- •1. Предварительные замечания о тождестве, различии и противоположности
- •1. Недостаточность
- •2. Обнаружение недостаточности
- •4. Экспроприация мелких собственников
- •5. Создание машинного производства
- •7. Логическое значение
- •3. Теоретическая преемственность и критика
- •199034, Ленинград, в-34, 9 линия, 12
4. Экспроприация мелких собственников
как историческая предпосылка
возникновения капитала
«Когда капитал уже в ходу, – пишет Маркс, – когда он исходит из самого себя, он постоянно предполагает себя в своих различных формах в качестве индивидуально потребляемого продукта, сырья и орудия труда, для того чтобы постоянно воспроизводить себя в этих формах. Эти формы сначала выступают как предположенные им самим условия, а затем – как его результат. В процессе своего воспроизводства капитал производит свои собственные условия» 44.
Значит, капитал, согласно своему понятию, вытекающему из его логического анализа, предполагает наличие средств производства на одном полюсе и полное отсутствие таковых на другом. Но исторически ему предшествует поизводство, основанное па органическом единстве труда и средств производства, «где работник является свободным частным собственником своих, им самим применяемых условий труда, где крестьянин обладает полем, которое он возделывает, ремесленник – инструментами, которыми он владеет как виртуоз» 45. Следовательно, исторической предпосылкой возникновения капитала является разрыв этого органического единства – экспроприация мелкого собственника, крестьянина и ремесленника. Причем эта экспроприация не может совершиться «игрой имманентных законов самого капиталистического производства» 46, потому что этого производства еще пет. «... Эта ужасная и тяжелая экспроприация пародпой массы, – замечает Маркс, – образует пролог истории капитала» 47.
Здесь имеет место целый комплекс своих собственных специфических проблем, не сводящихся к проблеме первоначального накопления в ее общем виде. Первоначальное накопление означает просто накопление богатства.
44 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е илд.. т. 46. ч. II, с. 183 – 181.
45 Там же, т. 23, с. 771.
46 Там же, с. 772.
47 Там я; е. г. 771.
90
безотносительно к его натуральной форме, в основном в форме золота и драгоценностей. Но золото еще не средство производства. Оно оказывается всемогущим, когда все продается и все покупается. Иными словами, только при развитом рынке, который возможен лишь в условиях достаточно развитого капиталистического производства. В рамках же феодального общества продается далеко не все: не продаются прежде всего основные средства производства – земля и орудия ремесленника. Феодальпый собственник земли не может ее продать, так как она источник не только его материального, но также морального и политического существования. Вместе с землей он теряет все свои права и привилегии. Потому феодальное государство стоит па страже феодальной земельной собственности. И уж если феодальная земельная собственность отчуждается, то вместе со всеми правами и привилегиями, включая дворянский титул. Орудия же ремесленника в принципе неотчуждаемы, поскольку являются естественным продолжением тех особых навыков и умений, которыми владеет только ремесленник, и они никоим другим образом не могут быть использованы. Вот почему на пути капитала встают феодальные институты: феодальная земельная собственность, крестьянская община, ремесленный цех. И капитал должен их разрушить, дабы стать в полном смысле слова капиталом.
Таким образом, процесс первоначального накопления «не может быть ничем иным, как процессом отделения рабочего от собственности на условия его труда, – процессом, который превращает, с одной стороны, общественные средства производства и жизненные средства в капитал, с другой стороны, – непосредственных производителей в наемных рабочих» 48. Но средства труда ремесленника неотделимы от рабочего и неадекватны капиталу. Адекватное себе средство труда в виде машины или системы машин он еще должен создать. Поэтому экспроприация мелкого собственника начинается с экспроприации земли у сельского населения, а генезис капитализма происходит сначала как генезис капиталистического фермера. Причем только после земледельческой революции, ибо лишь опа могла доставить городской промышленности массу пролетариев, стоявших «совершенно вне всяких цеховых отношений» 49, создать рынок наемного труда,
48 Там тс, с. 726 – 727.
49 Там же, с. 755.
91
рынок сырья и рынок жизненных средств, которые представляют собой необходимые предпосылки развития городского промышленного капитала.
Весь этот процесс описан у Маркса достаточно подробно в отношении Англии. Характерно, он может быть описан каждый раз только особенным образом, поскольку и сам процесс первоначального накопления может произойти только в особенной исторической форме. Но это не меняет существа вопроса. «Дело здесь, само по себе, – как предупреждал Маркс, – не в более или менее высокой ступени развития тех общественных антагонизмов, которые вытекают из естественных законов капиталистического производства. Дело в самих этих законах, в этих тенденциях, действующих и осуществляющихся с железной необходимостью. Страна, промышленно более развитая, показывает менее развитой стране лишь картину ее собственного будущего» 50.
Главное, реальная, фактическая история капитала как будто бы буквально дедуцируется из понятия капитала, что и придает логический характер историческому описанию. Капитал по своему понятию предполагает первоначально деньги, доставляемые заморской торговлей и ограблением колоний. Он требует разрыва органического единства («сращенности») производителя со средствами производства – в Англии именно такой процесс происходит насильственным и законодательным путем. Он требует для себя адекватное себе средство производства – машину, – и именно тогда, в XVIII – начале XIX в., происходит целый ряд технических изобретений и открытий, которые доставляют это средство капиталу.
