Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
нормативный аспект культуры речи.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
101.62 Кб
Скачать

Акцентологические нормы

Акцентологические нормы регламентируют правильность выбора ударного слога в слове и являются одним из основных показателей уровня устной речевой культуры.

Как любой иной, русский язык имеет свои акцентологические особенности. Во-первых, русское ударение силовое (голосом выделяется один из слогов); во-вторых, оно разноместное (ударным может быть любой слог слова); в-третьих, оно подвижное (возможно перемещение ударения с одного слога на другой при изменении формы слова).

Эти характерные черты русского ударения, с одной стороны, создают известные трудности его усвоения, а с другой – разноместность и подвижность ударения способствует ритмической организации русской речи, устраняя монотонность, и, наконец, с третьей – они являются важным смыслоразличительным средством. Так, с помощью ударения можно различать семантические, стилистические и нормативно-хронологические варианты.

Семантические варианты – это пары слов, в которых разноместность ударения служит разграничителем их смысла. Такие пары слов называются омографами [пишутся одинаково, но имеют разное значение и ударение: хАос (стихия) – хаОс (беспорядок)] и омоформами [совпавшие формы одного и того же слова (рУки, им. п. мн. ч., – рукИ, р. п. ед. ч.) или разных слов (пИща, сущ., – пищА, деепр.)].

Стилистические варианты – это пары слов, в которых разноместность ударения определяет их функционально-стилевую закрепленность: творОг (нейтр.) – твОрог (разг.), добЫча (нейтр.) – дОбыча (проф.).

Нормативно-хронологические варианты – это пары слов, в которых разноместность ударения указывает на временной период их употребления в речи: фольгА (совр.) – фОльга (устар.).

Кроме этого, существуют равноправные акцентологические варианты, т.е. пары слов, не различающиеся ни в лексическом, ни в стилистическом, ни во временном отношениях: иначе – инАче.

Трудные случаи выбора ударения в именах существительных

Существительные в русском языке по акцентным показателям делятся на две большие группы: с неподвижным ударением (оно остается неизменным в процессе изменения форм слова) и подвижным (сдвиг ударного слога при изменении числа или падежа: дрУг – друзьЯ).

При этом в именах существительных русского языка нет каких-либо формальных или семантических признаков, указывающих на каком слоге должно стоять ударение или как оно должно перемещаться с одного слога на другой при изменении форм слова. Именно поэтому для говорящих часто затруднителен выбор верного акцентного варианта: ударение должно усваиваться вместе со значением слова, а если в речевой навык вместе со значением не переведено свойственное слову ударение, то орфоэпические ошибки неизбежны.

Наиболее трудные случаи выбора верного акцентного варианта в именах существительных, как правило, связаны с употреблением в речи заимствованных слов. Обычно они сохраняют ударение языка-первоисточника, но нередко, попадая в иную языковую среду, с неизбежностью подвергаются процессу «подстраивания» под языковые традиции носителей языка-реципиента. Отсюда и возникают и колебания в произношении иностранных слов, и многочисленные ошибки в ударении. Ориентиром для их преодоления может стать знание определенных закономерностей выбора верного акцентного варианта.

1. Нормы современных заимствований (в первую очередь английские) ориентированы на нормы произношения языка-рецептора.

Английские слова легко «узнаваемы» по характерным сочетаниям нг, тч, дж, по конечным -ер, -ор, -инг, -мен, -мент. По своей структуре эти существительные обычно двусложны или трехсложны, и основной принцип акцентуации этих заимствований – следование нормам ударения английского языка, то есть акцент на первом (в большинстве случаев) или втором слоге, что соответствует ударению в английском: бАртер, блЕйзер, брИфинг , брОкер вАучер, гАмбургер, дИлер лИзинг, мЕнеджер, рЕйтинг, сЕрфинг, спОнсор, трИллер. инвЕeстор, компЮьтер. В многослоговых словах на -инг ударение падает на предпоследний слог: инжинИринг.

Существительные с конечным –мент обычно размещают ударение на втором слоге: истЕблишмент , импИчмент (но мЕнеджмент). Если слово заканчивается на гласный, то ударение падает на первый слог: лОбби, шОу, бУнгало.

Сложные слова со вторым корнем -мен (с английского «человек»: полисмЕн, джентльмЕн) имеют ударение на последнем слоге, исключение - бАрмен. (Не следует по ложной аналогии произносить фенОмен (греч.), нужно феномЕн).

Французские слова характеризуются ударением на последнем слоге. Их достаточно легко «распознать» по конечным -е, -о, -о в неизменяемых формах (кофЕ, жалюзИ), сочетаниях бю, вю, ню, рю (вестибЮль, нюАнс), ам, ан, ен, он (авАнс, ансАмбль), конечным –аж, -анс, -ёр (декадАнс, дирижЁр).

Как английские, так и французские слова имеют тривиальное ударение: при изменении слова оно не меняет своей позиции.

2. Заимствования, прочно вошедшие в лексику современного русского языка, но нередко подверженные нарушением норм акцентуации.

В первую очередь это многочисленная группа многосложных существительных на ия. Как правило, это слова греко-латинского происхождения, которые составляют интернациональный фонд общественно-политической лексики и научной терминологии. Ошибки, связанные с произношением этих слов, во многом определены смешением двух моделей ударения: греческой (конец слова) и латинской (середина слова). Чтобы не ошибиться в произношении подобных лексем, нужно учитывать, что многие общеупотребительные существительные на –ия, независимо от их происхождения, имеют мотивирующие слово с четко выраженным ударным слогом, и сориентироваться в выборе верного акцентного варианта можно по нему: ортопЕдия (ортопЕд), демокрАтия (демокрАт) и т.д. Специальная медицинская терминология на – ия (симптоматика болезней, их названия, процессы обследования и т.п.) обычно ориентирована на греческую модель произношения – ударение в конце слова: биопсИя, аретмИя, гликемИя, гастроскопИя.

Кроме того, рекомендуется запомнить, что существительные на -ия нередко имеют повторяющиеся финали (конечные слоги), и, соответственно, вполне устойчивое ударение. Так, слова (нередко ошибочно произносимые) с финалями -графия, -кратия, -ация обычно тяготеют к латинской модели ударения: флюорогАфия, аристокрАтия, аттестАция. А для существительных с финальными -филия, -трия характерна греческая: психиатрИя, некрофилИя, симметрИя (и асииммЕтрия ,но всегда асимееетрИя(!).

Некоторые существительные, оканчивающиеся на -ия, нуждаются в запоминании: витИя, миссИя, какофОния, фанабЕрия, мистЕрия, дифтерИя, синхронИя.

Нередко ошибочным является произношение слова «квартал» (греч.). Нужно помнить, что практически все слова в русском языке с конечным -ал имеют ударение на последнем слоге: квартал (в любом значении) , фискал, мангал и т.д.

Неодушевленные существительные с финалью на -лог тоже размещают ударение на последнем слоге: монолОг, диалОг, эпилОг, некролОг, каталОг (но анАлог). Одушевленные (названия лиц по роду занятий) имеют ударение в середине слова: филОлог, зоОлог (как правило, эти существительные непроблемны в произношении).

3.Выбор акцентного варианта в существительном определен мотивирующем (производящим) словом.

К подобным словам в первую очередь относятся отглагольные существительные на -ие. Как правило, они сохраняют ударение производящего глагола: обеспЕчение (от обеспЕчить), соболЕзнование (от соболЕзновать), вИдение (от вИдеть), рассредотОчение (от рассредотОчить). Отступлением от этой закономерности являются существительные на -ление: мышлЕние (от мыслить), уведомлЕние (от уведомить);

В существительных на -ота ударение на последнем слоге имеют слова, образованные от прилагательных: полный — полнотА, немой— немотА.. Ударение на предпоследнем слоге имеют существительные, образованные от глаголов: дремать—дремОта, ломать—ломОта, зевать—зевОта.

4. Ударение в существительных на -анин, называющих лицо по месту жительства, вероисповеданию, сословию.

Обычно ударным в подобных словах является третий слог от конца: горожАнин, минчАнин, марсиАнин. Но в книжной лексике абстрактной или религиозной тематики ударение падает на последний слог: гражданИн, христианИн, селянИн, мещанИн. Слова, связанные с историей Древней Греции и Древнего Рима, с библейскими сюжетами, обычно имеют ударение на том же слоге, что и те географические названия, от которых они образованы: афИнянин, рИмлянин.

При употреблении существительных необходимо знать, является ли ударение в данном слове постоянным (неподвижным) или в процессе изменения слова оно может переместиться на иной слог. При изменении грамматических форм имена существительные с неподвижным ударением сохраняют ударный слог начальной формы, а существительные с подвижным ударением перемещают его на другие морфемы. Отмечается пять разновидностей подвижного ударения существительных:

Первая разновидность: во всех формах единственного числа ударение на основе, во всех существительных множественного числа – на окончании; типовая парадигма: бАл – бАла – бАлу – бАл – бАалом – о бАле; балЫ – балОв – балАм – балАми – о балАх. К этой парадигме относятся слова: бал, бор, борт, буфер, вал, веер, вензель, гол, директор, доктор, дупель, лагерь, округ, орден, ордер, парус, плуг, соболь, спирт, строй, суп, тон, тополь, торг, тыл, ход, хор, чай, шкаф, штаб, штабель, штемпель (исключение: на балУ, в борУ, на валУ, в кругУ, на спиртУ, в шкафУ).

Вторая разновидность: во всех формах единственного числа, в именительном и винительном падежах множественного числа ударение падает на основу, в остальных – на окончание; типовая парадигма: вЕдомость – вЕдомости – вЕдомостью – о вЕдомости, вЕдомости – ведомостЕй – ведомостЯм – ведомостЯми – о ведомостЯх. К парадигме относятся слова: волк, волость, вор, голубь, должность, зверь, камень, корень, лапоть, лебедь, мелочь, новость, обруч, окунь, парень, плоскость, повесть, скатерть, скорость, соболь, тень, трость, уголь, церковь, четверть, щель.

Третья разновидность: во всех формах единственного числа ударение приходится на окончание, во множественном числе – на основу; типовая парадигма: вдовА – вдовЫ – вдовЕ – вдовУ – вдовОй – о вдовЕ, вдОвы – вдОв – вдОвам - вдОвами – о вдОвах. К ней относятся: гроза, десна, доха, змея, игла, изба, коза, кольцо, коса, луна, овца, окно, орда, оса, свинья, семья, сестра, сирота, скала, скула, слуга, смола, сова, сосна, соха, стекло, стрекоза, строфа, тюрьма.

Четвертая разновидность: во всех формах единственного числа и множественного, кроме именительного и родительного падежей мн.ч., ударение – на окончании; типовая парадигма: волнА – волнЫ – волнЕ – волнУ – волнОй – о волнЕ, вОлны – вОлн – волнАм – волнАми – о волнАх. К ней относятся слова: блоха, борозда, губа, железа, межа, полоса, серьга, сковорода, строка, стропа. (Колебания: волнАми – вОлнами, бороздАми – борОздами, железАми – желЕзами, бороздУ – бОрозду, полосУ – пОлосу, сковородУ – скОвороду.)

Пятая разновидность: ударение на основе в винительном падеже единственного числа, в именительном и родительном падежах множественного числа, в то время как во всех других формах – на окончании; типовая парадигма: головА – головЫ – головЕ – головУ – головОй – о головЕ, гОловы – гОлов – головАм – головАми – о головАх. К ней относятся: борода, борона, голова, гора, доска, душа, земля, зима, пора, река, спина, среда, стена, сторона, щека. (Здесь наибольшее количество отклонений - переноса ударения в косвенных падежах множественного числа на основу: спИнами, по срЕдам, на стЕнах, дОсками.)