Идея создания крупнейшей в мире международной организации для оказания помощи больным и раненым на войне – Общества Красного Креста – возникла в 1859 г., когда швейцарский общественный деятель А. Дюнан (1828–1910) стал свидетелем битвы между австро-венгерской армией и войсками Франко-Сардинского альянса. После кровавой бойни при Сольферино тысячи раненых были оставлены без какой-либо помощи на поле боя, оказавшись во власти хищников и мародеров.
Для практической реализации идей А. Дюнана в 1863 г. была созвана Международная конвенция в Женеве, в которой приняли участие помимо членов Оргкомитета 36 представителей 14 правительств, включая 18 официальных делегатов различных ассоциаций и 7 неаккредитованных наблюдателей. Среди делегатов конференции зарегистрированы имена двух подданных Российской империи – М. И. Исакова и капитана А. Киреева. Наиболее значимые резолюции и рекомендации конференции 1863 г. касались организации обществ помощи, гарантированного нейтрального статуса для раненых, посылки волонтеров из числа медицинского персонала на поля сражений, организации международных конференций, выбора защитного знака.
В 1864 г. были созданы 7 национальных обществ Красного Креста: в Бельгии, Дании, Франции, Ольденбурге, Пруссии, Испании и Вюртемберге. Позднее к ним присоединились еще 26 стран, в том числе и Россия (1867). К 1914 г. организация включала 45 стран-участниц.
С 1863 г. центральным органом общества являлся международный Комитет Красного Креста, располагавшийся в Женеве. Раз в пять лет предусматривался созыв международных конференций: в период мирного времени организация была децентрализована, и лишь во время военных действий вводилось жесткое единоначалие со стороны Комитета. При этом, в большинстве стран местные комитеты зависели от своих правительств, т. е. не могли действовать самостоятельно.
Универсальным отличительным и защитным знаком Общества стал красный крест на белом фоне, что было закреплено решением Женевской конвенции и позднее легло в основу названия всей организации. Выбор базировался на христианской символике и в то же время являлся инверсией швейцарского флага. Позже для мусульманских стран установили отличительный знак в виде красного полумесяца. Эти символы свидетельствуют о том, что добровольцы из национальных обществ, медицинские формирования, транспортные средства и их персонал находятся под защитой Женевской конвенции.
Во многих странах мира в XIX в. создавались общества, направленные на оказание помощи раненым, носившие различные названия. На международной конференции в 1892 г. было постановлено, чтобы все такие общества носили однообразное название — общества Красного Креста.
Российское Общество Красного Креста
В России инициатива учреждения Общества Красного Креста принадлежала фрейлине М. С. Сабининой, к которой присоединились баронесса М. П. Фредерикс и лейб-медики Ф. Я. Карелль и П. А. Наранович. 3 мая 1867 г. был утвержден Устав «Общества попечения о раненых и больных воинах», которое в 1879 г. переименовали в Российское Общество Красного Креста.
С момента своего возникновения эта организация находилась под покровительством императрицы. Согласно Уставу Общество имело целью содействовать отечественной военной администрации в уходе за ранеными и больными воинами во время войны. В мирное время Общество принимало меры к широкому обеспечению своих потребностей для военного времени, оказывало помощь увечным воинским чинам, помогало пострадавшим от общественных бедствий.
Доходы Общества слагались из единовременных пожертвований деньгами и вещами, всякого рода сборов и постоянных членских взносов. Еще в 1859 г. Н. И. Пирогов и некоторые другие врачи поставили перед Военным министерством вопрос о введении женского труда в госпиталях в мирное время. В 1863 г. было издано «Положение о сестрах Крестовоздвиженской общины, назначаемых для ухода за больными в военных госпиталях».
Юридическое и административное положение сестер милосердия в период войны было определено изданными в 1875 г. «Правилами о сестрах Красного Креста» и правилами, составленными для желающих вступить в сестры Красного Креста только на период войны. Таким образом, изначально разграничивались статусы женщин, работавших в общинах, и тех, кто хотел стать сестрой милосердия временно, в народе прозванных «вольнонаемными», или «волонтерками».
Для сестер Красного Креста, согласно названным правилам, православное вероисповедание признавалось необязательным. Возраст женщин определялся в границах от 20 до 45 лет, и эти женщины были обязаны трудиться пока не окончится война.
Почин в деле обучения женщин-добровольцев был положен в Санкт-Петербурге так называемой Врачебной Общиной, объединившей профессиональных медиков, которые стали давать соответствующие теоретические и практические уроки для всех желающих, о чем и заявили в Главное управление Общества Красного Креста.
Постепенно стали определяться основные функции общин:
1. Общие благотворительные цели (призрение бедных, попечение о больных, воспитание детей: Троицкая, Покровская общины в Санкт-Петербурге);
2. Военные, главной задачей которых была помощь раненым и больным воинам (Крестовоздвиженская, Георгиевская, «Утоли моя печали»);
3. В ведении св. Синода, приписанные к женским монастырям (Владычне-Покровская в Москве). Впрочем, сферы деятельности среди общин не были жестко разграничены.
Устав Российского Общества Красного Креста
Все общины сестер милосердия в начале XX в. находились в ведении Общества Красного Креста под покровительством овдовевшей императрицы Марии Федоровны. Их деятельность регламентировалась Общим Уставом общин Красного Креста, утвержденным в 1903 г. Появление нового, обязательного для всех устава свидетельствовало о стремлении Общества Красного Креста унифицировать общую структуру и систему управления российских общин.
Во главе общины стоял Комитет, занимавшийся управлением, а также внутренним устройством общины и ее учреждений; его задачей было изыскание необходимых для этого средств. Сотрудники Комитета, куда наряду с действительными членами входили благотворители, внесшие единовременно не менее 2000 руб., утверждали свой собственный состав, отчеты общины, денежные сметы, выбирали Ревизионную комиссию, занимавшуюся проверкой общинного делопроизводства, имущества и т. д.
Следующей инстанцией в управлении общиной являлся Попечительный совет, избиравшийся на общем собрании Комитета. Его возглавляла попечительница общины, она же – председательница Комитета и непременный член местного управления Красного Креста. Попечительный совет являлся непосредственным центром руководства общины и занимался решением вопросов, связанных с хозяйственной частью, функционированием лечебных заведений, устанавливал плату с приходящих больных и т. д.
Попечительница ведала исключительно внутренним распорядком и бытом сестер. Она же решала вопросы относительно приема испытуемых и увольнения в отпуск, а также избрания старших сестер.
Старшие сестры назначались в общинах, где имелось много сестер, из наиболее опытных и достойных. Они ведали определенными направлениями деятельности общины: например, старшая по аптеке, хозяйству или лечебному заведению. Главный врач руководил лечебными заведениями общины, ведал теоретической и практической подготовкой сестер, а также следил за их здоровьем. Кроме того, врач получал право приглашать на помощь ординаторов и консультантов.
