Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Макет_ЭППА_Учебное_пособие-1.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
3.6 Mб
Скачать

Как поделить ресурсы?

Численность различных суперэтносов (объединения народов по национально-культурному признаку) внутри одной страны растет разными темпами. Так, рождаемость у мусульманских народов в нашей стране вдвое выше, чем у русских. То же происходит в Европе: во Франции и Нидерландах мусульман уже 10%. В США к 2050 году белое население будет составлять меньше половины. Развитые страны пытаются не только ограничить приток мигрантов, но и сдержать рост населения в «третьем мире». Способы есть – пропагандировать планирование семьи по западным стандартам, а к непослушным странам применять санкции. Авторы доклада ООН уверены: если эти меры проводить последовательно, то демографического взрыва удастся избежать. По их прогнозам, численность человечества к 2100 году достигнет 9,2 млрд человек. Ученые в один голос утверждают: ресурсы планеты не могут обеспечить больше 9 млрд человек.

Кто успеет первым?

Правда, остается надежда, что развивающиеся страны когда-нибудь разовьются до нужного уровня. В этом случае и прирост населения войдет у них в цивилизованные рамки, и миграция снизится: зачем куда-то ехать, когда и дома хорошо? Такой исход – одна из целей глобализации, форсируемой западными странами. Но среди глобалистов есть и те, кто преследует иную цель: выкачать из «третьего мира» его ресурсы, закрепив нынешнее неравенство Севера и Юга на многие десятилетия вперед. Весь вопрос в том, какая из этих стратегий возьмет верх. В одном случае рост населения и массовые миграции прекратятся примерно к 2050 году, а слияние суперэтносов, если таковое состоится, будет мирным и постепенным. В другом – кипящий демографический котел развивающихся стран рано или поздно взорвется, и цивилизованный мир ждет судьба Рима, рухнувшего под натиском варваров.

Здесь же необходимо отметить, что рост населения также усугубляется расколом мира на богатые и бедные страны. Другими словами, проблема не только в демографическом поведении человека, но и в распределении ресурсов. В 2004 году 20% жителей Земли – пресловутый «золотой миллиард» – потребляли 80% природных ресурсов. Самые богатые имели в 1989 г. 82% доходов, сейчас уже 86%. (Что дальше: еще полмиллиарда, чтобы обслуживать «золотой миллиард», а остальные должны будут уйти?). Развивающиеся страны, где эти самые ресурсы сосредоточены, не особенно этим довольны.

Другими словами, в XX в. стали очевидными серьезные изменения не только в природе. Глобальный кризис затронул и другие компоненты окружающей среды. Современная производственно-экономическая система, оказавшаяся разрушителем окружающей среды и «истощителем» природных ресурсов, не решила глобальных социальных задач. В странах «золотого миллиарда», где проживает около 20% населения планеты и где сформировалось так называемое «общество потребления», расходуется около 86% всех мировых ресурсов и производится 75% отходов от хозяйственной деятельности. В то же время в беднейших странах с населением 20%, относящихся к категории развивающихся, производится всего 1% мирового валового внутреннего продукта (ВВП), господствует бедность и нищета, происходит деградация общества и окружающей среды; в большинстве стран, где проживает 60% населения Земли, потребляется 13% мирового ВВП. В мире наблюдается рост числа бедных (с 1,1 млрд. чел. в 1990 г. до 1,5 млрд. в 2000 г.), громадная и все увеличивающаяся разница в уровне жизни бедных и богатых как стран, так и людей, увеличение безработицы, рост преступности; при увеличении продолжительности жизни растет число заболеваний, появляются новые болезни, вновь возникают казалось бы искорененные заболевания и расширяется их ареал и т.д. Таким образом, на Земле развивается как экологический, так и социальный кризис. Все эти отрицательные эффекты усиливаются в результате глобализации.

Также необходимо отметить, что политика эксплуатации природных ресурсов различна в странах третьего мира и в развитых. Первые пытаются вырваться из нищеты за счет усиленной эксплуатации своих природных богатств. Вторые – настаивают на уменьшении эксплуатации природных ресурсов, прекращении вырубки лесов, экономии электроэнергии и т.д., однако осуществляют при этом экологический колониализм – размещают экологически вредные производства в слаборазвитых странах.

Во многом отсюда всплеск международного терроризма. Пока развитым странам удается держать ситуацию под контролем. У них есть всего один ресурс – высокий научно-технический потенциал, но сегодня именно он является решающим. Однако в финансово-несправедливом мире невозможно решать разные проблемы, в том числе и экологические. Значение социального урегулирования нельзя переоценить. Все может измениться, когда в армии, научных лабораториях и, быть может, органах власти западных государств начнут преобладать мигранты – представители других суперэтносов. Опыт показывает, что они склонны к поддержке своих земляков и соплеменников куда больше, чем жители «цивилизованного Запада». А уж об их уважении к демократии и прочей чепухе вроде прав меньшинств смешно и говорить. Так что не кажется фантастикой возможность появления в европейских городах гетто для белых.

Таким образом, для развития материальной сферы современная цивилизация, сформировавшаяся внутри биосферы, создала множество технологий, разрушающих ее. Даже природоохранные технологии подразумевают нанесение ущерба биосфере.

XX в. стал веком столкновения современной цивилизации с природой. Это столкновение принимает разнообразные формы в разных странах и регионах. Оно затронуло в той или иной степени все государства. Мощными дестабилизаторами окружающей среды оказались как все развитые, так и некоторые развивающиеся регионы. Это породило углубляющийся экологический кризис, который, как оказалось, не решается путем локальных действий: несмотря на реализацию природоохранных задач в некоторых районах развитых стран, глобальный кризис сегодня, в начале второго десятилетия XXI в., не только не затихает, но углубляется, возникают все новые и более опасные новые экологические угрозы.