Задача 3
Правовая проблема данной задачи заключается в установлении возможности выражения административных актов путем конклюдентных действий.
Следует заметить, что данный вопрос не получил надлежащего теоретического осмысления. Однако можно попытаться дать на него следующий ответ.
Помимо, безусловно, письменной формы административного акта (который представляет собой оформленный в соответствии с предъявляемыми требованиями письменный документ) доктрина административного права выделяет также устные административные акты (ими являются, как правило, приказы, распоряжения, команды, указания и т.п.) и административные акты, выражаемые в конклюдентной форме, как-то: дорожные знаки, специальные сигналы и обозначения, звуковой и шумовые сигналы и т.д.
Сама по себе возможность конклюдентных действий, по сути, предусмотрена в ч. 3 ст. 158 ГК РФ. В административном праве, как уже указывалось, о таком практически не упоминается. Однако вполне можно исходить из общих признаков административного акта. Во-первых, он должен быть издан надлежащим субъектом. По условию нашей задачи таким субъектом будет выступать ГИБДД, на которую в соответствии с пп. «д» п. 1 Положения о Госавтоинспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711 возложены полномочия по регулированию безопасности дорожного движения, в том числе с использованием технических средств и автоматизированных систем, обеспечение организации движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий. Как мы видим, косвенно данное нормативное положение подразумевает совершение административных действий в форме конклюдентных действий.
Во-вторых, такие действия должны являться юридически властным волеизъявлением субъекта публичного управления, в котором выражается властная природа государственно-управленческой деятельности. Из Методических рекомендаций по проектированию светофорных объектов на автомобильных дорогах, утв. распоряжением Федерального дорожного агентства от 27 февраля 2013 г. N 236-р, в соответствии с которым светофором дорожным признается светосигнальное устройство, применяемое для регулирования очередности пропуска транспортных средств и пешеходов, а также для обозначения опасных участков дорог, это свойство вполне вытекает. Во избежание опасных ситуаций на дорогах автомобилисты вынуждены подчиняться сигналам светофора, тем самым в отношении них распространяются властные предписания органов ГИБДД, на которые и возложено обеспечение безопасности дорожного движения. То есть, по сути, сигналы светофора являются актами управления, содержащие путем подачи специальных сигналов нормативные предписания, обязательные для исполнения.
Взятый из гражданско-правового лексикона этот термин призван охарактеризовать часто встречающиеся в управленческой практике повеления, не имеющие характера, например, письменного акта. Это — сигнал светофора, свисток милиционера, дорожный знак и т.п. Больше оснований, однако, не рассматривать подобные повеления как правовые акты управления, поскольку в них получают свое опосредствованное выражение соответствующие административно-принудительные меры, обеспечивающие общественную безопасность и порядок в сфере государственного управления. Несоблюдение таких повелений может повлечь за собой издание правового акта (например, о привлечении к административной ответственности).
Таким образом, совершение конклюдентных действий путем сигналов светофора вполне возможно. С другой стороны, представляется сомнительным обжалование «действий» именно светофора, поскольку это противоречит самой сути права. В правоотношения могут вступать только люди, которые являются субъектами права. Светофорное устройство, подавая сигналы, само по себе не вступает ни в какие правоотношения, но, своего рода, «издает» нормативные акты, выражая волю надлежащего субъекта – ГИБДД. Нормативно этот подтверждает Кодекс административного производства, содержащий в ч. 2 ст. 1 указания на возможность оспаривания только действий (бездействий) государственных органов и должностных лиц, а также издаваемых ими нормативных актов.
Поэтому требовать возмещения причиненного ущерба можно в порядке ст. 1069 ГК РФ с организации, которая осуществляет эксплуатацию светофорных объектов в Москве. Судя по условию задачи, ДТП случилось из-за неполадок в работе светофора. В соответствии с пп. 2.2.18-2.2.19 п. 2.2 Распоряжением Правительства Москвы от 19.02.2007 № 272-РП "Об утверждении Регламента взаимодействия городских организаций и служб по вопросам проектирования, реконструкции, строительства и эксплуатации технических средств организации дорожного движения в городе Москве" осуществление контроля за техническим состоянием и эксплуатацией объектов ТСОДД (к коим и относится светофоры на основании пп. 1.1.2 п. 1.1 указанного Распоряжения), а также производство ремонтных работ и техническое обслуживание осуществляется Государственным учреждением г. Москвы - Центр организации дорожного движения Правительства Москвы.
Следовательно, иски о возмещении вреда вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей по эксплуатации светофоров будут предъявляться к ЦОДД.
http://oplib.ru/random/view/439635 - о формах административных актов
Правовые акты управления могут издаваться:
1. в письменной форме;
2. в устной;
3. в конклюдентной;
4. в форме молчания.
Письменная форма издания правовых актов занимает господствующее положение. Она придает управлению определенную стабильность и упорядоченность, позволяет фиксировать, закреплять информацию документально. Акты в письменной форме являются разновидностью служебных документов.
Действующее законодательство четко не определяет, в какой форме должны издаваться акты управления. При этом анализ отдельных норм права позволяет сделать вывод о том, что указы Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь, приказы республиканских органов управления, решения местных исполнительных комитетов, постановления о привлечении к административной ответственности могут издаваться только в письменной форме. Распоряжения Президента Республики Беларусь, Премьер-министра Республики Беларусь, председателя местного исполнительного комитета (руководителя местной администрации) должны иметь также только письменную форму, но не могут иметь иной формы, кроме письменной, нормативные акты управления.
Издание актов в письменной форме требует соблюдения определенных правил, реквизитов, техники. Это более сложный процесс по сравнению с изданием актов в устной форме.
Устные управленческие акты также направлены на возникновение, изменение и прекращение правоотношений. Οʜᴎ наиболее оперативны, с помощью их решаются разнообразные управленческие вопросы.
Акты в устной форме широко применяются при непосредственном и оперативном руководстве в армейских условиях, в руководстве производственно-хозяйственной деятельностью и т.д. В такой форме акты могут издаваться руководителями (должностными лицами) по существу любого ранга, от Президента Республики Беларусь до руководителя самого низкого управленческого звена, ᴛ.ᴇ. руководителями, которые наделены властными полномочиями. Обладают подобным правом и представители власти по отношению к неподчиненным по службе лицам.
Виды (формы) подобных актов многочисленны и правом не определяются. Главная их суть, как и документального акта͵ состоит в том, что они должны иметь определенное решение, требование, предписание, указание, ᴛ.ᴇ. властное волеизъявление полномочного на то лица. Устные решения могут приниматься (даваться) «непосредственно во время личной беседы с подчиненным, на заседании или совещании, по телефону или с использованием иных технических средств». Вероятно, следует считать управленческими правовыми актами и такие действия контролеров на транспорте, как требование предъявить проездной билет или безбилетнику приобрести билет, выйти из транспортного средства, ᴛ.ᴇ. прекратить проезд. Работники милиции вправе требовать (давать указания) остановить движение транспортного средства, предъявить проездные документы и др. Подобные акты издают инспекторы многочисленных государственных инспекций.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, акты управления, издаваемые в устной форме, занимают существенное место в системе правовых актов рассматриваемой категории и в целом в системе государственного управления, они многочисленны, с помощью их оперативно решается немалое количество вопросов. Обязательность (авторитарность) их исполнения подобна таковой письменных актов. В случаях неисполнения (ненадлежащего исполнения) возможно применение мер принуждения, в том числе и мер ответственности.
Немаловажное место в системе правовых актов управления занимают конклюдентные акты. Вопрос о них, как и об устных актах, не получил надлежащего освещения в административно-правовой литературе.
Слово «конклюдентный» латинского происхождения: concludere означает - заключаю, делаю вывод. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, конклюдентный акт - это действия лица, выражающие его волю, но не в форме письменного или устного волеизъявления, а в поведении или в иной форме, по которой можйо сделать заключение о таком намерении. Термин «конклюдентный» больше присущ для гражданского права. Его нормами регулируется совершение различных сделок.
В сфере административного права рассматриваемый термин применяется к актам управления (управленческим действиям), в которых выражается властная воля соответствующих государственных органов (лиц) не в устной или письменной форме, а путем жестов, световых и звуковых сигналов, знаков, к примеру, дорожного движения, и т.п.
Конклюдентные акты управления по юридической силе не однородны. Одни из них имеют информационный характер. Οʜᴎ применяются в лесах, в местах использования речного флота͵ для обеспечения безопасности дорожного движения, безопасности движения воздушных средств передвижения и т.д. Ряд таких актов носит запрещающий и разрешающий характер и в случаях их несоблюдения обеспечивается санкциями.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, конклюдентные акты в системе правовых актов не столь многочисленны и распространены. Между тем их роль в вышеперечисленных отдельных сферах управленческой деятельности весьма значительна.
В некоторых странах наличествуют так называемые подразумеваемые правовые акты управления. Οʜᴎ вытекают из молчания, сохраняемого органом управления (должностным лицом), администрацией. В Республике Беларусь подобное относится к принятию законов. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 100 Конституции Республики Беларусь Совет Республики должен рассмотреть законопроект, переданный Палатой представителей в течение двадцати дней, а при объявлении законопроекта срочным - десяти дней. В случае нерассмотрения законопроекта в указанные сроки, закон считается одобренным Советом республики. По ч. 6 ст. 100 Конституции Республики Беларусь закон, принятый Палатой представителей и Советом Республики, представляется Президенту Республики Беларусь на подпись. В случае если Президент не возвращает его на протяжении двух недель, то закон считается подписанным. Думается, что подобный порядок следовало бы распространить и на отдельные случаи принятия правовых актов управления, особенно на сферу рассмотрения обращений граждан. В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об обращениях граждан» обращения граждан должны быть рассмотрены не позднее одного месяца, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее пятнадцати дней. Здесь же подчеркивается, что может быть обжаловано лишь решение, принятое по обращению. А если решение не принято, если срок рассмотрения нарушен? Таких нарушений Закона предостаточно. Правильным было бы дополнить Закон примерно следующим: «В случае если обращение не рассмотрено в указанный срок и не поступило сообщения о продлении его рассмотрения, то считается, что в обращении отказано (принято отрицательное решение, просьба отклонена)».
