- •Исчезнувшее село. Очерки истории Кобры
- •Введение
- •Дореволюционная Кобра
- •Первые годы советской власти
- •На переломе
- •В годы лихолетья
- •Кобра в послевоенные годы
- •Вместо заключения
- •I. Архивы, материалы которых использованы в книге
- •III. Опубликованные источники
- •IV. Литература
- •Приложения
- •29 Апреля 1931 г. *
- •Рецензии
- •Сведения об авторе
В годы лихолетья
Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. явилась поворотным пунктом в судьбе абсолютного большинства жителей Кобры. Павел Афанасьевич Двоеглазов один из уполномоченных − представителей Кобринского сельского совета, в первые же дни войны стучал в двери колхозников деревни и вручал им повестки – «Родина-мать зовет вас на войну». Абсолютное большинство мужчин было призвано в ряды защитников Советского Союза. По данным П.Н. Коткова в Красную Армию были мобилизованы 28% всех жителей этой местности или 159 человек*12. Из них 97 воинов погибли в боях с врагами (с учетом трех человек на северной войне с белофиннами)23. К родным очагам не вернулись четыре сына Турубанова Ивана Андреевича, четыре сына Матвея Викторовича Костина, четыре сына Костина Николая Прокопьевича, три сына Коткова Апета Васильевича, три сына Егора Леонтьевича Шемякова, три сына Павла Кирилловича Костина, три сына Василия Дмитриевича Комышева, четыре брата Тебеньковых, а погибших по фамилии Турубановы – более четверти защитников Родины, увековеченных в обелиске памяти, установленного на месте исчезнувшего села Кобра.
Наши земляки с честью выполнили свой долг перед Родиной, не думая о наградах и чинах. По нашим подсчетам, около 20 человек, выходцев из Кобры, стали офицерами** и среди них старшие офицеры: один полковник (Котков Степан Васильевич); три подполковника (Костин Иван Степанович, Котков Степан Семенович, Котков Василий Павлович) и один майор (Турубанов Афанасий Афанасьевич). Ряд выходцев из Кобры уже в довоенные годы окончили различные военные училища (Кремлевская школа ВЦИК, Балашовское пехотное училище, Тамбовское артиллерийское училище и др.) и получили первые офицерские звания (Турубанов А.А., Котковы Д.Н., И.Н., В.Н. и другие). Капитанские звания были присвоены Турубанову Василию Афанасьевичу, Коткову Василию Николаевичу, Костину Павлу Кирилловичу и ряду других жителей Кобры, а звания старших лейтенантов и лейтенантов – свыше десяти воинам из села Кобра.
К сожалению, о ратных подвигах воинов из Кобры известно мало, а вернувшиеся из пепла сражений мужчины не распространялись о боях против фашистских захватчиков. Только по послевоенным газетным публикациям, а также некоторых воспоминаний, можно восстановить часть событий на боевом пути отдельных солдат и офицеров Кобры. Наиболее полно мы можем проследить боевой путь Двоеглазова Сергея Павловича, танкиста, участника многих сражений, в том числе при взятии Берлина. За ратные подвиги он был награжден многими орденами и медалями, а последний орден – Красной звезды, Сергей Павлович получил за бои на улицах столицы фашистской Германии. А Василий Васильевич Турубанов ратный труд «осуществлял» в Ульяновском танковом училище: готовил механиков-водителей танков, он был участником в московском параде Победы 1945 г.
Турубанов Афанасий Афанасьевич в военные годы «готовился» сражаться против японских милитаристов, а с начала боевых действий против Японии его пулеметный взвод, как он об этом пишет, «шел в первых рядах наступающих рот». Старший лейтенант политрук роты Турубанов Никита Михайлович прошел всю войну в рядах сражающейся Красной Армии, был награжден многими орденами и медалями Советского Союза.
Перевод народного хозяйства страны на военный лад внес существенные изменения в социально-экономическое развитие Кобры. Как известно, в сельском хозяйстве, так и в других отраслях экономики страны, было введено чрезвычайное положение. В приказном порядке был увеличен рабочий день, а в период массовых сезонных работ вводились графики практически круглосуточного труда, прежде всего – период уборочных компаний. Так, например, сессия Коберского сельского совета 17 июля 1943 г. приняла решение – «установить выход рабочих на работу 3 часа утра, окончание работы – 8 часов вечера*4. Ценой непомерных усилий увеличенные плановые задания тружениками села Кобра по сдаче государству картофеля, масла, мяса, зерна и шерсти успешно выполнялись, а в 1941 г. – даже досрочно, отмечалось в материалах партийно-комсомольского собрания в Кобре 8 декабря 1941 г.15 Однако не все производственные задания удалось выполнить. Во-первых, плановое задание по заготовки грубых кормов был выполнен только на 60% (план 1300 т, фактически - 770), план разработки подсеки – на 13,5% (план 40 га, фактически 5,4), план по производству 120 пар лыж, фактически дали только 50 пар, не смогли выполнить план сдачи теплых вещей в фонд помощи Красной Армии, обмолот хлеба также в срок не был завершен26.
В целом, производственные показатели работы колхозников колхоза «Искра» за годы Великой Отечественной войны снизились (см. материалы таблицы 5).
В первую очередь надо сказать, что в Кобре началось постепенное запустение деревни: сократилось число колхозных дворов, уменьшилось количество трудоспособных работников*. Как известно, уже в первые военные месяцы 1941 г. призыв в армию колхозников лишил эту отрасль хозяйства почти трети всех трудоспособных работников. В последующие годы фронт продолжал забирать людей из села. Кроме того, часть колхозников пополнила ряды индустриальных отраслей хозяйства Коми АССР, в частности, лесной комплекс республики.
В целом по Коми АССР к концу 1943 г. трудоспособное сельское население сократилось на 40%, к концу следующего года − на 44% по сравнению с 1940 г.7 К началу 1945 г. в Кобре, по нашим подсчетам, насчитывалось около 110 – 130 трудоспособных колхозников.
Таблица 5
Основные показатели развития сельскохозяйственного производства в колхозе «Искра» Коберского сельского совета в 1941 – 1945 гг.*
показатели Даты сведений |
на 1 января 1940 г. |
на 1 марта 1946 г. |
Рост (снижение) в % |
Количество колхозных дворов** |
97 |
89 |
91,7 |
В них трудоспособных работников** Общая площадь сельхозугодий (га) лошадей (голов) крупный рогатый скот (голов) свиньи (голов) овцы (голов) |
227
927 110 218****
23**** 29**** |
274***
1045 52 133
17 60 |
-
112,7 47,3 61,0
73,9 206,9 |
* Источник: ГУРК «НАРК», ф.п. 615, оп. 1. д. 18, л. 4-6; Свод правовых актов и иных документов, принятых органами законодательной власти Республики Коми. Документы, принятые Верховным Советом Коми АССР первого созыва (июль 1938 – март 1947), Том II, апрель 1945 – март 1947; Сыктывкар, 2000, с.314
** Для сведения
*** Сведения в целом по численности колхозного населения села – А.Т.
**** На начало сентября 1941 г. количество крупного рогатого скота превышало 270 голов, а свиней – 95 голов и овец – 68 голов – см. ГУРК «НАРК», ф.п. 616, оп. 1. д. 1. л. 14
В Кобре не хватало людей на самые необходимые работы: на лесозаготовки в Комский лесопункт, например, в 1944 г. были мобилизованы [направлены] лица нетрудоспособного возраста**, женщины с малолетними детьми.
Как видно из материалов таблицы, за 1941 – 1945 гг. увеличилась общая площадь сельхозугодий в колхозе, в основном за счет увеличения посевных площадей. Однако, отмечается в современной исторической литературе, «расширение посевного клина планировалось сверху, без достаточного учета имеющихся энергетических и трудовых ресурсов села». Эффект от проведения этих мероприятий был минимальный: из-за снижения урожайности основных сельскохозяйственных культур в колхозе «Искра» наблюдалось снижение валового сбора зерна, картофеля и овощей. Но в то же время увеличение посевных площадей зерновых частично покрывало снижение урожайности.
В нашем распоряжении есть еще один архивный материал о выполнении плана весеннего сева в колхозе «Искра» за 1943 г. (см. Приложение № 16). Из приведенных данных видно, что плановые задания по развитию растениеводства колхозники Кобры не выполняли. За последующие годы войны ход сельхозработ в растениеводстве не изменился.
Большие трудности наблюдались в период уборочных работ и сдачи собранного урожая в государственные закрома. 23 августа 1943 г. на заседании президиума Коберского сельского совета была заслушана информация председателя сельсовета Чарина И.Д.* о состоянии работы в колхозе «Искра». В материалах этого заседания отмечалось, что сеноуборочная работа в колхозе «провалена», графики по хлебоуборке не выполняются, колхозники выходят на работу 5-6 часов утра вместо установленного 3-х часов и завершают рабочий день 8 часов вечера вместо 9 часов. Сельский совет рекомендовал правлению колхоза «Искра» снять с работы бригадира второй бригады Шемякову К.П.** и отдать ее «под суд за срыв выполнения задания по хлебоуборке». За «упущения» в работе трудового коллектива председателю колхоза Турубанову Е.В.*** был объявлен выговор. «В случае игнорирования решение сельского совета [он] будет снят с работы и отдан под суд», отмечалось в решении этого заседания исполкома. Взыскания были вынесены и другим руководителям колхозных бригад.8
Как видно из материалов пятой таблицы, поголовье скота за годы войны значительно снизилось. Из-за недостатка кормов и плохой организации кормления в колхозе «Искра» наблюдался большой падеж всех видов скота. Только в зимне-весенний сезон 1943 г. в колхозе «пало» 160 голов скота из общего количества 287 голов, то есть более половины имеющихся животных.29 Количество лошадей и крупного рогатого скота в колхозе за годы войны сократилось более чем в 2 раза, свиней – более чем в 5 раз, овец – в 1,2 раза. Продуктивность животноводства и производство его основных продуктов упало**. Животноводческая отрасль хозяйства колхоза была отброшена назад на десятки лет.
Выполнение планов по рубке и вывозке древесины в Комском лесопункте явилось одной из важнейших задач жителей Кобры в период Великой Отечественной войны.
Как известно, колхозники на лесозаготовительные и сплавные работы выводились на это производство по мобилизационным планам. В первый лесозаготовительный сезон 1941-1942 г. Коберскому сельскому совету был спущен план вывезти людей в лес в количестве 55 человек, однако на 8 декабря 1941 г. было направлено только 37 чел.110 Кстати, надо отметить, что мобилизационные планы вывода колхозников на лесозаготовительные работы были очень напряженными. В целом, колхоз «Искра» ежегодно выполнял производственные задания по вырубке и вывозке древесины в Комском лесопункте Койгородского леспромхоза, хотя и этот фронт работы явился одним из труднейших для жителей Кобры. В годы войны начался постепенный переход колхозников села в «постоянный кадр» предприятий и организаций Коми АССР, хотя и местные советы и хозяйственные органы препятствовали этому процессу, и, в частности, в Комский лесопункт, однако отлив жителей Кобры в другие отрасли хозяйства продолжался**.
Материальное положение колхозного крестьянства в годы войны как в целом по стране, так и в Кобре продолжало ухудшаться. Как известно, колхозники не получали продукты питания по продовольственным карточкам как рабочие и служащие предприятий и организаций, а их труд в общественном производстве оплачивался в виде натуральных и денежных выдач, которые начислялись в зависимости от выработанных трудодней. Однако реальный уровень распределения на трудодни в колхозе «Искра» Коберского совета «не мог обеспечить функцию воспроизводства рабочей силы». Выдача зерна, картофеля и сена на один трудодень значительно снизилась по сравнению с довоенным уровнем. Мясо, масло, молоко в качестве натуральной оплаты труда, отмечается в исторической литературе, в колхозах Коми АССР «практически не выдавались». На наш взгляд такая же ситуация наблюдалась и в Кобре. В целом как по Коми АССР так и в Коберском сельском совете, денежная составляющая трудодня в среднем номинально выросла, однако при этом «покупательная способность» советского рубля была намного ниже довоенного уровня. Этих денег, получаемых обычно в конце года, могло хватить лишь на уплату высокого сельхозналога, займов и «самообложения». В 1942 г. в Коми АССР был увеличен с 60 до 100 обязательный минимум трудодней для колхозников и впервые был установлен обязательный минимум в размере не менее 50 трудодней в год для подростков в возрасте 12 – 16 лет из семей колхозников. Об этих годах Илья Никитич Турубанов вспоминает *: «Лихие были те годы: болезни, голод. Люди от усталости падали замертво, но работали».11
В невероятных условиях труда и быта, условиях войны колхозники села Кобра выполнили свой патриотический долг, снабжая по мере своих сил и возможностей промышленность сырьем, а страну и армию продовольствием.
За проявленные заслуги на трудовом фронте одиннадцать** колхозников села Кобра были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.» (см. приложение 17). О каждом из награжденных тружеников села можно сказать много хороших слов. Взять, к примеру, Тебенькову Марию Павловну. Вот как о ней пишет П.Н. Котков в своей малотиражной брошюре «История страны в истории жизни одного села (Сыктывкар, 2004, страница 25): «Оставила маленькую дочку на попечение родителей и заменила мужа на лесозаготовках. Работала на самых тяжелых работах. Все годы ВОВ выходила победителем в соцсоревнованиях, неоднократно награждалась, на валке леса имела непревзойденные показатели не только среди женщин, но и в соревновании с мужчинами».
Пожилые мужчины – Костин Степан Николаевич (с 1877 года рождения) и Тебеньков Василий Егорович (с 1884 года рождения) показывали пример остальным труженикам села на любом из порученным им месте работы. Две сестры – старшая Турубанова Мария Андреевна (с 1880 года рождения) и младшая Коткова (Турубанова) Екатерина Андреевна (с 1889 года рождения) с утра до вечера, на каждом рабочем месте, выполняли свои производственные задания и значительно перевыполняли установленный обязательный минимум трудодней. Так же ударно работали в годы войны на колхозном производстве Турубанов Егор Васильевич, Турубанова Антонида Афанасьевна, Костина Евдокия Дмитриевна, Костина Мария Ивановна, Костин Кирилл Васильевич и многие, многие другие, имя, отчество и фамилии которых можно полным правом записать золотыми буквами в историю села Кобра.
* * *
