Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ 9кл.Часть 2. ОВ.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
292.87 Кб
Скачать

Дорогие друзья!

Предлагаем Вам по данному пособию продолжить изучение курса региональной истории XX века. В содержании пособия представлены процессы, события, явления истории и культуры Горного Алтая второй половины XX в. и первого десятилетия нового – XXI века.

Это время сложных и противоречивых процессов, происходивших в социальной, национальной сфере, экономике и культуре региона и страны в целом. Мы постарались представить историческую картину через призму повседневной жизни обычных, «рядовых» людей, для которых любить Родину означало много и упорно трудиться.

К отдельным событиям и явлениям этого периода имеют непосредственное отношение ваши близкие, вы сами в качестве свидетелей и очевидцев. Это значит, что можно и нужно приводить свои аргументы, доводы и делать выводы. Тем более что остались некоторые «трудные» вопросы, не раскрытые нами, которые пока недостаточно изучены.

Предлагаемый в учебном пособии событийный ряд, оценки и суждения составлены на основе работ таких исследователей как Екеев Н.В., Екеева Н.М., Гончарова О.А., Казанцев А.Ю., Киндикова Н.М., Медведев И.Ф., Табаев Д.И., Тадышева Н.О., Тюхтенев С.С., Чинина Э.П., Эдоков В.И., Эдоков А.В. и многих других. Список их работ приведен в конце пособия. При выполнении учебного исследования и подготовки проекта рекомендуем эти работы самостоятельно изучить. Желаем успехов!

Авторы

Раздел I. Горный алтай в 1945 – 1991 гг.

Тема 1. Горный Алтай в первое послевоенное десятилетие

Этот период в отечественной истории ознаменовался попытками сталинского режима укрепить свои позиции в стране и мире на фоне новых геополитических, экономических, технологических и социальных вызовов. Наша страна в силу консерватизма политических институтов не смогла найти на них адекватного ответа.

§ 1. Жизнь населения Горного Алтая после войны

Проблема. Почему не оправдались ожидания людей «Вот после войны заживем!»?

Население Горного Алтая в годы Великой Отечественной войны понесло значительный урон. Особенно в сложной ситуации оказалась колхозная деревня. Помимо материальных ли­шений, она испытывала острый недостаток в рабочих руках. Все население колхозов и совхозов (с учетом возвратившихся по демобилизации) уменьшилось к концу 1945 г., по сравнению с 1940 г., на треть, а число трудо­способных – почти наполовину. Особенно заметно сократилось число тру­доспособных мужчин. Понизился, по сравнению с довоенным временем, и уровень материальной обеспеченности колхозников. Если до войны колхозы выделяли для распределения по трудодням в среднем до 20% зерновых и бо­лее 30% своих денежных доходов, то в 1945 г. эти показатели сократились до минимума. В большинстве хозяйств области оплата труда была чисто симво­лической. В силу этого, основным источником существования сельчан - да и горожан - были доходы, получаемые от личных подсобных хозяйств, раз­витие которых (путем увеличения ставок сельскохозяйственного налога с них) ограничивалось государством. Лишь в начале 1950-х гг. ситуация несколь­ко изменилась: увеличились размеры приусадебных участков, наметился не­который рост заработной платы, размер которой «дифференцировался» в за­висимости от отрасли.

Бедствием для страны стала засуха 1946 г., и экономические изменения 1946-1947 годов. Помогая голодающему населению, колхозы Горного Алтая «отдавали» государству почти две трети собираемого урожая, т.е. значитель­но больше, чем сдавали они в годы войны. Это обрекало население областей, не пострадавших от засухи, в том числе и Горного Алтая, на массовый голод. Особенно высока была смертность среди детей. В результате этого бедствия, повсеместно произошло значительное сокращение сельского населения.

В решении возникших у населения проблем важную роль должен был сыграть рынок. Но он, как и вся торговая сеть области, оказался не готов к этому. С одной стороны, в распоряжении рынка не было необходимого количества и разнообразия продуктов, чтобы в полной мере удовлетворить потребности населения. Город и прилегающие к нему районы таким объемом продукции не располагали. Она была в «глубинке». Но сельчане не имели возможности доставить ее на городской рынок: у них не было транспорта, да и путей сообщения аймаков (не говоря уже об их насе­ленных пунктах) с областным центром не было.

После денежной реформы 1947 г., отмены карточной системы распределения товаров, правительство снизило цены. Эта мера сразу же привела к естественному увеличению спроса, в первую очередь, на те группы товаров, которых она коснулось в наибольшей степени, т. е. в ос­новном на промышленную группу. В то же время снижение цен почти никак не затронуло товары первой необходимости (хлеб, мука, растительное мас­ло, сахар, мыло, керосин и др.). Вообще в послевоенные годы сфера действия мате­риальных стимулов была сильно ограничена. Сказывались на этом, в первую очередь, неизжитые последствия войны: жесткая финансовая дисциплина и ограниченность ресурсов устанавливали различно­го рода «потолки», в том числе и по заработной плате. Поэтому трудовой подъем, духовный пафос восстановления были продиктованы в первые по­слевоенные годы не материальными интересами, а, главным образом, психо­логическими и идеологическими факторами.

Событием идеологического плана явилось переименование Ойротской автономной области в Горно-Алтайскую на основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 7 января 1948 г. Переименование было инициировано руководящими партийными и советскими органами области. Научное обоснование в идеологическом контексте тех лет было подготовлено историком Л.П. Потаповым. В протоколе заседания бюро Ойротского областного комитета партии от 8 декабря 1947 г. отмечалось, что «…термин Ойрот является синонимом терминов «калмык» или «западный монгол» и совершенно чужд алтайцам. Новое наименование (Горно-Алтайская) более точно определяет, во-первых, самоназвание населения (алтаец), во-вторых, подчеркивает географическое положение, так как область целиком расположена в Горном Алтае». Исследователи интерпретируют это событие как охранительную меру от возможного повторения политических репрессий в условиях апогея сталинского режима.

Условия труда колхозников почти не претерпели каких-либо изменений. Наблюдался недостаток рабочих рук, полное отсутствие механизации в большинстве хо­зяйств. Каждый колхозник обязан был выполнить установлен­ный законом (в 1939 г.) минимум трудодней. За его невыработку колхозник лишался приусадебного участка и даже свободы. Таким образом, доходы жителей зависели от оплаты труда в общественном хозяйстве и доходов с личного хозяйства. Существовали фонды помощи семьям инвалидов и погибших воинов, которые периодически оказывали денежную и материальную помощь семьям погибших. Инвалидам войны полагалось госу­дарственная пенсия. К сожалению, таковой не имели колхозники, за исключением председателей колхозов, специалистов сельского хозяйства и механизаторов, направленных на работу в колхозы из МТС. Со временем социальное пособие стало выплачиваться мно­годетным семьям и матерям-одиночкам.

10 февраля 1948 г. вышло постановление ЦК ВКП (б) и Совета Министров СССР «О повышении заработной платы и пенсий учителям начальных, семилетних и средних школ». Учителям установили пенсии за выслугу лет (25 лет), утвердили порядок награждения правительственными наградами. Сельским учителям полагались дополнительные льготы, в том числе выделение домов и квартир, построенных за счет колхозов и совхозов.

Однако условия жизни большинства жителей Горного Алтая оставались тяжелыми. Совершенно не была решена жилищная проблема: многие из них, особенно горожане, жили в аварийных домах и квартирах, в приспособ­ленных для временного проживания помещениях - банях, бараках каркасно-насыпного типа, землянках и т. п. Не в лучшем положении находились и се­ляне, особенно, чей труд был связан с отгонным животноводством. Обычным для них жильем была примитивная избушка или юрта, в которой ютились и животноводы, и нарождавшийся молодняк. В том и другом случаях, естест­венно, не могло быть и речи о бытовом обслуживании населения. При отсутствии соответствующих условий, да и при занятости родителей в общественном производстве, заботу о детях должно было взять на себя государство. Но на первых порах оно не могло этого сделать. Лишь к началу 1950-х гг. начинает расти в области сеть детских яслей, садов, детских домов и пришкольных интернатов. Однако их было го­раздо меньше, чем это требовалось.

Медленно менялось состояние сферы бытовых услуг в Горном Алтае, особенно в сельской местности, где почти полностью отсутствовали ремонт­ные мастерские, парикмахерские, столовые и т.п. За каждой бытовой мело­чью селянину приходилось ехать в областной центр. Конечно, по сравнению с военным временем, условия жизни сельского населения Горного в первые послевоенные годы заметно улучшились. Однако алтайская деревня продолжала значительно отставать от города по уровню торгового, бытового и медицинского обслуживания, что влияло, в конечном счете, на сокращение сельского населения.

Налаживалась в послевоенные годы культурно-просветительская рабо­та на селе. В Горном Алтае она осуществлялась через систему клубных учре­ждений, изб-читален, библиотек, юрт-передвижек, Домов алтайки, газет и радио. Однако большинство культурно-просветительских учреждений нахо­дились в запущенном состоянии и не работали. В действующих же не хватало необходимого - киноаппаратуры, радиоприемников, музыкальных инстру­ментов, книг, журналов, ламп и керосина - единственного источника света при отсутствии электроосвещения.

Условия жизни и быта населения Горного Алтая в послевоенные годы явились «зеркальным» отраже­нием общего состояния послевоенной экономики.

Вопросы и задания:

  1. Каковы были причины долгого изживания последствий войны в социальной сфере?

  2. Выясните в ходе обсуждения в паре, почему усилился административный нажим в колхозах?

  3. Используя фото из семейного альбома, опишите, как одевались в те годы в будни и в праздники?

  4. На основе устных рассказов представителей старшего поколения составьте рассказ «Один день из жизни послевоенной деревни».