Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Психолингвистика.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
149.23 Кб
Скачать

32. Роль а.Р. Лурии в открытии речевых зон мозга.

А.Р. Лурия, ученик Л.С. Выготского, в годы Великой Отечественной войны был главным специалистом Советской Армии по восстановлению деятельности военных, которые получили травму головы. Обобщая свой опыт, уже в мирное время он разрабатывает новое направление исследований, ĸоторое объединяет данные лингвистики, психологии, физиологии и медицины – нейролингвистику. Новые языковые зоны он предлагает искать в передней части лобной доли и в височно-теменно-затылочной части левого полушария – в местах, которые отличают современного человека от первобытного. А.Р. Лурия обнаружил, что впереди от зоны Брока есть несколько речевых зон, которые отвечают за механизмы синтагматики речи, при этом каждая более передняя руководит более высоким уровнем организации речи (от сцепления звуков в слоги до объединения предложений в связный текст). В случае если больной хорошо строит отдельные высказывания, но теряет стратегию построения связного текста͵ такое нарушение речи А.Р. Лурия предложил называть динамической афазией. Задняя часть левого полушария (височно-теменно-затылочная) отвечает за языковые механизмы парадигматики. Чем дальше от середины левого полушария, те более сложные, утонченные механизмы втягиваются в парадигматику. Больным с нарушением этих зон мозга присущи парафазии трех видов:

1) литеральная, связанная с путаницей звуков (гонмада, вместо комната. Парис вместо Борис);

2) вербальная, связанная с путаницей слов (в осознании больного план выражения и план содержания отдаляются один от другого настолько, что возникает отчужденность смысла, больной не может вспомнить значения слова или переходит на очень высокий уровень обобщения: футбол - ϶то что-то физкультурное);

3) семантическая – путаница предлогов и отношений времени.

33. Структура речевого акта.

Речевой акт как научный концепт обязан своей известностью аналитическому по методам, логико-философскому по изначальным интересам и лингвистическому по результатам учению об элементарной единице языковой коммуникации - теории речевых актов. Основу теории речевых актов составили идеи, зародившиеся в 30-х гг. и позже изложенные английским логиком Дж. Остином. Главная идея теории речевых актов сводится к тому, что мы, произнося предложение в ситуации общения, совершаем некоторое действие или, точнее, действия: приводим в движение артикуляционный аппарат, упоминаем людей, места, объекты, сообщаем что-то собеседнику, веселим или раздражаем его/ее, просим, обещаем, приказываем, извиняемся, порицаем; причем эти действия обусловлены намерением или интенцией говорящего. Отметим, что интенциональность здесь понимается в далеком от феноменологии смысле. В структуре речевого акта с минимальными вариациями выделяются локутивный, иллокутивный и перлокутивный акты, и только локутивный акт трактуется по-разному.

Локутивный акт сводится к речепроизводству как таковому. Уточняя это размытое определение, Дж. Сёрль выделяет собственно акт произнесения или «акт высказывания» и «пропозициональный акт», включающий референцию и предикацию. Кент Бах и Роберт Харниш в своей модели речевого акта в похожей функции также выделяют «акт высказывания» и «локутивный акт».

Иллокутивный акт является центральным понятием теории речевых актов. Он соотносится с коммуникативным намерением или интенцией говорящего, совмещая целеполагание с выражением пропозиционального содержания высказывания. Сущность иллокутивного акта отражается в речевом акте как его иллокутивная сила или иллокутивная функция. Сюда же включается ряд компонентов: иллокутивная цель, способ достижения цели, интенсивность иллокутивной силы, предварительные условия, условия пропозиционального содержания, условия эффективности и успешности, определяемые правилами социального поведения, нормального входа и выхода, условиями искренности для говорящего и слушающего. Все они поддаются формализации методом иллокутивной логики, что позволяет на базе теории множеств представить разные типы иллокутивных актов как логические формулы. Индикаторы иллокутивной силы указывают на то, как именно должна приниматься и пониматься пропозиция в высказывании, с какой иллокутивной силой. Дж. Сёрль в английском языке к таким индикаторам относит среди прочих ударение, интонацию, наклонение глагола, порядок слов и перформативные глаголы.

Перлокутивный акт выражает результат речевого воздействия, которого говорящий интенционально достигает, выполняя локутивный и иллокутивный акты: поздравляет, убеждает, угрожает, обещает, заключает пари, выносит приговор и т. д. Перлокутивный акт шире иллокутивного эффекта, т. e. понимания высказывания адресатом в функции, предписанной говорящим: перлокуция не столь жестко связана с самим высказыванием и обусловлена прагматическим контекстом. Произнося (т. e. совершая акт высказывания) банальную фразу «У Джона прекрасная машина», говорящий осуществляет акт референции, соотнося имя Джон с конкретным человеком, приписывая ему (акт предикации) владение прекрасным автомобилем. При этом он сообщает (иллокутивный акт) адресату этот факт; посредством данного сообщения осуществляется перлокутивный акт, в нашем случае это может быть простая оценка (если машина и впрямь прекрасна) или комплимент (если автомобиль на самом деле не заслуживает такой высокой оценки), или даже упрек (будучи сказанным другому человеку, чья машина недостаточна хороша). Перлокуция, таким образом, характеризуется определенной относительностью и зависимостью от широкого контекста.