- •14.1. Особенности поражения сосудистого русла
- •14.2. Классификация
- •Классификация посттромбофлебитической болезни
- •14.3. Инструментальная диагностика
- •14.4. Лечебно-диагностическая тактика
- •14.5. Хирургическое лечение
- •Коррекция мышечно-венозной помпы голени
- •14.5.2. Оперативные вмешательства на подкожных венах
- •14.5.3. Реконструктивные вмешательства
ПОСТТРОМБОФЛЕБИТИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ
В. Ю. Богачев, А. И. Кириенко, И. А. Золотухин
14.1. Особенности поражения сосудистого русла ............ 491
14.2. Классификация ......................... 493
14.3. Инструментальная диагностика ................. 494
14.4. Лечебно-диагностическая тактика ................ 504
14.5. Хирургическое лечение. ..................... 507
Патологическое состояние, которому посвящена настоящая глава, в литературе называют по-разному: чаще посттромботическим или постфлебитическим синдромом. Под этими терминами понимают затруднения венозного оттока из пораженной конечности, которые возникают после перенесенного тромбоза глубоких вен и проявляются симптомами ХВН. Между тем достаточно очерченная клиническая картина, медленное, но неуклонное прогрессирование, стадийность течения и характерные осложнения оправдывают выделение его в самостоятельную нозологическую форму. В нашей клинике принят термин "посттромбофлебитическая болезнь" [13]. Во-первых, он указывает на причинный фактор (перенесенный тромбоз), локализацию поражения (венозное русло); во-вторых, подчеркивает значение воспалительного компонента; в-третьих, отдельное рассмотрение этого заболевания целесообразно прежде всего с практической точки зрения, поскольку хирургическая тактика, методы и результаты его лечения имеют свою определенную специфику.
Острая фаза венозного тромбоза сопровождается резким уменьшением общей площади сечения венозного русла и развитием тяжелого флебостаза. Выраженность последнего определяется уровнем и распространенностью тромботического процесса, а также характером компенсаторных реакций, среди которых следует назвать:
артериальный спазм, приводящий к редукции притока крови;
ускорение кровотока по подкожным венам;
усиление лимфатического дренажа;
юкстакапиллярное шунтирование;
активизацию эндогенного фибринолиза и изменения реологии крови.
Достаточно трудно определить момент, когда острый флеботромбоз переходит в посттромбофлебитическую болезнь. С патофизиологических позиций острая фаза заболевания завершается после прекращения процесса тромбообразования и начала эволюции уже сформированных тромбов (ретракция, плазменный и клеточный лизис, организация, фиброзная трансформация) и сосудистой системы (реканализация, формирование коллатерального русла, неоваскулогенез). Вместе с тем многочисленные клинические наблюдения свидетельствуют о том, что эти процессы могут протекать параллельно. Тромбоз не возникает одномоментно, а нарастает в течение нескольких дней или даже недель, распространяясь по венозным магистралям в проксимальном и дистальном направлениях от места первичного поражения. Кроме того, возможен рецидив тромбообразования в силу эндогенных причин или неадекватности антикоагулянтной терапии. В связи с этим нередки случаи, когда у пациента с илиофеморальным тромбозом клиницисты выявляют реканализацию глубоких вен конечности и наличие "свежего" флотирующего тромба (угрожающего возникновением массивной легочной эмболии) в подвздошных или нижней полой венах.
Не забывая о подобных состояниях, следует признать, что в большинстве случаев процесс формирования и распространения тромбоза завершается через 3—4 нед с момента появления его первых клинических признаков [5]. Конечно, возможно и бессимптомное течение тромбоза, однако в такой ситуации он в связи с небольшой протяженностью в последующем не приводит к возникновению выраженных явлений ХВН, хотя и может быть причиной варикозного синдрома, ошибочно принимаемого за варикозную болезнь.
14.1. Особенности поражения сосудистого русла
Активное тромбообразование в магистральных глубоких венах происходит в течение 3—4 нед и сменяется активной эволюцией тромба с участием макрофагов и фибробластов. Этот процесс находится в непрерывной связи с изменением условий функционирования всех отделов венозной системы и перераспределением гемодинамической нагрузки на магистральные, глубокие и поверхностные вены, а также на систему перфорантных вен [8, 12].
Организация образовавшегося тромба происходит за счет размножения фибробластов интимы сосуда. Этот процесс сочетается с воспалительной инфильтрацией сосудистой стенки, т. е. с явлениями флебита. В этот период преобладают окклюзивные изменения глубоких вен. Увеличение регионарного объема крови вследствие недостаточного ее оттока из конечности обусловливает повышение венозного давления. Результатом становится развитие клапанной несостоятельности перфорантных вен, которая в большинстве случаев имеет относительный характер. С патофизиологических позиций это — положительный фактор, поскольку поверхностная венозная система начинает функционировать в качестве обходного пути оттока крови [12]. Вот почему в тех случаях, когда острый венозный тромбоз развивается у пациентов, перенесших ранее венэктомию и лигирование перфорантных вен, как правило, наблюдается значительный отек конечности и выраженный болевой синдром.
Пролиферация фибробластов в толще тромботических масс сопровождается образованием каналов и щелей, которые покрываются эндотелием. На этой стадии воспалительные изменения в стенке вен сменяются склеротическими, отмечается отчетливая гипертрофия гладкомышечных элементов. В ряде случаев может развиться кальцификация и оссификация венозной стенки. Реканализация не означает полного восстановления просвета сосуда, поскольку по его ходу могут сохраняться участки стеноза, перегородки и трабекулы, нарушающие ток крови. При этом возможно образование нескольких (или одного) узких, чаще пристеночных каналов, центростремительная пропускная способность которых невелика, зато и рефлюкс крови в вертикальной позиции незначителен [12]. Полная реканализация тромбированной вены приводит к формированию одного канала, соизмеримого с исходным, т. е. до развития тромбоза, и к превращению вены в жесткую бесклапанную трубку. Интима сосуда в процессе инволюции тромботических масс значительно утолщается и подвергается гиалинозу. В свою очередь ее сегментарная гипертрофия может сужать просвет сосуда. На этом этапе развития заболевания формируется органическая клапанная недостаточность глубоких вен. Следует еще раз подчеркнуть, что это заболевание сопровождается полным разрушением и лишь в редких случаях - атрофией и фиброзом венозных клапанов. Таким образом, возникает вертикальный глубокий рефлюкс, который в дальнейшем и определяет процесс формирования ХВН у больных посттромбофлебитической болезнью, как на микроциркуляторном, так и на макрогемодинамическом уровне.
Повышение нагрузки на поверхностную венозную систему способствует морфологическим изменениям в ней. Данные ультразвуковых и радионуклидных методов исследования свидетельствуют о возрастании объемной и линейной скорости кровотока, а также об увеличении диаметра подкожных магистралей. Адаптация их к новым условиям функционирования проявляется гипертрофией мышечного слоя и гиперплазией интимы. Положительная роль этих процессов в период посттромботической "перестройки" венозной системы несомненна, поскольку они предотвращают критические нарушения венозного возврата из конечности.
Вместе с тем в период реканализации глубоких магистралей на стенку поверхностных вен воздействуют и негативные факторы, приводящие к нарушению ее упругоэластических свойств. Это прежде всего активация лейкоцитов (фактор "лейкоцитарной агрессии") и гиперпродукция тканевых вазоактивных веществ. В результате венозная стенка становится не способной адекватно реагировать на постоянно высокое давление, что вызывает варикозную трансформацию подкожных вен.
Последовательность и характер изменений венозной системы, изложенные нами, безусловно, во многом схематичны. На уникальность тромботического поражения глубоких вен и процесса формирования посттромбофлебитической болезни у каждого конкретного больного указывают все специалисты, пристально изучавшие эту патологию [5, 6, 8, 12]. В реальных клинических условиях, как правило, одновременно регистрируют различные варианты поражения венозного русла: преобладание окклюзионных изменений на одних участках и реканализацию на других.
Патологические процессы при флеботромбозе и его последствиях не ограничиваются только венозной системой. Развивающиеся уже в первые дни заболевания флебит и перифлебит способствуют распространению воспалительных изменений и на артериальные стволы, располагающиеся в одном с венами мышечно-фасциальном ложе. Фиксируют также повреждение капилляров различными тканевыми метаболитами и лейкоцитарными ферментами, освобождающимися из очага воспаления. Усиление проницаемости капилляров с выходом в окружающие ткани форменных элементов крови и белков плазмы сопровождается стойким повышением сопротивления артериальному кровотоку за счет перикапиллярного фиброза с образованием так называемой фибриновой манжетки. Все это способствует открытию артериовенозных анастомозов, что ведет к прогрессирующему нарушению функции капилляров и тканевого метаболизма.
Последствия тромбоза выявляют в дистальных и проксимальных отделах глубокого венозного русла примерно с одинаковой частотой. У больных с выраженными клиническими проявлениями посттромбофлебитической болезни обнаруживают изменения в тазовых венах. В 20 % случаев они захватывают нижнюю полую вену. Сочетанное поражение вен нижних конечностей и таза имеет место в 75 % наблюдений.
Как часто встречаются различные варианты морфологических изменений глубоких вен при посттромбофлебитической болезни? Необходимо сразу сказать, что в большинстве случаев фиксируют сочетание окклюзии и реканализации в различных венозных сегментах. Действительно "чистая" окклюзия глубоких вен встречается лишь в 15 % наблюдений. Эта группа пациентов, как правило, имеет длительность заболевания не более 1 года.
Полную реканализацию всех ранее тромбированных вен наблюдают в 20 % случаев, при этом давность заболевания у таких больных насчитывает несколько лет. В большей же части наблюдений отмечают так называемую смешанную форму заболевания. Окклюзия глубоких вен чаще всего происходит в проксимальных отделах конечностей (в бедренной, особенно в подвздошной, венах), а также в нижней полой вене. Наиболее яркой симптоматикой проявляется односторонняя окклюзия подвздошных вен, которая в большинстве случаев бывает у женщин, что можно объяснить развитием у них тромбоза в связи с беременностью, родоразрешением, а также после гинекологических операций. В подобных ситуациях он возникает в системе внутренних подвздошных вен и затем переходит на v. illiaca соmmunis еt ехtеrnа. В дистальных отделах конечности (подколенная и берцовые вены), как правило, выявляют реканализацию, что связано, очевидно, с высоким венозным давлением в этом сегменте. Оно обеспечивает высокую скорость кровотока и восстановление проходимости вен уже через несколько недель от начала заболевания.
