- •Платон – Аристокл (427-387 до н.Э)
- •[Учение о прекрасном] Гиппий больший
- •[Происхождение гармонии и ритма из музыки] Филеб
- •[Критика учения Гераклита о гармонии]
- •[Учение о мере; мера как единство предела и беспредельного] Филеб
- •[Учение о сократической иронии]
- •[О средствах и целях эстетического воспитания] Законы
- •[О подражании и живописи] Государство
Министерство образования и науки
Одесский национальный политехнических университет
Кафедра философии и методологии науки
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По _______Этике и эстетике________
Студентка 2-го курса, заочного факультета, гр. ЗОА-151
_____Коверник Анастасии Олеговны_____
Шифр 017317
2016 г.
План:
◦ Вступление ……………3
◦ А. Вопрос 1……………4-7
◦ Б. Вопрос 2…………… 8-14
◦ Выводы …………… 15
◦ Список использованной литературы …………… 16
◦ Словарь …………… 17
Вступление:
Эстетика – это фактически и в строгом смысле слова даже не наука, не совсем и не только наука, ибо ее предмет в принципе не поддается полному рациональному осмыслению и вербальному описанию. Здесь иной уровень, нежели узко научный, даже при самой широкой семантике понятия «наука», и уровень этот более высокий. В сущностно-метафизическом смысле эстетика – это особая форма бытия-сознания; некое специфическое духовное поле, в котором человек обретает одну из высших форм бытия, ощущение и переживание полной и всецелой причастности к бытию. Наука эстетика – только малая и самая упрощенная область этого поля, помогающая, однако, человеку, точнее, пытающаяся помочь осознать значимость духовной материи в его жизни и в структуре Универсума в целом. Более существенной частью духовного поля является искусство как деятельность и результат деятельности сознания, относящегося к сфере эстетики; один из главных конкретных результатов эстетического опыта. И оно поэтому также является одним из основных объектов исследования науки эстетики.
А.Вопрос 1 (17)
Эстетика романтизма
Эстетика романтизма (расцвет приходится на конец XVIII – начало XIX в.) явилась своеобразной реакцией на классицизм и особенно на Просвещение, существенно приземлившее, в понимании романтиков, искусство, наделившее его утилитарными, не присущими его природе социальными функциями.
Романтики стремятся к стиранию грани между жизнью, философией, религией, искусством, осмысливая последнее в качестве одной из сущностных парадигм космо-социо-антропо-бытия. Поэт и теоретик романтизма П.Б.Шелли утверждает, что поэзия возводит человека к высшему божественному знанию, «приподнимает покров с сокрытой красоты мира». «Поэзия действительно представляет из себя нечто божественное. Она одновременно является и центром знания и его окружностью; она представляет собой то, что обнимает все познания, и то, к чему все познания должны быть сведены»
Пересмотр правил классицистической эстетики, осознание того, что искусство тесно связанно с историей, предельное внимание к личностному началу в художественном творчестве – безусловная опора в романтической эстетике.
Романтизм – культурное явление Европы и Америки. В разных странах его судьба имела свои особенности.
Германию можно считать страной классического романтизма. Здесь события Великой французской революции были осознаны скорее в области идей. Общественные проблемы рассматривались в рамках философии, этики, эстетики. Воззрения немецких романтиков становятся всеевропейскими, оказывают влияние на общественную мысль, искусство других стран. Немецкий романтизм создаёт свою, новую “натурфилософию”. Он соединяет художника, как творца, с природой и истории в метафизическом поиске органичного слияния. Этот путь параллелен развитию немецкой философии от Фихте до Шеллинга с его философией тождества. В пейзажах дрезденского романтика Каспара Давида Фридриха деревья поднимаются из земли и уходят в землю и, обретая в ней питание для себя, растут как предстающая в зримом облике сущность скрытого в земле, невидимого. Прорывая поверхность земли, они выносят наружу явный и в то же время загадочный образ внутреннего. Радуга встаёт зримым мостом, соединяя “земное” и “небесное”. Эта “метафизика” живописи Фридриха, её особая значительность, магическая сила характерны для немецкого романтизма.
Английский романтизм сосредоточен на проблемах развития общества и человечества в целом. Английским романтикам присуще ощущение катастрофичности исторического процесса. Поэты «озерной школы» (У.Вордсворт, С.Т.Колридж, Р.Саути) идеализируют старину, воспевают патриархальные отношения, природу, простые, естественные чувства. Творчество поэтов «озерной школы» проникнуто христианским смирением, им свойственно обращение к подсознательному в человеке.
Во Франции романтизм утвердился довольно поздно, к началу 1820-х. Здесь были сильны традиции классицизма, и новому направлению пришлось преодолевать сильное противодействие. Хотя романтизм и принято сопоставлять с развитием антипросветительского движения, тем не менее он сам связан и с наследием Просвещения, и с предшествующими ему художественными направлениями.
Романтизм получил распространение и в других европейских странах. А развитие романтизма в США связано с утверждением национальной независимости. Для американского романтизма характерна большая близость традициям просветительства, особенно у ранних романтиков (У.Ирвинг, Купер, У.К.Брайант), оптимистические иллюзии в ожидании будущего Америки. Большая усложненность и многозначность характерны для зрелого американского романтизма: Э.По, Хоторн, Г.У.Лонгфелло, Г.Мелвилл и др. В особое течение тут выделяется трансцендентализм – Р.У.Эмерсон, Г.Торо, Хоторн, которые воспевали культ природы и простой жизни, отвергали урбанизацию и индустриализацию.
Романтизм в России явление во многом отличное от западноевропейского, хотя и на него безусловное влияние оказала Великая Французская революция. Дальнейшее развитие направления связано прежде всего с войной 1812 и ее последствиями, с дворянской революционностью.
Расцвет романтизма в России пришелся на первую треть 19 в., значительный и яркий период русской культуры. Он связан с именами В.А.Жуковского, К.Н.Батюшкова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, К.Ф.Рылеева, В.К.Кюхельбекера, А.И.Одоевского, Е.А.Баратынского, Н.В.Гоголя. Романтические идеи явственно проявляются к концу 18 в. Произведения, относящиеся к этому периоду, несут в себе разные художественные элементы.
Именно благодаря Жуковскому в русскую литературу входит один из любимейших жанров западноевропейских романтиков – баллада. По мнению В.Г.Белинского, она позволила поэту привнести в русскую словесность «откровение тайн романтизма». Жанр литературной баллады возникает во второй половине 18 в. Благодаря переводам Жуковского русские читатели познакомились с балладами Гете, Шиллера, Бюргера, Саути, В.Скотта. «Переводчик в прозе есть раб, переводчик в стихах – соперник», эти слова принадлежат самому Жуковскому и отражают его отношение к собственным переводам.
Важнейшая тема для романтизма – интерес к истории. Склонность окунуться в прошлое нередко давала основания обвинить романтиков в консерватизме. Романтизм не был только литературным, поэтическим движением. Романтизм претендовал на универсальность взгляда на мир, на всеобъемлющий охват и обобщение всего человеческого знания, и он в известной мере действительно был универсальным мировоззрением. Вклад романтического движения в эстетику характеризуется именно тем, что эстетика никогда не понималась как отдельная частная дисциплина; эстетика для романтических мыслителей есть в самом общем смысле лишь определённый ракурс всего их совокупного и целостного мировоззрения, связанный с красотой в искусстве и жизни, с проблемой художественного смысла и художественного знака.
Романтические мыслители критикуют реальную революцию за тот совершающийся в ней разрыв идеального и реального, который сами же воспроизводят в своём сознании умозрительно: сфера всего идеального, отрываясь в сознании романтика от реального хода истории, замыкается в себе и сливается со всей их совокупностью. Таким образом, мысль романтика становится полем, на котором противоречиво сосуществуют старое и новое: с одной стороны, громадная традиция культурной истории, идеал как вневременной полюс бытия, с другой стороны, самый свежий опыт истории и непосредственное переживание происходящего. Одно реально опосредуется – обогащается, направляется другим: опыт истории вливается в романтический идеал. Однако в сознании романтического мыслителя одно продолжает спорить с другим.
В сознании романтических мыслителей – свидетелей заката французской революции – идеал и реальность истории располагаются в разных плоскостях. Идея, идеал бесконечно выше, существенней реальности. Идеи, разбуженные революцией, составляют утопический потенциал мысли. Реальность не разрушает идеал, но разрывает связь между происходящим в современной истории и идеалом. Реальность и её уроки учат начаткам нового исторического мышления, отрывающийся от всего “земного” идеал, напротив, подкрепляет старинное, традиционное, восходящее к мифологии дуалистическое представление о противоположности небесного и земного, богов и людей, неба и земли.
Идеал для романтиков – это орудие критики исторической реальности с позиции идеала. Романтические мыслители критикуют реальную революцию за тот совершающийся в ней разрыв идеального и реального, который сами же воспроизводят в своём сознании умозрительно: сфера всего идеального, отрываясь в сознании романтика от реального хода истории, замыкается в себе и сливается со всей их совокупностью. Таким образом, мысль романтика становится полем, на котором противоречиво сосуществуют старое и новое: с одной стороны, громадная традиция культурной истории, идеал как вневременной полюс бытия, с другой стороны, самый свежий опыт истории и непосредственное переживание происходящего. Одно реально опосредуется – обогащается, направляется другим: опыт истории вливается в романтический идеал. Однако в сознании романтического мыслителя одно продолжает спорить с другим.
В распоряжении романтического мыслителя нет таких средств – таких представлений, понятий, которые могли бы преодолеть зазор между идеалом и действительностью, между опытом творимой людьми истории и надысторической сферой идеальности, между традиционным языком искусства, который в своей сущности воспринимается как залог осмысленности, как сфера вечного. Хотя и развивающегося смысла, и окружающей действительностью в её конкретности и непосредственности. Обобщённый образ истории возносит романтика над его временем, которое он чутко переживает. Идеи цикличности бытия, времени года, мифы о небе и земле, о творении мира из первозданных стихий могут становится такими формами, в которых романтик – философ или поэт – передаёт своё чёткое и весьма обобщённое представление о человеческом существовании: постоянство вечного – в союзе с конкретностью переживания.
Б.Вопрос 2 (7, с.11-50)
Платон – Аристокл (427-387 до н.Э)
Основные проблемы:
- сущность прекрасного;
- роль искусства в жизни общества;
- значение, цели и задачи эстетического воспитания;
Учителя – Кратил и Сократ.
Создал в Афинах свою философскую школу, получившую название Академия.
Жизненная задача – мировоззренческое восстановление классической эпохи древнегреческого полиса.
«Совершенство и постоянство идеала, по Платону, следует искать не в действительности окружающих нас вещей, а в особой сфере идей или эйдосов , которые и признаются Платоном за настоящую действительность .
Платон связывает понятие прекрасного не с миром вещей, а с миром сверхчувственных эйдосов и идей.
Центральным вопросом эстетики Платона является проблема сущности прекрасного. Ставя вопрос: «Что является прекрасным само по себе?», Платон ищет то общее и специфическое, что делает прекрасным многие предметы и явления. Ни лира, ни девушка, прекрасные сами по себе, не могут быть прекрасными вообще: девушка кажется не красивой, если её сравнить с богиней. Не является общим основанием и золото – «есть многое, что несомненно прекрасно, хотя оно и не золотое».
В «Пире» Платон раскрывает путь восхождения к красоте и обнаруживает неравноценные уровни восприятия прекрасного: чувственная тяга, «волнующие побуждение» - начальный импульс эстетического восприятия («любования»).
Следующий этап – это духовная красота человека. Платон утверждает, что и прекрасные души капризны и неустойчивы.
Наука и искусство, воплощают знания и охватывают опят всего человечества.
Иногда наука и искусства обнаруживают ущербность, ибо опыт человечества чрезвычайно многообразен.
Человеку открываются грани общей красоты – это высшая сфера мудрости и блага.
В своих рассуждениях о прекрасном и художественном совершенстве Платон пользуется таким понятийным аппаратом: мера- единство предела и беспредельного; гармония- пропорции, симметрия, контраст, соединение противоположностей.
Второй вопрос– это проблема роли места искусства в жизни общества.
По Платону, есть «копия с копии», «отражение отражения».
Классификация искусств:
● высокие – музыка;
● низкие (несовершенные искусства), которые ближе к природе – живопись, скульптуру.
-Во главе государства должен стоять государственно мыслящий философ.
«Пока в городах… не будут царствовать философы или нынешние цари и властители- искренне и удовлетворительно философствовать, пока государственная сила и философия не совпадут в одно, …дотоле человеческий род не жди конца злу…»
Третий вопрос- эстетическое восприятие.
Платон говорит, что «в наше государство поэзия принимается лишь постольку, поскольку это- гимны богам и хвала добродетельным людям»
«… после Платона не было ни одного столетия, когда бы о нем не спорили. Платон- это как бы вечная проблема истории человеческой культуры»
А.Ф. Лосев (глубокий знаток и исследователь творчества Платона)
[Учение о прекрасном] Гиппий больший
- что же это такое – само прекрасное?
- Знай твердо, Сократ, если уж надо говорить правду: прекрасное – это прекрасная девушка.
«Если прекрасная девушка- это прекрасно, тогда она и есть то, благодаря чему прекрасное будет прекрасно».
- «Дорогой мой, а что же такое прекрасный горшок? Разве не прекрасное?»
- …если горшок вылеплен хорошим гончаром, если он гладок, кругл и хорошо обожжен, как некоторые горшки с двумя ручками из тех прекрасных во всех отношениях горшков, что обычно вмещают шесть кружек, - если спрашивают о таком горшке, надо признать, что он прекрасен?
- «Так не есть ли, …, прекрасный горшок-прекрасное? ...»
- ... . Прекрасен и этот предмет сосуд, если он хорошо сработан, но в целом все это недостойно считать прекрасным по сравнению с кобылицей, девушкой и со всем остальным прекрасным.
- (изречение Гераклита) «Из обезьян прекраснейшая безобразна, если сравнить ее с человеческим родом» И прекраснейший горшок безобразен, если сравнить его с девичьим родом, ….
- «… Если станут сравнивать девичий род с родом богов, не случиться ли с первым того же, что случилось с горшками, когда их стали сравнивать с девушками? Не покажется прекрасная девушка безобразной? ...»
- «… прекрасно ничуть не больше, чем безобразно»
- «… Не кажется ли тебе, что, как только прекрасное само по себе, благодаря которому все остальное украшается и представляется прекрасным, - как только эта идея присоединяется к какому-либо предмету, тот становиться прекрасной девушкой, кобылицей либо лирой?»
- .. мы знаем, что к чему присоседится золото, то даже то, что раньше казалось безобразным, украшенное золотом, представиться прекрасным.
- «… глаза Афины, а также и остальные части лица, и ноги, и руки он изготовил не из золота, а из слоновой кости, тогда как все это, если бы было сделано из золота, должно быть казаться всего прекраснее. Ясно, что он сделал такую ошибку по своему невежеству, так как не знал, что золото и есть то самое, что делает пресным всё, к чему бы оно ни присоединилось»
- Мы признаем, что каждую вещь делает прекрасной то, что для каждой вещи подходит.
- «… тот самый прекрасный горшок, ..., наполнить и варить в нем прекрасную кашу, какой уполовник к нему больше подойдет» из золота или из смоковницы?»
- «… Ведь прекрасное прекрасно всегда»; -«Конечно»; -«Значит оно и было прекрасным?»
- «… ты признаешь то, что перед этим не считал правильным, а именно что иногда и для некоторых предать погребению своих предков, а затем быть погребенным своими потомками- безобразно. Более того, видимо, невозможно, чтобы это случилось со всеми одновременно было прекрасным. Выходит, со всем этим произошло то же, что и с прежним- с девушкой и с горшком, и, что смешнее всего, для одних это оказывается прекрасным, для других- нет… ты не в состоянии ответить на вопрос, что такое прекрасное»
- «… не кажется ли тебе, что прекрасное есть нечто, чего мы только что коснулись в одном ответе, когда утверждали, будто золото прекрасно, когда оно к чему-либо подходит, а когда не подходит, оно не прекрасно; так же обстоит и со всем остальным, чему присуще это[свойство]. Рассмотри подходящее само по себе и его природу: не окажется ли прекрасное подходящим?»
- «Но если подходящее заставляет всё казаться прекраснее, чем оно есть на самом деле, то подходящее- это какой-то обман относительно прекрасного…мы исследовали то, чем прекрасны все предметы, подобно тому как все великое велико своим превосходством; благодаря этому превосходству всё бывает великим, и если даже оно таким не кажется таким, но таково на деле, оно неизбежно будет великим …»
- «… невозможно, чтобы действительно прекрасное не казалось прекрасным, по крайней мере если присутствует то, что заставляет его таким казаться»
-«… пусть у нас будет прекрасным то, что пригодно…прекрасны, говорим мы, не те глаза, что кажутся неспособными видеть, но те, что способны видеть и пригодны для зрения…»
- «Не правда ли, и все тело в целом в таком же смысле называем прекрасным, одно- для бега, другое- для борьбы, и все живые существа мы называем прекрасным: и коня, и петуха, и перепела; так же как и всякую утварь и средства передвижения: …; и все инструменты, как музыкальные, так и те, что служат в других искусствах, а если угодно, и занятия и обычаи – почти все это мы называем прекрасным таким же образом. В каждом из этих предметов мы отмечаем, как он явился на свет, как сделан, как составлен, и называем прекрасным то, что пригодно, смотря по тому, как оно пригодно и в каком отношении, для чего и когда; то же, что во всех этих отношениях непригодно, мы называем безобразным…»
- «… мощь есть нечто прекрасное, а немощь-безобразное»
- «… А душа наша, Гиппий, хотела сказать вот что: прекрасное есть и пригодное, и способное делать нечто для блага»
- … -«приятное благодаря этим чувствам есть прекрасное»
- «… Ведь ни благо не может быть прекрасным, ни прекрасное- благом, если каждое из них есть нечто иное»
- …«прекрасное-трудно»
Пир
- Вот каким путем нужно нужно идти в любви- самому или под чьим-либо руководством: начав с отдельных проявлений прекрасного, надо все время, словно бы по ступенькам, подниматься ради самого прекрасного вверх- от одного прекрасного- к двум, от двух- ко всем, а затем до от прекрасных тел к прекрасным нравам, а от прекрасных нравов к прекрасным учениям, пока не поднимешься от этих учений к тому, которое есть учение о самом прекрасном, не познаешь наконец, что же это- прекрасное.
- …лишь созерцая прекрасное тем, чем его надлежит созерцать, он сумеет родить не признаки добродетели, а добродетель истинную, потому что постигает он истину, а не призрак? А что родил и вскормил истинную добродетель, тому достается в удел любовь богов, и если кто-либо из людей бывает бессмертен, то именно он.
