- •2.1.2. Теория атавизма ч.Ломброзо
- •2.1.3. Итальянская антропологическая школа
- •2.3.1. Первые генетические исследования преступности
- •2.3.2. Xyy теория (хромосомный подход)
- •2.4.1. Теория делинквентности с.Медника
- •Глава 4 .Социологические теории девиантности
- •4.1.1. Статистическая теория а.Кетле
- •1 Shmalleger f. Criminology today: an integrative introduction . 2nd ed. New Jersey,1999. P.48.
- •1 Shmalleger f. Criminology today: an integrative introduction . 2nd ed. New Jersey,1999. P.49.
- •4.1.5. Теория аномии э.Дюркгейма
2.3.1. Первые генетические исследования преступности
Бурное развитие генетики в работах Г.Менделя, Ф.Гальтона, В.Ио- гансена, Т.Моргана сделало возможным выдвижение самых смелых и неординарных предположений о влиянии генов и хромосом, в целом на- следственности на склонность к преступному поведению. Объяснитель- ные модели преступности и девиантности в работах биокриминологов все больше опираются на генетические знания. Так, еще в 20-е годы XX века немецкие исследователи Й.Ланге и Ф.Штумпфль, изучая близ- нецов, попытались обосновать решающую роль природных задатков в осуществлении преступного поведения.
Суть метода Ланге состояла в том, что сравнению подвергалось пове- дение однояйцевых близнецов, обладавших одинаковым набором генов с поведением близнецов из двух яйцеклеток с разными генетическими наборами. Гипотеза исследования состояла в том, что если зависимость поведения от генетических наборов реальна, то в отдельных поступках и в поведении в целом монозиготных близнецов должно быть больше общего, чем у дизиготных. Исследования Ланге показали, что в 77% случаях у однояйцевых близнецов, если преступление совершал один, то и второй оказывался преступником, у разнояцевых это доля составля- ла 11%.1 Психиатр Ф.Штумпль получил менее скромные результаты при сравнении близнецов. Парное совершение преступлений однояйцевыми близнецами было отмечено в 61% случаев.
Критика. Проведенные исследования не позволили однозначно отве- тить на вопрос, почему близнецы совершают одинаковые преступления, что все-таки является главным фактором: генетическая предрасполо- женность или одинаковые условия семейного воспитания и социали- зации. Кроме того, эмпирическая обоснованность исследований была
1 Иншаков С.М.Зарубежная криминология. М.: ИНФРА. М-НОРМА,1977.С.124.
45
сомнительной. Репрезентативность выборок близнецов Ланге и Штум- пля не выдерживала критики. В первом случае было изучено 30 пар близнецов, во втором – 37. При увеличении объема выборки в работах Г.Кранца различия в поведении однояйцевых и двухяйцевых близнецов стали элиминироваться. Заметим, что ранние генетические исследова- ния практически не брали в расчет влияние социальных факторов (сре- да, воспитание) на криминализацию поведения близнецов.
2.3.2. Xyy теория (хромосомный подход)
Генетическая обусловленность, в частности, психопатического пове- дения и умственной отсталости некоторых преступников связывалась некоторыми криминологами с аномалиями половых хромосом. Прак- тические наблюдения за серийными убийцами в США и Франции по- казали, что на агрессивность мужчин влияет изменение хромосомного набора. Как известно, генотип человека содержит 46 хромосом, две из них определяют пол. Если половые хромосомы одинаковы «XX», то пол женский, если различны «XY», то – мужской. Генетики установили, что наряду с парными хромосомами наблюдаются и аномальные трой- ные сочетания хромосом «XXY» или «XYY». Комбинации с двойной женской хромосомой получила название синдром Клайнфелтера. Муж- чины Клайнфелтера, хотя и одарены соответствующими гениталиями, но часто бесплодны и имеют увеличенный размер груди. Сочетание же «XYY» с дублированием мужской хромосомы указывает на феномен су- пермужчины, которому свойственны высокая агрессивность и мужская активность. Дополнительная «доза (Y)» мужчины оказывает сильное влияние на индивида, повышает риск агрессии и совершения тяжкого преступления.
Одно из первых исследований связи между аномалиями половых хро- мосом и агрессивностью было предпринято Патрицией Анной Джей- кобс (р.1934), британским исследователем, которая в 1965 году изучила 197 шотландских заключенных на хромосомные отклонения посред- ством анализа крови. Большинство подопытных
мужчин имели нормальный набор хромосом «XY», двенадцать членов группы имели необычные хро- мосомы. Семь заключенных были носителями хро- мосомного набора «XYY». По данным Джейкобс, индекс сверхмужчин составил 3,5%.
Шотландец Прайс с коллегами в 1966 году вы- явили 9 супермужчин в выборке из 315 пациентов
46
специализированной больницы для преступников с нарушенной психи- кой, и ни одного случая в выборках законопослушного населения.1 По другим сведениям, пропорция мужчин носителей XYY хромосомного набора в тюремных популяциях составляет от 1 до 3 %, что определен- но выше, чем среди мужского населения в целом (меньше 1%). Данный факт признан как веское свидетельство того, что эта хромосомная ано- малия – существенная причина преступного поведения.2
Критика. «XYY» теория была подвергнута сомнению в связи с тем, что ее объяснительные возможности чрезвычайно ограничены. Только маленькая пропорция супермужчин совершает преступления любого вида, и нет никаких свидетельств, что XYY-синдром является опреде- ленной причиной любого преступного поведения. Хромосомная теория эмпирически необоснованна, поскольку делинквентные и контрольные выборки отличаются низкой репрезентативностью.
В середине и второй половине XX столетия многочисленные по- пытки выстроить биологические и генетические модели девиантности по-прежнему встречали острую критику социологов за слабую эмпири- ческую базу, примитивизм, необоснованность и редукцию причинного комплекса преступности к биологическим основаниям.
