- •Учебно-методическое обеспечение. Программный материал (материал к лекциям).
- •Раздел 2
- •Идеалы общечеловечности в исламской цивилизации
- •2. 3. Первые официальные документы лаг
- •Социально-экономическое и политическое развитие ссср в 1964-1985 гг.
- •Советское общество второй половины 80-х до начала 90-х голов. Попытки обновления социализма и причины неудач
- •Кризис трофейной экономики.
- •Европейский Союз.
- •Глобальная безопасность: кто кому и чем угрожает в современном мире?
- •Власть в информационном обществе
- •Политика двойных стандартов
- •Разрыв с сша и нато
- •Оранжевые революции.
- •Теория управляемого хаоса.
- •Вопрос 2. Нато
- •Вопрос 3. Ес
- •Вопрос 4. Вто
Кризис трофейной экономики.
Кризис подводит мир к новой научно-технической революции, которая таит в себе огромные возможности в реализации кардинально новых подходов к развитию экономики и военной стратегии. Мировая экономика движется к новому технологическому укладу. Всеобъемлющая глобализация стирает грань между внутренней и внешней сферами деятельности, между внутренней и внешней политикой. Начинается геополитическая и геоэкономическая идентификация регионов внутри страны. Прежняя система эксплуатации мировой периферии исчерпали свои возможности. Поэтому Запад уже активно осваивает национальное геоэкономическое пространство стран СНГ, Прибалтики и России. Глобальные геоэкономические акторы надеются "заморозить" сырьевую направленность постсоветского пространства. Геоэкономическая экспансия принимает форму геоэкономической войны Кочетов Э.Г. Геоэкономика. Освоение мирового экономического пространства. - М.: Норма, 2006. .
Эти глобальные процессы в мировом хозяйстве ставят перед Россией и ее регионами ряд геоэкономических вызовов. Прежде всего, перед регионами страны встал угрожающий технологический вызов. В регионах преобладает 2-3 технологический уклад, а мир уже переходит на шестой технологический уклад. Технологическое отставание России наряду с вымиранием населения и старением ядерного потенциала, по заявлению вице-президента США, приведет к распаду РФ уже через 15 лет http: //viperson.ru/wind. php? ID=572403 . Такая же точка зрения и у И. Крастева, председателя Совета Центра либеральных исследований (София), который считает, что Российская Федерация сегодня - это уже угасающая держава в опасно непредсказуемом мире Крастев И. Россия как «другая Европа»? // Россия в глобальной политике. - М., 2007. - Т. 5. - № 5. - С. 75-77. .
В этих условиях страна может попасть в ситуацию так называемого "структурного насилия", то есть окажется включённой в такую систему международных экономических связей, при которых регионам России будет отведена роль поставщиков сырья и дешевой рабочей силы.
Привлечение иностранных инвестиций в экономику регионов - безусловно, благо. Без этого сложно, а во многих случаях и невозможно поднять наше отсталое производство. Но, вкладывая деньги, западный инвестор при определении объекта для инвестиций руководствуется стратегией развития своей компании. Поэтому российская экономика, получая инвестиции из-за границы, волей-неволей принимает и стратегию западного инвестора. А, приняв правила игры, которые навязываются предприятию из штаб-квартиры зарубежной корпорации, придётся долго играть по этим правилам. Сомнительно, что при этом будут учтены интересы отечественной промышленности. Более того, к нам приходят не только со своими проектами, но и со своими технологиями, оборудованием, в которых нет места ничему российскому, кроме дешевой рабочей силы. Отечественный Автопром, например, как показывает практика, будет полностью замещен иностранным. И, не случайно, высокотехнологические западные компании не заявили о реализации до сих пор ни одного серьёзного проекта в инновационных сегментах региональной экономики России Сиваков Д., Рубанов И. Эффект бумеранга // Эксперт. - М., 2006. - № 1-2. - С. 44-46. .
Трофейная экономика - это…
Принято считать, что "трофейная экономика" - это хозяйство, построенное на проедании наследия, оставшегося от предыдущей эпохи. Российская экономика 90-х годов жила по "трофейным законам" http: //wap. gazeta.ru/comments/2004/11/03_a_193286. shtml.
Секрет российской экономики очень прост: это трофейное государство и, как следствие, трофейная экономика. В котором издержки априори изначально вообще не существовали как факт http: //blogs. trust.ua/dmitry/2012/06/09/1218/Trofeinaya-ekonomika/.
Под трофейной экономикой Неклесса понимает то, что и имеет место быть ныне в РФ, а именно использование ранее накопленного цивилизацией материального потенциала в качестве источника извлечения краткосрочной прибыли, во-первых, и сужающееся, хищническое производство, основанное на проедании ресурсов предыдущего этапа развития, во-вторых. Однако в действительности и первое, и второе суть одно и то же, только взятое в двух своих взаимосвязанных моментах. В этой зоне обращаются сотни миллиардов и триллионы долларов США, они интегрируют всевозможные полусерые, серые и откровенно криминальные схемы, тесно связанные с экономикой легальной и служащей этой легальной экономике верхних слоев или зон глобального мира-экономики http: //rudocs. exdat.com/docs/index-484337.html? page=3.
Так называемые "страны глубокого Юга" (А. Неклесса), не выдерживающие прессинга нового глобального экономического порядка, деградируют, коррумпируются и разрушаются, фактически оказываясь во власти кланово-мафиозных и этноцентричных сил, по-своему включающих деградирующий низкоэффективный потенциал этих стран в мировой хозяйственный оборот. В них нарушено экономическое равновесие и действует инволюционный механизм интенсивной "трофейной" экономики. Растущее число людей в этих странах в той или иной форме охвачено лихорадкой тотального грабежа… самих себя, поскольку здесь это зачастую единственный способ добычи средств для поддержания минимального уровня существования. Однако львиная доля полученной таким образом прибыли уходит на жизнеобеспечение и предметы избыточной роскоши для руководителей кланов и перемещается в сферу мирового спекулятивного капитала. Для такого рода государств вполне реальна опасность полной утраты социальной и мобилизационной функций, контроля над происходящим на их территории http: //www.politex. info/content/view/542/30/.
Положение и перспективы России в глобальной экономике
К началу XXI в. Россия оказалась на историческом перепутье, возможно, впрочем, как и вся человеческая цивилизация. В мире растет напряжение между двумя векторами экономической деятельности: финансовым и энергетическим. Финансы и энергетика — два камертона современной экономики, тональности которых абсолютно значимы для решения как стратегических, так и насущных проблем практики. На поле, очерченном этими векторами, разворачиваются сегодня геоэкономические игры и «штабные учения» по организации нового мироустройства. В настоящий момент страна находится на стратегическом распутье. С одной стороны, еще сильна инерция трофейной экономики прошлого десятилетия. С другой — нами хорошо освоена роль сырьевой державы, а значит, и потенциального объекта и субъекта начавшихся масштабных игр в данной сфере. Периодически дает о себе знать тяга к мягким формам неопротекционизма. Наконец, не закончены разговоры о возможности частичного возвращения к мобилизационным схемам управления.
Так что суть нынешней ситуации в конечном счете заключена в исторической и смысловой развилке в обществе, одна часть которого развивается во все более сложную, полифоничную и динамичную конструкцию, а другая часть тяготеет к номенклатурной и иерархичной форме устройства. |
Россия весьма своеобразное геоэкономическое пространство. Ее экономика парадоксальным образом соединяет в себе структурные черты как сырьевого Юга, так и высокотехнологичного Севера. Действительно, ряд структурных черт ситуации, складывающейся в российской экономике и обществе (да и на значительной части всего постсоветского пространства), вызывает ассоциации с той непростой частью глобального сообщества, какой является Юг.
^ Признаки, общие для России и глобального Юга: • преимущественно сырьевой характер экспорта и производства; • низкие показатели качества и продолжительности жизни, резкое расслоение общества, общее ослабление социальной ткани, криминализация социума; • крупномасштабная коррупция, непотизм, клановость; • деградация традиционной системы ценностей, «макдональдизация», гипертрофия издержек идеологии общества потребления; • новые, исторически недостоверные границы, сепаратизм и межэтнические противоречия, локальные конфликты; • факты использования вооруженных сил для решения задач внутри страны. |
В то же время российская экономика обладает признаками, в корне отличающими ее от слаборазвитых стран.
^ Признаки, общие для России и высокоразвитых стран: • наличие высокотехнологичных отраслей промышленности; • производство разнообразного инновационного ресурса, высоких технологий и передовых разработок; • наличие высококвалифицированной рабочей силы; • относительно высокое качество общего и специального образования, а также науки. |
Все это предполагает трансформацию логики управления страной, развитие социально ориентированной рыночной экономики. На первый план должно выйти повышенное внимание к обустройству культурной и институциональной среды обитания жителей России, к ее качественным параметрам, к уровню морали. Необходимы целенаправленные усилия по развитию человеческого капитала, повышению индекса человеческого развития, расширению пространства сложных взаимодействий и коммуникаций. Актуальнейшая задача — комплексное обустройство инновационной культуры в России, расширение сферы приложения творческих процессов, не ограниченных научно-техническим их толкованием. Нужно активно включать в тему инноватики культурную, социогуманитарную проблематику, внедряя принципы и организационные схемы новой управленческой культуры. При прогнозировании геоэкономических перспектив России стоит также учитывать вероятность серьезной реконфигурации социально-экономической карты мира в XXI в. из-за возможного срыва глобальной экономики. Этот срыв может случиться в форме финансово-экономического кризиса, который неодинаковым образом скажется на различных странах и регионах. В этом случае резко возрастет роль национальных ресурсов и производственных фондов, что, наряду с валютной лихорадкой, будет стимулировать масштабное перераспределение собственности и «новый реализм» в отношении особо важных ее объектов. Очевидно, что страна, способная обеспечивать себя энергетическими и рядом иных ресурсов, оказывается в этом случае в особом положении. Умело воплощая инновационную стратегию развития, Россия одновременно с обретением смысловой устойчивости получает определенный шанс влиять на своих партнеров и конкурентов. У страны появляется возможность изменять в желательном для себя направлении непосредственно касающиеся ее элементы международных отношений, последовательно выстраивая собственное прочтение глобализации. ^ Краткие выводы к главе В XX в. индустриальная экономика пережила стремительный взлет, вызванный научно-технической революцией и новыми формами организации труда. Но обильное количество «дешевых вещей», не уравновешенное платежеспособным спросом, привело к кризису перепроизводства. В результате многие механизмы цивилизации претерпели серьезную трансформацию. Прежнее разделение планеты мировыми империями уступило место новому поколению технологий глобального управления, которые ведут к сращиванию хозяйственных и властных функций. Это явление обозначается с помощью понятий «геоэкономика» и «высокие геоэкономические технологии». Мировая экономика в результате формирования глобального рынка, краха альтернативной мировой (социалистической) системы превращается в единую замкнутую систему, объединяющую аграрные, индустриальные и постиндустриальные формы деятельности: добычу природного сырья и промышленное производство, производство интеллектуального «сырья» и высоких технологий, прочие материальные и нематериальные виды производственной активности. Финансово-правовое регулирование оказывается основным атрибутом транснациональной «штабной экономики», а национальные хозяйства сопрягаются в геоэкономические регионы в зависимости от характера их основных ресурсов и доминирующего типа практики. Россия — своеобразное геоэкономическое пространство. Ее экономика парадоксальным образом соединяет в себе структурные черты как сырьевого Юга, так и высокотехнологичного Севера. К началу XXI в. страна оказалась на историческом распутье, возможно, как и вся человеческая цивилизация. В сложившихся обстоятельствах перед ней стоит задача выработать оптимальный формат существования в новом мире, что предполагает модификацию экономической стратегии на путях социально ориентированного рыночного хозяйства. Важную роль может сыграть инновационный вектор развития, указывающий направление пути в «технологическое сообщество» высокоразвитых держав. Умелое прочтение геоэкономического контекста открывает дополнительные измерения у ряда наболевших проблем, предоставляя стратегическую альтернативу сложившейся архитектуре внешних связей.
