- •Генуэзская конференция
- •Содержание
- •Глава 1. Подготовка к конференции и ее организация.………. 12
- •Глава 2. Проведение Конференции.
- •Глава 3. Вне основной сцены действий ………………………… 26
- •Введение
- •Историография
- •Характеристика источников
- •Глава 1. Подготовка к конференции и ее организация.
- •Глава 2. Проведение Конференции.
- •2.1.Общие положения.
- •2.2.Русский вопрос
- •2.3. Спор о долгах
- •Глава 3 Вне основной сцены действий
- •Заключение
- •Список литературы
- •Список остальной литературы:
Глава 1. Подготовка к конференции и ее организация.
Итак, подготовка к конференции. На данном этапе я считаю необходимым осветить события Каннской конференции союзных правительств, состоявшейся 6 января, так как именно на ней было совершено постановление о созыве интересующей нас конференции в Генуе.
Предполагалось, что «такая конференция составляет необходимый этап в деле экономического восстановления центральной и восточной Европы»21. Более того, созыв Генуэзской конференции необходим для «увеличения продуктивности труда, уменьшения безработицы и облегчения перенесенных европейскими народами страданий»22. И с этим не поспоришь, так как только совместные усилия мощных государств могут помочь восстановлению экономической силы европейской системы.
По словам Катасонова «Каннская конференция была репетицией перед Генуей»23.
Итак, «6-го января 1922г. в Каннах был принят проект резолюции, предложенной г.Ллойд Джорджем24»25. Приведу принципы, легшие в основу Каннских резолюций, так как без их освещения будут непонятны некоторые моменты Генуэзской Конференции. Первым является «принцип суверенности каждого государства в вопросах внутренней политики… »26, вторым принципом является «соблюдение прав и интересов иностранцев…»27, третий - «признание публичных долгов, обязательство уплаты или возмещения их»28, «Четвертый принцип Каннских деклараций касается свободного распоряжения средствами кредитного обращения»29, «Согласно 5-му условию, все нации должны обязаться воздержаться от всякой революционной пропаганды, направленной против общественного и политического строя, существующего в других странах»30. «Шестым условием Каннских деклараций является – обязательство воздержаться от всякого нападения на соседние страны»31.
Конечно, самым важным принципом Каннской резолюции является признание всеми странами своих государственных долгов и обязанность их возместить. В дальнейшем ходе работы, станет очевидно, что этот факт неоспорим.
Последнее, на чем я бы хотела заострить внимание перед Генуэзской конференцией - Лондонская встреча. Другими словами это совещание экспертов Великобритании, Франции, Италии, Бельгии и Японии в Лондоне, происходившее с 20 по 28 марта 1922 года. На совещании был подготовлен документ, который впоследствии на Генуэзской конференции будет обозначаться как Лондонский меморандум.
«Меморандум экспертов заслуживает глубочайшего внимания, ибо он является той программой, которую союзники хотят в России на деле осуществить и которую они осуществили бы в случае победы белых в России»32.
Важно отметить, что документ держался втайне от правительства РСФСР. Западные державы планировали представить Лондонский меморандум нашей делегации уже в Генуе, «рассчитывая “додавить” Россию с помощью эффекта внезапности»33.
Итак, Меморандум включал «признание всех категорий долгов, возврат иностранцам национализированных предприятий, отмену монополий внешней торговли…неподсудность иностранных граждан советским законам»34.
То есть, Лондонский меморандум предусматривал ориентировку России «не на национальные интересы, а интересы иностранных инвесторов»35.
Как мы видим, Лондонский меморандум противоречил первому принципу Каннской конференции о суверенитете каждого государства во внутренней политике. «По сути, на лондонской встрече России был подготовлен ультиматум»36.
Теперь хотелось бы перейти к организации конференции. Цель ее созыва ясна. Она должна способствовать экономическому возрождению Европы. Далее я освещу некоторые организационные моменты.
На конференции присутствовали делегации следующих стран: Албании, Австрии, Бельгии, Болгарии, Чехословакии, Дании, Эстонии, Финляндии, Франции, Германии, Японии, Греции, Британии, Исландии, Италии, Латвии, Литвы, Люксембурга, Норвегии, Голландии, Польши, Португалии, Румынии, России, Сербии, Испании, Швеции, Швейцарии, Венгрии.
Ранее я уже упомянула, что Соединенные Штаты отказались от участия в Конференции, сославшись на то, что «Конференция будет решать преимущественно европейские вопросы, причем в основном политического, а не экономического характера»37. Однако от требования союзников к России погасить обязательства по кредитам довоенного и военного времени США не уклонились. Причина ясна: Соединенные Штаты боялись, что «дурной пример Советской России может заразить европейские страны»38, долг которых Америке был невероятно большим.
Теперь считаю уместным перечислить состав советской делегации на конференции: «Председатель делегации - председатель Совета Народных Комиссаров и член Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, товарищ Владимир Ильич Ульянов (Ленин). Заместитель председателя – Народный комиссар по иностранным делам, член Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, - Георгий Васильевич Чичерин, со всеми правами председателя на тот случай, если обстоятельства исключат возможность поездки тов. Ленина на конференцию»39, что собственно и произошло, Ленин не смог присутствовать в Генуе по состоянию здоровья и в целях безопасности. В состав делегации России также входили «Леонид Красин, Максим Литвинов, Вацлав Воровский, Ян Рудзутак, Адольф Иоффе, Христиан Раковский, Нариман Нариманов, Александр Шляпников, Борис Штейн и другие»40, некоторые из этих имен я уже упоминала в историографическом обзоре.
Хотелось бы отметить, что на конференцию в Генуе было приглашено государство, именуемое «РСФСР», но как мы помним, единое союзное государство образовалось только в декабре 1922г. По этой причине «22 февраля 1922 года в Москве было созвано совещание представителей Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, Азербайджанской ССР, Армянской ССР, Белорусской ССР, Бухарской Народной Советской Республики, Грузинской ССР, Дальневосточной Республики, Украинской ССР и Хорезмской Советской Республики»41. Был подписан протокол «о передаче РСФСР защиты интересов всех республик»42;
Еще один интересный вопрос, на который до сих пор в этой работе не был дан ответ. Почему Конференция проходила именно в Генуе? Большинство историков дает ответ, расписывающий достоинства одного из «наиболее славных итальянских городов»43. Например, Генуя – имя, «исторически связанное с величайшими усилиями, совершенными в целях организации мировой торговли»44. И это, безусловно, так, но на самом деле выбор Генуи был случаен и обусловлен недостаточным знанием французского языка Ллойд Джорджем. При выборе места для конференции итальянский делегат предложил место «Генуя». Ллойд Джордж согласился, полагая, что речь идет о Женеве, а по-французски «Генуя» и «Женева» созвучны.
В связи с этим случаем, Любимов замечает, «каким важным подспорьем в работе дипломата является знание иностранных языков»45, отмечая безупречное знание Чичериным всех основных языков Запада.
Члены русской делегации были недовольны выбором Генуи, потому что считали, «возможности поддержания связи с Москвой в Генуе будут куда меньше, чем…в европейских центрах»46.
Председателем конференции был назначен «первый министр Италии г. Факта, как представитель великой итальянской нации»47. Это был правильный и неоспоримый никем выбор, который не только выражал благодарность итальянскому правительству, взявшему на себя инициативу проведения Конференции, но и был, по словам Барту48, данью уважения «великой Италии, родине права, служение которому должно быть лозунгом для всех нас»49.
Правительство Советской России, конечно, не разделяло тех надежд, которые «лицемерно возлагала мировая пресса на конференцию, как на спасительницу Европы и организатора всеобщего мира»50.
Ленин выражался об участии в Генуэзской конференции следующим образом: «мы прекрасно понимали и нисколько не скрывали, что идём на неё как купцы, потому что нам торговля с капиталистическими странами... безусловно, необходима, и что мы идём туда для того, чтобы наиболее правильно и наиболее выгодно обсудить политически подходящие условия этой торговли, и только»51, отказываясь идти на что-либо невыгодное для страны.
Русскому правительству пришлось встретиться и с ожесточенной клеветой части западной прессы. «Ежедневно в этой прессе повторяются ложные утверждения, будто советское правительство неискренне в своем намерении войти в сношения с иностранными государствами и будто конференция предназначена лишь служить советским делегатам простой трибуной для коммунистической пропаганды»52 и будто «политика русского правительства – не более, как комедия…»53, в то время как главной целью для России было добиться «признания страны Западом»54, чтобы облегчить торговлю, получить кредиты и, прежде всего, ослабить торгово-экономическую блокаду.
Для всего этого придется «сделать все возможное и кое-что невозможное…»55.
