- •Тема 9. Культура Нового времени
- •Язык и литература
- •Театр и музыка
- •1836 Г. На сцене петербургского Большого театра оперой м. И. Глинки «Жизнь за царя». Критик в. В. Стасов сравнивал роль Глинки в русской музыке с ролью Пушкина в литературе.
- •Архитектура и живопись
- •Наука и образование
- •1720-Х гг. В епархиях создали более 40 школ. Их число постепенно росло в последующие годы.
1836 Г. На сцене петербургского Большого театра оперой м. И. Глинки «Жизнь за царя». Критик в. В. Стасов сравнивал роль Глинки в русской музыке с ролью Пушкина в литературе.
Дело Глинки продолжила «Могучая кучка» русских композиторов, организованная М. А. Балакиревым. В состав «Могучей кучки» входили М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, А. П. Бородин, Ц. А. Кюи. В 1873 г. была поставлена опера «Псковитянка» Римского-Корсакова, в 1874 г. в Петербургском Мариинском театре — опера Мусоргского «Борис Годунов». Единственная опера А. П. Бородина «Князь Игорь» получила доступ к публике уже после смерти композитора. За рубежом из композиторов этого поколения наибольшую известность получил не входивший в «Могучую кучку» П. И. Чайковский. Мировое признание завоевали его опера «Евгений Онегин», балеты «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица». Популярность русской музыки и балета в Европе существенно выросла в начале XX в. благодаря деятельности С. П. Дягилева, который с 1907 г. регулярно организовывал концерты и постановки в Париже. К примеру, в 1908 г. французская публика познакомилась с оперой «Борис Годунов». В постановке участвовал Ф. И. Шаляпин, творчество которого оказало большое влияние на развитие мирового оперного искусства.
Архитектура и живопись
Начало русской живописи положил указ царя Михаила Федоровича, в соответствии с которым в 1643 г. в Москву из Ругодива (Нарвы) был приглашен живописного дела мастер И. Детерс. Он поступил на службу в Оружейную палату, ведавшую государевыми иконописцами, перевез в Россию семью и обучил двоих русских учеников. После его смерти должность живописца в штате Оружейной палаты сохранилась. На нее приглашали иностранных мастеров, каждый из которых должен был передавать свои навыки русским ученикам. К сожалению, от XVII в. до нашего времени дошли, в основном, портреты, не имеющие авторской подписи. В работах исследователей их обычно называют на старинный манер «парсунами». Из других жанров сохранилась картина поступившего на службу в Оружейную палату в 1666 г. голландца Д. Вухтерса на библейский сюжет — «Битва между израильтянами и амаликянами» — довольно посредственный образец европейской живописи того времени. Поскольку в России Вухтерс пользовался славой великого художника, можно не сомневаться, что до Москвы в то время добирались лишь самые слабые живописцы, которые не смогли найти работы в европейских странах.
В архитектуре мы сталкиваемся с иностранными мастерами на протяжении почти всей русской истории, однако, в конце XVII в., видим принципиальное новшество. Царевна Софья при перестройке московского Новодевичьего монастыря попыталась перенести в Москву один из европейских стилей — барокко. Образцом для русских строителей были памятники, возведенные на территории Украины. Новодевичий монастырь стал первым целостным архитектурным комплексом, возведенным в этом стиле. ЮНЕСКО признала его памятником всемирного культурного наследия.
Перемены петровского времени выразились в том, что в Россию стали приезжать ведущие европейские архитекторы и художники. Кроме того, обычной практикой стала посылка русских учеников за границу. К примеру, портретист И. Н. Никитин, которого часто называют основателем новой русской живописи, изначально учился в Оружейной
палате. В 1711 г. Никитина перевели в Петербург, где его наставником стал немецкий художник И. Таннауэр, а в 1716—1720 гг. посылали в Италию учиться у венецианских и флорентийских мастеров. Благодаря такой практике русская живопись и архитектура долгое время развивались в рамках ведущих европейских стилей — барокко, классицизма, а на рубеже XIX—XX столетий — модерна.
Петербург, являясь столицей Российской империи, превратился в своеобразную энциклопедию русской архитектуры XVIII — начала XX вв. Он стал первым русским городом, построенным по генеральному плану. Ведущая роль в становлении его архитектурного облика в XVIII столетии принадлежит основанной в 1706 г. Канцелярии городовых дел (позднее неоднократно меняла название), в состав которой входили архитектурная и живописная команды. Среди ее главных архитекторов были Д. Трезини (ему принадлежит общий проект здания Двенадцати
коллегий, яркого образца петровского барокко), а также И. Е. Старов (среди его творений — Таврический дворец, яркий образец русского классицизма). В «живописной команде» канцелярии работал И. Я. Вишняков, оставивший яркие портреты в стиле позднего барокко.
В 1757 г. в Петербурге для изучения живописи, архитектуры и других искусств открыли Императорскую Академию художеств. В нее набирали детей из разных сословий в возрасте 5—6 лет, а обучение продолжалось 15 лет. В курс входили также общеобразовательные предметы. Это требовалось для того, чтобы не только выучить профессии, но и воспитать людей высокой культуры. В XIX в. учеников стали набирать в более старшем возрасте и срок обучения сократился, однако он все равно существенно превышал нормы современного высшего образования. Лучшим ученикам предоставлялась возможность продолжить обучение за границей. Академия художеств была также призвана объединить лучшие художественные силы страны. Наиболее
даровитым мастерам она присуждала звание «почетного вольного общинника» Академии. Среди них встречаем таких мастеров, как Б. Ф. Растрелли, создатель Зимнего дворца, одного из лучших памятников елизаветинского барокко.
С начала XIX в. Академия художеств стала цитаделью академизма, направления живописи стремящегося следовать канонам классического искусства. В русском искусстве его лучшими представителями являются К. П. Брюллов (в числе его наиболее знаменитых работ «Последний день Помпеи») и А. А. Иванов (автор монументального «Явления Христа народу»). К началу 1860-х гг. академизм с его поисками идеальных образов и стремлением отражать героическое, возвышенное перестал удовлетворять запросам русского общества.
Протест части русских художников против оторванности искусства от реальной жизни выразился в создании независимого «Товарищества передвижных художественных выставок» (1870 г.), участники которого стремились показать окружающую жизнь во всем ее разнообразии. На выставках передвижников выставлялись картины И. Е. Репина («Крестный ход в Курской губернии»), В. И. Сурикова («Боярыня Морозова»), А. К. Саврасова («Грачи прилетели»), В. М. Васнецова («Витязь на распутье») и многие другие. Картины передвижников активно покупал для своей галереи П. М. Третьяков.
К началу 1890-х гг. в русской живописи наметился новый поворот. Вместо реализма, стремления исправить общество, на первый план вышел интерес к человеку-творцу, его эмоциям, внутреннему миру. Ярчайшие полотна этого направления создал М. А. Врубель («Демон сидящий», «Царевна-Лебедь»). Мысль о том, что в искусстве главную
роль играет эстетическое начало, а не его социальная функция, выступила основой для художественного объединения «Мир искусства», основанного художником А. Н. Бенуа и театральным деятелем С. П. Дягилевым. «Серебряный век» русского искусства отличался исключительным богатством художественных идей и направлений. Некоторые из них оказались новым словом в мировом искусстве. К числу таких прорывов можно отнести создание абстракционизма, выдающимися деятелями которого являются В. В. Кандинский, К. С. Малевич, Н. С. Гончарова. Русским вкладом в развитие архитектурной мысли стал конструктивизм, идеи которого воплотились в стекло и бетон уже после революции 1917 г.
