- •Исчезнувшее село. Очерки истории Кобры
- •Введение
- •Дореволюционная Кобра
- •Первые годы советской власти
- •На переломе
- •В годы лихолетья
- •Кобра в послевоенные годы
- •Вместо заключения
- •I. Архивы, материалы которых использованы в книге
- •III. Опубликованные источники
- •IV. Литература
- •Приложения
- •29 Апреля 1931 г. *
- •Рецензии
- •Сведения об авторе
Первые годы советской власти
«Триумфальное шествие советской власти» в Кобре началось после решения первого Усть-Сысольского съезда Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 10-20 марта 1918 г. «о ликвидации в уезде всех волостных земств и образовании вместо них Советов крестьянских депутатов». Местные исследователи утверждают, что «во всех волостях» Усть-Сысольского уезда Советы крестьянских депутатов были образованы в марте-апреле 1918 г. В селе Кобра сельский Совет так же был создан, однако точной даты организации этого органа местного самоуправления не удалось установить. В то же время известно, что в 1919 г. Коберский сельсовет уже регистрировал браки между жителями села*.
В первые годы своей деятельности сельские советы не имели четких указаний о своих правах и обязанностях. Только в 1924 г. на II сессии ВЦИК XI созыва было принято «Положение об уездных, волостных и сельских советах». Однако и на сей раз права и обязанности местного низового органа власти конкретно не были указаны, хотя первые шаги все-таки были сделаны, например, сельский совет «заботится об улучшении культурно-хозяйственного быта всего трудящегося населения села и содействует организации взаимопомощи и кооперированию трудового населения»1. В очередном постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 23 июля 1927 г. «О пересмотре прав и обязанностей местных органов советского управления» были расширены права и обязанности уездных, волостных и сельских советов в решении, в частности, финансовых и хозяйственных вопросов местного значения2.
В дальнейшем большое значение в советском строительстве в Коми крае имела внутриобластная административная реформа: взамен волисполкомов и административных уездов в Коми автономной области были созданы сеть сельских советов и экономически целостных районов. Выборы в новые сельские советы были проведены в июне-июле 1929 г. На этой выборной компании приняли участие 55,5% избирателей села Кобры, в том числе 60% мужчин и 51% женщин. Председателем Коберского сельсовета был избран Тебеньков Иосиф Васильевич**, секретарем – Турубанов Прокопий Афанасьевич.
На заседании Президиума Коми облисполкома 23 августа 1929 г. был рассмотрен вопрос «О правах сельских советов в области в связи с завершением внутриобластного районирования»: местные советы получили бюджетные права и ряд других прав и обязанностей ликвидированных волисполкомов, тем самым начался новый этап функционирования этих органов управления21. В компетенции местных органов являлось исполнение простейших нотариальных и административных функций, осуществление сбора налогов, страхование, самообложение и т.д. С середины 1920-х гг. во всех советах стали функционировать секции-комиссии (сельского и лесного хозяйства, культурно-просветительные, торгово-кооперативные, финансово-налоговые).
В жизни коберских жителей были свои трудности и радости. В первую очередь надо сказать, что территорию Коберского сельсовета миновали «бури гражданской войны 1918-1920 гг.» Однако «уйти» от последствий первой мировой и гражданской войн не удалось: в основной отрасли народного хозяйства села – в земледелии – наблюдался упадок: вследствие отвлечения части мужчин от своего хозяйства и сокращения поголовья скота произошло ухудшение обработки полей и, соответственно, падение урожайности. В целом по Коми краю валовой сбор основных полевых культур в 1921 г. по сравнению с 1917 г. сократился почти наполовину, а поголовье скота – примерно на треть31.
На наш взгляд, экономика крестьянских хозяйств Кобры находилась в лучшем состоянии, чем в целом по Коми краю.
В первой половине 1920-х годов уменьшилась численность жителей Кобры, занятых на неземледельческих промыслах, так как лесозаготовки как основной вид неземледельческих занятий сельчан в дореволюционный период, на территории Коберского сельского совета в 1917-1926 гг. не осуществлялись и возобновились только в лесозаготовительный сезон 1926/27 года*1.
Одновременно, в период новой экономической политики, перед жителями Кобры стояла задача возродить сельскохозяйственное производство в довоенных масштабах. Мы полагаем, что результаты в развитии сельского хозяйства в Кобре не уступали общеобластным показателям**. В селе постепенно росли посевные площади, поголовье скота. Жители Кобры, как и в целом по Коми АО, платили налоги (до 1923/1924 бюджетного года в основном натуральной форме), выполняли разнообразные повинности. В Кобре, как и в других местностях края, возникли разнообразные организации и, в частности, комитет крестьянской общественной взаимопомощи (ККОВ), потребительское общество, как общественно-хозяйственная структура. Как отмечалось нами в «Очерках истории потребительской кооперации Республики Коми» во многих отдаленных местностях края (имеется в виду Коми АО) создание потребительских «лавок» стало «зарождением новой формы общественного движения».
В жизни селян Кобры важное место занимала первая общественно-политическая организация в деревне – ячейка Всесоюзной Ленинской Коммунистической Союза молодежи (ВЛКСМ). По нашему предположению, комсомольская организация в Кобре была организована в середине 20-х годов прошлого столетия и одними из первых комсомольцев явились двадцатилетние молодые активисты Костин Григорий Васильевич и Турубанов Василий Афанасьевич (см. приложение 1). Круг интересов этой организации молодежи был довольно широк: начиная с вопросов развития сельскохозяйственного и лесного производств в деревне, до ликвидации неграмотности и малограмотности населения села. Вместе с тем, многие проблемы сельской жизни решались очень не просто, хотя бы взять такой вопрос, как ликвидация неграмотности как взрослого населения, так и детей школьного возраста. По архивным документам Коберской комсомольской организации21 можно проследить работу этого общественного объединения по организации ликбеза в данной местности. Например, по инициативе комсомола в Кобре были организованы школа-передвижка, кружки политической учебы и т.д. Однако успехи ликвидации неграмотности до середины 20-х годов в Кобре были незначительными. По данным Всероссийской переписи населения 1926 г. грамотность населения Койгородской волости* составила всего 43,79%1.
Вторым общественным объединением в Кобре явилась профсоюзная первичная организация Койгородского волостного комитета Коми областного союза «Всеработземлеса»**. В составе этой организации были как служащие Коберского лесоучастка (позднее - учлеспромхоза) Вятской конторы «Волгокаспийлеса», так и работники, в основном сезонники Коберского и Нагорского сельсоветов, занятые в лесной промышленности на территории села Кобра. Как сообщал председатель рабочкома Коберского учлеспромхоза Н.Ф. Клинцов в начале 1929 г. в профсоюзной организации насчитывалось около 90 чел., однако 56 человек из них не платили взносы почти в течение пяти месяцев21. Роль профсоюзной организации в решении хозяйственных вопросов, в улучшении культурно-бытовых условий работников лесной отрасли Кобры, к сожалению, не удалось точно выяснить, но досконально известно, что уже в первые месяцы функционирования этой организации были созданы производственное совещание, культурно-бытовая комиссия, ряд других структур данного общественного объединения.
Партийная организация ВКП(б) в Кобре была создана (утверждена) в конце 1929 г. До этого периода коммунисты деревни были объединены в кандидатскую группу (см. приложение 2), которая мало что могла сделать для координации «усилий общественных организаций по улучшению культурно-хозяйственного быта» трудящихся села.
В целом, к середине 1920-х годов крестьянские хозяйства Кобры окрепли, наблюдалось «осереднячивание сельского общества». Например, в 1930 г. в Кобре насчитывалось 36 бедняцких хозяйств, 67 середняцких дворов и 4 зажиточных – всего 107 хозяйств31. Таким образом, свыше одной трети крестьянских хозяйств Кобры были маломощными, более 62% - середняцкими. У нас есть еще один документ – это протокол заседания лесной комиссии Коберского сельсовета* по распределению бесплатного леса гражданам села Кобра от 13 декабря 1928 г. Председатель собрания Клинцов Николай Фомич (член Койгородского волисполкома**) в своем выступлении отметил, что бесплатный лес выделяется, в первую очередь, беднякам – маломощным хозяйствам. На этом собрании было распределено 718 деревьев 20-ти крестьянским семьям (См. Приложение № 3).
В жизни сельчан Кобры со второй половины 20-х гг. 20 в. большое значение имела переориентация общегосударственной промышленной и аграрной политики в СССР, в частности, в стране наметился курс «на постепенную переориентацию индивидуального крестьянского хозяйства к кооперативному».
Жители Кобры старались не отстать от общих тенденций развития экономики крестьянских хозяйств в стране. В декабре 1927 г. в деревне Зинково***, в Коберском сельском совете, была организована первая сельскохозяйственная артель**** в составе 15 хозяйств***** (весной 1928 г. один член кооператива выбыл из его состава) или около 84% всех дворов в деревне1. Этот первый опыт кооперативной жизни жителей Кобры являлся важным для последующих шагов кооперативного движения в селе. В акте проверки работы Коберской артели (Зинковской) от 18 декабря 1928 г. отмечались первые результаты годичной работы трудового коллектива, в частности, в строительстве амбара для хранения сельхозмашин (имелась одна льномялка) и семян. В планах работы сельхозартели было предусмотрено расширение пахотных земель за счет поднятия целины, развитие льноводства21.
Вместе с тем, жители села испытывали все «напасти» этого периода в деревенской жизни страны. В первую очередь надо сказать, что кроме единого сельскохозяйственного налога сельчане Кобры платили еще самообложение, которое проводилось аж с 1924 г. «для удовлетворения имеющих общественное значение местных культурных и хозяйственных нужд сельского населения» (строительство школ, больниц, дорог и пр.). Как известно, самообложение было добровольным соглашением, однако уже постановлениями ЦИК и СНК СССР от 24 августа 1927 г. и 24 августа 1928 г. были внесены существенные изменения в «принципы добровольности» самообложения. Самым важным являлось, на наш взгляд, указание: «Недоимки по самообложению взыскиваются сельсоветом в административном порядке1*.
Далее, в сентябре 1929 г. Коми областной комитет ВКП(б) принял решение о проведении обязательных государственных хлебозаготовок в трех районах области (Визингском, Прилузском и Сыктывкарском). Для Кобры тоже был спущен план хлебозаготовок. С большим трудом жители села этот план выполнили и комсомольской организации села (секретарь Коткова М.А.) было поручено партячейкой Кобры организовать «красный обоз» для доставки собранного зерна в Койгородок2.
Как уже указывалось выше, в лесозаготовительный сезон 1926/27 гг. в Кобре начались подготовительные работы по возобновлению лесозаготовок на территории Коберского сельского совета**. В течение последующего года была проведена работа по строительству избушек (бараков), лесовозных дорог, а также отвод делянок, клеймение, подготовка младшего технического персонала, другие мероприятия. В сезон 1928/1929 годов начались «полноценные» работы по разработке лесных ресурсов в бассейне реки Кобра. Вместе с тем, как обычно, в деятельности новоиспеченной организации были большие трудности. На собрании Коберской кандидатской группы ВКП(б) 22 декабря 1928 г. отмечалось, что создание материально-технической базы лесоучастка идет плохо, снабжение рабочих и служащих продуктами питания и промышленными товарами поставлено неудовлетворительно31 и, конечно, план первого года первой пятилетки не был выполнен42. Причины были разные, но в основном, организационного и технического характера. В первую очередь надо сказать, что строительные и лесозаготовительные работы в Кобринском лесоучастке не полностью были обеспечены рабочей силой. (См. Приложения №№ 5 и 6) Между тем, в связи закрытием Кажимского чугунолитейного завода в 1928 г. близлежащих предприятий, где можно было коберским крестьянам зарабатывать часть денег для уплаты налогов, не стало. Жители села Кобра однако неохотно шли на это лесозаготовительное производство; отсутствие механизации лесозаготовок, тяжелые условия труда и быта работников этой отрасли хозяйства, другие несуразности этого периода в жизни советских людей, не способствовали достижению желаемых результатов.
* * *
