Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тема_10._Россия_в_XIX_в.-_внутренняя_и_внешняя_политика_самодержавия._Реформы_60—70-х_гг._Контрреформы.DOCX
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
51.05 Кб
Скачать

Правительственная политика в царствование Александра III

1 марта 1881 г. на российский престол вступил Александр III (1845— 1894 гг.). В обществе конца 1870-х — начала 1880-х гг. ощущался кризис, однако причины его можно было объяснять по-разному. Одни говорили о незавершенности реформ, об отсутствии политических

преобразований, другие полагали, что Великие реформы были поспешными, проводились без учета российских реалий. Соответственно, и выхода было два: надо было либо завершить цикл преобразований, ограничив власть монарха, либо попытаться приноровить новое к многовековым устоям жизни России.

Оппоненты столкнулись между собой через неделю после гибели Александра II. Поводом для этого стала «конституция» М. Т. Лорис-Меликова. К. П. Победоносцев был категорически против этого проекта: он полагал, что утверждение этого документа стало бы началом конституционной эпохи. Новый царь вполне сочувствовал этой точке зрения, что в конце концов предопределило исход дискуссии. 29 апреля 1881 г. был провозглашен Манифест о незыблемости самодержавия. М. Т. Лорис-Меликову и его сторонникам пришлось подать в отставку.

В августе того же года было опубликовано «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Оно расширяло полномочия губернаторов и генерал-губернаторов в проведении карательной политики. Теперь представители местной администрации могли без суда ссылать подозреваемых в противоправительственной деятельности, закрывать периодические издания и учебные заведения. Значительная часть страны оказалась на чрезвычайном положении. Формально оно было временным, но его действие неоднократно продлевалось (вплоть до свержения монархии в

1917 г.).

Особое внимание правительства Александра III было уделено системе образования. Многим высокопоставленным чиновникам казалось, что и гимназии, и университеты были рассадниками революционных идей. В 1884 г. был издан новый Университетский устав. Согласно этому документу:

отменялась автономия высших учебных заведений; кандидатуры преподавателей следовало согласовывать с попечителем учебного округа; ректора теперь не избирали, а назначали;

от студентов требовалась справка о политической благонадежности; плата за обучение увеличилась; устанавливалось обязательное

ношение формы студентами.

Сильное неприятие у ближайших сотрудников Александра III вызывали земские учреждения, не подчинявшиеся губернатору и вместе с тем обладавшие властными полномочиями. В Министерстве внутренних дел был подготовлен проект, согласно которому земства фактически включались в состав губернской администрации. Столь радикальные идеи были неприемлемы и для многих бюрократов. И все же местное самоуправление в России было преобразовано. В 1890 г. было введено новое Земское Положение. Фактически оно устанавливало сословный принцип выборов в земские учреждения, особое представительство от дворянства. Крестьянство же только выбирало кандидатов в гласные, которые впоследствии утверждались губернатором — сам же губернатор получал дополнительные возможности контролировать деятельность земств. Схожим образом было реформировано городское

самоуправление (1892 г.): был повышен избирательный ценз, главы же городских управ утверждались правительством.

Россия и в конце XIX в. оставалась «недоуправляемой» страной: в ней критически не хватало чиновников. Правительство в уезде представлял местный предводитель дворянства (а также назначаемый губернатором уездный исправник). Волостью же управляло волостное собрание — сословное учреждение, состоявшее из крестьян. Таким образом, в деревне не было представителя Петербурга, который мог бы следить за порядком на местах, — многим казалось, что это было причиной неурядиц на селе. Именно поэтому в 1889 г. вместо мировых посредников и мировых судей появились земские начальники. Их не выбирали, они назначались напрямую министром внутренних дел (по представлению губернатора и губернского предводителя дворянства). Земские начальники могли вмешиваться в работу волостных крестьянских сходов, судили крестьян, приговаривали их к аресту и штрафам.

31 Менялась и социально-экономическая политика правительства. В 1881 г. Министерство финансов возглавил известный экономист Н. Х. Бунге. Он старался проводить социально ориентированную политику, направленную на защиту наиболее нуждавшихся. Был постепенно упразднен основной прямой налог, имевший место в России, — подушная подать. Вместо него были введены налоги, которые ложились на плечи наиболее состоятельных слоев населения: например, налог на наследство и заграничные паспорта.

32 Для поддержки крестьян был создан Крестьянский банк, предоставлявший ссуды земледельцам. Конечно, нельзя было проигнорировать интересы разорявшихся помещиков. Им в помощь был создан Дворянский банк (чему без особого успеха пытался противодействовать Н. Х. Бунге). Также в 1880-е гг. было введено в

России первое рабочее законодательство, регулировавшее отношения между работников и работодателем.

Эти меры имели большое социальное значение, однако они лишь усугубляли финансовые проблемы — прежде всего дефицит бюджета. Результатом этого стала отставка Н. Х. Бунге. В 1887 г. Министерство финансов возглавил ученый и предприниматель И. А. Вышнеградский. Целью его политики было упрочение роли государства в хозяйственной жизни страны, увеличение экспорта и снижение импорта. Он способствовал выкупу государством ряда частных железных дорог, казенному финансированию промышленных предприятий. При этом он всячески сокращал государственные расходы, стабилизируя тем самым курс рубля. В этой связи пришлось свернуть социальные программы, инициированные Н. Х. Бунге.

В те же годы правительство проводило политику консервации аграрных отношений. Именно для этого в 1893 г. был издан закон, согласно которому утверждался принцип неотчуждаемости надельной крестьянской земли, которую нельзя было продавать, закладывать, сдавать в аренду. Этот акт вполне закономерен для эпохи Александра III, когда казалось возможным совместить бурное развитие экономики с консервацией политических и социальных устоев страны.

35 В этой связи в историографии идет спор о «контрреформах» Александра III. Одни полагают, что контрреформы действительно имели место, так как правительство в 1880 — 1890-ее гг. решительно свернуло политику преобразований Александра II. Другие резонно возражают, что пересмотр курса начался еще в 1870-е гг. Министры Александра III лишь продолжили дело своих предшественников. Кроме того, учреждения, созданные Великими реформами, жили своей жизнью и не могли быть упразднены росчерком пера. В сущности, правы и те, и другие. Сановники 1880-х гг. строили свою политику на отрицании предыдущей эпохи. Но они были вынуждены считаться с социальными реалиями, новыми правовыми институтами. Соответственно, им задумывались контрреформы, но с неизбежностью получалась корректировка прежних преобразований.

Внешняя политика в XIX в.

Европейское направление

После наполеоновских войн Россия обрела немалый вес в европейских делах. Ее армия была самой многочисленной в Европе. Она возглавила «Священный союз», объединявший большую часть континентальных монархий. Силу России подтверждали успешные военные кампании: с Персией (1826—1828) и Османской империей (1828—1829). Важнейшим успехом стало подписание Ункяр-Исклесийского договора (1833) с Турцией, который обеспечил временное господство России на Черном море. Все это вызывало зависть соседей и одновременно с тем неоправданную самоуверенность российского правительства, которое в середине XIX в. не чувствовало, как сильно изменилась Европа за последние сорок лет. Ее ведущие страны пережили индустриализацию и урбанизацию. Их социально-экономическое развитие получило невиданное ускорение в то время, как Россия развивалась сравнительно быстро, но прежними темпами. Этот дисбаланс в полной мере сказался в ходе Крымской войны (1853—1856), когда Российская империя столкнулась с коалицией европейских держав (Великобритании, Франции, Сардинского королевства, Османской империей). Россия проиграла войну и была вынуждена подписать Парижский мир (1856), согласно которому она теряла устье Дуная, а, главное, возможность иметь черноморский флот. Поражение России стало причиной для переосмысления прежних подходов во внешней (и не только) политике.

В августе 1856 г. российские посольства за рубежом получили депешу министра иностранных дел А. М. Горчакова. В ней в частности утверждалось: «Говорят, что Россия сердится, Россия не сердится, Россия сосредотачивается». Теперь правительству следовало сосредоточиться на внутренних делах. Однако это не означало, что Россия должна была самоизолироваться. Напротив, она успешно маневрировала, играя на противоречиях европейских держав. В самый разгар войны между Францией и Пруссией, 19 октября 1870 г., Горчаков разослал циркуляр послам, представлявшим Россию в европейских столицах. Министр иностранных дел заявлял, что Россия уже не считает себя связанным условиями Парижского мира, следовательно, она могла воссоздать военный флот на Черном море, восстановить всю необходимую инфраструктуру. Западным державам, занятым своими делами, пришлось с этим смириться.

38 Россия упрочивала свои отношения с немецкими «центральными европейскими» державами. В 1873 г. она вместе с недавно образованной Германской империей и Австро-Венгрией создала «Союз трех императоров», на который полагался в своей внешней политике Александр II.

Это объединение не выдержало испытания русско-турецкой войны 1877 —1878 гг. Православное население Балкан подняло восстание против Османской империи, в которой христиане не пользовались равными правами с мусульманами. Турция без особого труда и с особой жестокостью подавляла это движение. Но на помощь единоверцам пришла Россия. Александр II отнюдь не хотел начинать войну. Недавно проведенная военная реформа еще не могла дать результатов, финансы же империи находились в плачевном состоянии. И все же общественное мнение требовало помочь балканским славянам, правительство не выдержало его напора. Война началась в апреле 1877 г. На первых порах русскую армию ждали успехи: она существенно продвинулась вглубь Османской империи. Однако в июле 1877 г. это продвижение было остановлено у крепости Плевна. Было предпринято несколько попыток ее штурма — они все закончились неудачей, армия несла большие потери. Лишь в ноябре 1877 г. Плевна пала. В конце декабря недалеко от перевала Шипка был взята в плен 30-тысячная турецкая армия. Путь к столице Османской империи был расчищен, и в начале 1878 г. армия генерала М. Д. Скобелева вплотную подошла к Стамбулу.

Турция уже не могла продолжать войну, Россия же опасалась ввести войска в Стамбул: это обозначало предельное обострение отношений с Великобританией. Стороны предпочли договориться. Согласно Сан-Стефанскому договору, подписанному в феврале 1878 г., Османской империи пришлось признать независимость Сербии, Черногории и Румынии, в ее составе образовывалось автономное Болгарское княжество. Россия получала Южную Бессарабию, владения в Закавказье. Позиции России на Балканах значительно укреплялись. Это не устраивало ведущие европейские державы, которые в итоге настояли на пересмотре Сан-Стефанского договора.

Летом 1878 г. на Берлинском конгрессе Турции были возвращены некоторые районы в Закавказье, была сокращена территория Сербии и Черногории. Часть Болгарского княжества под названием Восточная Румелия обрела статус автономной провинции Османской империи. Босния и Герцеговина оккупировалась Австро-Венгрией.

Это было дипломатическое поражение России, которое поставило под сомнение прочность «Союза трех императоров». Ведь Германия и Австро-Венгрия фактически поддержали англичан, которые занимали позицию, явно недружественную в отношении России.

Вступление на престол Александра III обозначало решительный разворот во внешней политике. Новый император симпатизировал не Германии, а Франции и рассчитывал на союз с последней. Конечно, эта позиция не могла возобладать одномоментно. Традиционно российская дипломатия искала союзников среди немецких государств. По этой причине в 1881 г. был возобновлен фактически распавшийся к тому моменту «Союз трех императоров». Правда, одновременно с этим за спиной России между Германией и Австро-Венгрией был заключен

тайный союз. Он был как раз направлен против России и Франции. Впоследствии к этому альянсу присоединилась Италия. Таким образом был создан Тройственный союз.

Приходилось выстраивать отношения с Францией, которая могла бы стать союзником России в противостоянии и с Германией, и с Австро-Венгрией, и с Англией. В 1894 г. после нескольких предварительных соглашений вступил в действие договор между Россией и Францией. Это обозначало новый расклад сил в Европе.

Россия в годы правления Александра III практически не вела войн. Царь осознавал губительность их для страны. При этом он понимал и неизбежность большой войны в Европе. России приходилось к ней готовиться. Складывание союза России и Франции, как и становление Тройственного союза, обозначало формирование враждующих блоков в Европе, которые, только появившись, начали копить силы для борьбы друг с другом.