь перейдем к основаниям возникновения заинтересованности, указанным в ФЗ «Об ООО».

Заинтересованность субъектов в совершении сделки будет иметь место в том случае, если эти лица, их супруги, родители, дети, братья и сестры125 и(ли) их аффилированные лица (1) являются стороной сделки или выступают в интересах третьих лиц в их отношениях с обществом; (2) владеют (каждый в отдельности или в совокупности) 20 и более процентами акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с обществом; (3) занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с обществом; (4) в иных случаях, определенных уставом общества.

Примечательно, что в Законопроекте предлагается расширить основания заинтересованности, включив туда также ситуации, при которой перечисленные лица занимают должности в органах управления управляющей организации юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с обществом.

Как справедливо отмечает М.В. Телюкина (и это общий недостаток норм о сделках с заинтересованностью), «указанные параметры носят очень формальный характер - они подлежат применению, а определенный субъект признается заинтересованным даже в тех случаях, когда ни общество, ни сам этот субъект не знали о наличии признаков заинтересованности».126

125 В Законопроекте предлагается расширить этот перечень путем включения туда таких субъектов как «полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные». 12 Телюкина М.В., Указ. соч., Консультант-Плюс.

80

Прежде всего, следует отметить несовершенство формулировки анализируемой нормы ФЗ «Об ООО». Так, не ясно, чьи аффилированные лица имеются в виду в рассматриваемой норме. Либо это аффилированные лица применительно к лицам, указанным в части 1 пункта 1 статьи 45 ФЗ «Об ООО», либо это аффилированные лица также и супругов, родителей, детей и т.д.?

Кроме того, не ясно, как применяется это положение к аффилированным лицам участника, с которыми он совместно владеет 20 и более процентами от общего числа голосов участников общества: значит ли это, что следует в данном контексте учитывать аффилированных лиц аффилированных лиц такого участника?

Теперь обратимся непосредственно к основаниям заинтересованности. Понятие стороны по сделке не требует дальнейших пояснений. Что касается лица, выступающего в интересах третьих лиц в отношениях с обществом, то, как представляется, .таким субъектом может быть лицо, действующее на основании доверенности, являющееся поверенным по договору поручения, агентом по агентскому договору, комиссионером по договору комиссии, доверительным управляющим по договору доверительного управления.127

Также в числе оснований заинтересованности законодатель указывает владение (каждым в отдельности или в совокупности) 20 и более процентами акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с обществом.

В данном контексте следует обратить внимание на то, что ФЗ «Об ООО» в качестве юридических лиц имеет в виду ограниченный перечень субъектов, в который входят акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, полные и коммандитные товарищества, а также производственные кооперативы. Кроме того, единственной некоммерческой организацией может выступать потребительский кооператив, хотя суды толкуют данную норму

127 Подобного мнения придерживается также М.Ю. Тихомиров, Комментарии к Федеральному закону об обществах с ограниченной ответственное! ыо под ред. М.Ю. Тихомирова // Юринформцентр, Москва, 2004, С. 232.

31 расширительно, распространяя ее действие и на иные некоммерческие организации, например, на фонды.128

Как справедливо отмечает А.А. Маковская, «принимая во внимание то, что некоммерческие организации имеют право в определенных пределах заниматься предпринимательской деятельностью и занимаются такой деятельностью достаточно активно»129, данный подход судебных инстанций представляется разумным.

Далее обратимся к такому основанию заинтересованности, как занятие определенными субъектами должностей в органах управления юридических лиц. В данном контексте возникает следующая проблема - что следует понимать под органами управления. Иными словами, следует ли для целей анализируемой нормы в понятие «орган управления» включать общее собрание участников или акционеров? Означает ли это, что все участники, акционеры, товарищи и т.д. будут являться заинтересованными лицами в описываемой ситуации?

Первый вариант решения проблемы - буквальное толкование нормы. Несмотря на различные мнения в литературе,130 факт того, что общее собрание участников является самостоятельным органом управления общества, представляется бесспорным.131 На основании такого толкования можно сделать вывод, что участники, акционеры, товарищи и т.д. также могут быть субъектами заинтересованности.

Однако можно обосновать противоположную позицию. Как представляется, в данной ситуации следует обратить внимание на понятие «должность» в органах управления. Законодательство не содержит определения должности в органах управления юридических лиц. Как отмечает А.В. Габов,

1:3 Постановление ФАС СЗО от 8 января 2002 № А44-3094/00-С5, СПС Гарант.

129 Маковская А.А., Указ. соч., С. 35.

130 Bernard S. Black, Reinier Kxaakman, Anna S, Tarassova, Guide to the Russian Law on Joint Stock Companies, 1998. Ссылка по ссылке из книги Могилевского С.Д.. Органы управления хозяйственными обществами: Правовой аспект: Монография, М., Дело, 2001, С. 120.

шПодробное исследование природы и органов управления хозяйственных обществ и статуса общего собрания участников (акционеров) изложено в монографии С.Д. Могилевского.

Могнлевский С.Д. Органы управления хозяйственными обществами: Правовой аспект: Монография, М., Дело, 2001, С. 120-121.

82 «...по логике Трудового Кодекса на должность можно «избрать», «назначить» или «утвердить» (к примеру, статьи 16-16, 59, 70, 77, 83, 275 Трудового Кодекса132)».133

По всей видимости, следует руководствоваться тем фактом, что должность предполагает не только особую компетенцию и полномочия, но и определенный порядок ее замещения. Таким образом, участников, акционеров, товарищей и т.д. по данному основанию не следует относить к числу заинтересованных лиц. Данный вариант толкования представляется более предпочтительны м.

Как отмечалось выше, законодатель допускает, что устав общества может предусматривать иные случаи, когда определенные лица будут признаваться заинтересованными. С одной стороны, данный механизм позволяет адаптировать нормы о заинтересованности под реалии конкретного общества. Однако следует согласиться с А. Щичаниным и О. Гривковым, которые отмечают, что многие хозяйственные общества «запутывают в своих уставах качественные критерии сделок с заинтересованностью, причем до такой степени, что контрагенту вообще становится непонятно, как квалифицировать заключаемые с таким хозяйственным обществом сделки».134

Далее возникает вопрос о том, на основании каких положений действующего законодательства такая .сделка должна признаваться недействительной, в случае, когда отсутствует решение общего собрания участников или совета директоров о совершении такой сделки. Здесь возможно два варианта толкования: во-первых, на основании статьи 45 ФЗ «Об ООО», а, во-вторых, на основании статьи 174 ГК РФ.

В пользу первого подхода говорит тот факт, что возможность вводить дополнительные основания заинтересованности предусмотрена в силу прямого указания ФЗ «Об ООО». Кроме того, можно сказать, что устав вводит не

ш Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 № 197-ФЗ, Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002, №1, С. 3.

133 Постановление ФАС СЗО от 8 января 2002 № А44-3094/00-С5, СПС Гарант.

134 Шичаннн А., Грнвков О., Осноримость сделок, в совершении которых имеется заинтересованность. Российская юстиция, №4,2003, С.19.

83 новую категорию сделок, требующих специального решения об их совершении, а лишь дополнительное основание заинтересованности. Следовательно, такая сделка будет совершена с нарушением норм о сделках с заинтересованностью и должна оспариваться по статье 45 ФЗ «Об ООО».

Второй вариант поддерживает А.А. Маковская.135 Автор рассматривает внесение такого положения в устав как ограничение полномочий органов управления по сравнению с тем, как они определены в законе. В связи с этим делается вывод о том, что при отсутствии соответствующего решения о совершении рассматриваемой сделки, данная сделка будет оспоримой в соответствии со статьей 174 ГК РФ.

Введение нового основания заинтересованности, безусловно, расширяет перечень потенциальных заинтересованных сделок по сравнению с законом. Поэтому, на мой взгляд, следует согласиться с подходом, предлагаемым А.А. Маковской. Кроме того, данный подход хорош тем, что предоставляет защиту добросовестному контрагенту общества, по сравнению с нормой статьи 45 ФЗ «Об ООО».136