Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учебник ИГА 7кл.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
935.42 Кб
Скачать

§ 14. Реформа Сперанского м.М.

1.Деятельность Сперанского м.М.

В марте 1819 г. тайный советник М.М.Сперанский, назначенный генерал-губернатором (наместником) Сибири, отправился в свою трехлетнюю поездку по вверенному ему краю. Он должен был проверить сибирские дела, исправить их и провести реформу государственного и местного управления Сибирью. Результатом деятельности Сперанского М.М. стали не только громкие расследования и судебные процессы над множеством чиновников всех рангов за злоупотребления (более 600 человек), но и изменение управления Сибирью. В ходе знакомства с жизнью разных сибирских территорий и групп коренного населения, в процессе сбора сведений и материалов их хозяйственно-бытовых укладов и способов внутреннего управления родился законодательный документ обще сибирского значения «Устав об управлении инородцев» (1822 г.).

В «Уставе об управлении инородцев» впервые в качестве официального термина для наименования сибирских аборигенов появляется слово «инородцы». «Под именем инородных разумеются все племена не российского происхождения, в Сибири обитающие», - дано определение в «Своде Законов Российской империи».

Причинами появления Устава Сперанского была необходимость дальнейшего развития российского общества, укрепление законодательных установок в системе государственности.

2. Содержание «Устава об инородцах»

Права ясачных объясняются в первой главе, которая так, и называется «Права инородцев». Население Сибири делилось на три разряда: оседлое, кочевое и бродячее. В §3 ко второму –кочевому разряду причислены: кочующие земледельцы и часть других ясачных Бийского и Кузнецкого ведомства.

В § 13 сказано, что оседлые инородцы уравниваются с россиянами в правах и обязанностях по сословиям, в которые они вступают.

Право на земли инородцев «ими владеемые» или «ими обитаемые». объявлялось в § 20 и § 28.

Россиянам строго запрещалось селиться на землях, отведенных аборигенам (§ 28).

Относительно, внутреннего самоуправления в §§ 34 и 85 говорилось об управлении «своими родоначальниками и почетными людьми, из которых составляется их степное управление» и « по степным законам и обычаям каждому племени свойственным. Вопрос о вероисповедании оговаривался в § 53, по которому кочевые инородцы пользуются свободою в вероисповедании и богослужении. К каким последствиям могли привести эти положения в будущем?

Об управлении оседлых инородцев говорилось, что они могут выбирать старосту на общих основаниях как и в русских селениях, если они жили отдельными деревнями. Если «число душ в селениях достаточно», то они «составляют особенную волость» и волостная управа в этом случае аналогична той, что действует в крестьянских волостях. В случае недостаточного количества оседлых инородцев их причисляют к русским деревням и русским волостям.

Для кочующих инородцев предлагалось сочетание в управлении уже сложившихся принципов с новыми, направленными на количественное наполнение податных единиц. Поэтому улусы численностью не менее 15 семейств имели свое родовое управление, а небольшие улусы причислялись к ним. Несколько улусов одного рода» подчинялись Инородной управе. Инородные управы имели следующие обязанности перед государством: «Народосчисление, расклад сборов, правильный учет всех сумм и общественного имущества, распространение земледелия и народной промышленности и ходатайство у высшего начальства о пользе родовичей (§ 119)». Статья 157 определяла подчинение инородцев земским судам и земской полиции и никому более, т.е. ограничивала законом вмешательство в их внутренние дела.

Земская полиция должна была доносить начальству о недостатке продовольствия (§216), возлагалось проведение прививок от оспы (§ 218). Она же наблюдала, чтобы торговцы брали подводы у инородцев с их согласия и за плату ( § 221). Земская полиция надзирала над Инородными управами.

Ряд статей перечисляет причины, по которым в стойбищах могли появиться казаки и чиновники, что было важно в смягчении произвола. Они имели право въезжать в инородческие поселения для ревизии порядка управления. Для следствия, для сбора податей (в случае каких-либо неурядиц с этим у местных управленцев) и для надзора за порядком на ярмарках – и только. Подчеркивалось, что приезды должны быть редки, и в то же время стараться совмещать разные задания (§ 237, 239). Появляться за ясаком надлежало только в том случае, когда выплаты не производились в течение 2 лет (§ 240).

Три статьи «Устава» предписывают губернатору лично или его доверенному чиновнику раз в год посещать стойбища инородцев, внимать их жалобам и нуждам, прекращать беспорядки, отсылать виновных к суду. После каждой годовой ревизии губернатор должен был доносить начальству о положении инородцев.

Уголовное следствие и суд в отношении инородцев проводились только в случаях тяжких преступлений и важных происшествий. Менее важные дела и проступки рассматривались на основе обычного права

Сборы с инородцев определялись трех видов: казенные подати, земская повинность, повинности внутренние – на содержание Инородных управ. Подати могли сдавать «мягкой рухлядью» или деньгами через Инородные управы. Кроме Родовых управлений, никто не вправе производить сбор с инородцев, даже Инородные управы и земское начальство.