4. Два режима работы памяти
Память произвольная и непроизвольная.
Процессы памяти могут осуществляться в двух основных режимах: произвольном (с участием сознательного усилия человека) и непроизвольном. В первом случае запоминание (сохранение и воспроизведение) -- относительно самостоятельная задача, во втором -- побочный результат какой-либо другой деятельности. Эффективность обоих режимов памяти не обязательно взаимосвязана.
Возможность быстро, в полном объеме схватывать материал вовсе не предполагает успешности активного его заучивания. Вполне возможна ситуация, при которой прослушанное произведение тут же, «с лёту», воспроизводится довольно точно. И наоборот - длительное заучивание не приводит к желаемому результату.
При непроизвольном режиме работы памяти мы запечатлеваем материал без специальных усилий, без концентрации на процессе запоминания. Общая интеллектуальная активность, психическая восприимчивость, степень сосредоточенности внимания влияют на эффективность непроизвольной памяти.
Ее продуктивность обычно снижена на ранних этапах овладения какой-либо деятельностью, когда внимание «распыляется» слишком большими объемами новой информации, а также в случаях, когда действия слишком автоматизированы, выполняются «машинально».
В произвольном режиме работы памяти у нас есть цель запомнить и воспроизвести, определенные побуждающие мотивы, специальные вспомогательные средства и приемы, которым следует предварительно обучиться, -- в противном случае произвольного запоминания нет. Произвольная память требует сосредоточения на объекте и на процессе запечатления одновременно.
5. Запоминание музыкального произведения
Слова «запоминание» и «память» нередко используют как синонимы: если человек быстро и точно запоминает, то его память считают хорошей. На самом деле запоминание -- относительно самостоятельный процесс памяти со своими внутренними закономерностями и препятствиями. Психологически процессы запоминания сходны с процессами понимания. Как отмечалось, запоминание требует некоторой схематизации и реорганизации материала.
Суть долговременного запоминания -- в установлении связи нового с хранящимся в памяти, или наоборот, имеющегося -- с новым. В работе по установлению связей участвуют все основные виды памяти, точнее, память работает как единый ансамбль различных функций. Условно говоря, образная память отыскивает ассоциации (от лат. associatio --- соединение), логическая -- структурные связи, эмоциональная открывает смысловые.
Ассоциации
Какая-то часть содержания нашей памяти представляет собой сложнейшую сеть ассоциаций, которые могут связывать между собой впечатления и идеи, образы и действия, мысли и поступки, мотивы и понятия и пр. Утерянный образ можно восстановить по его связям в хранилищах памяти. Появление в сознании одного элемента ассоциации почти автоматически влечет за собой появление другого ее элемента.
В результате возникновения ассоциаций чувственный образ переводится в наглядную форму. Удерживая образ, яркая ассоциация облегчает его воспроизведение. Каждая ассоциация -- своего рода «крючок», за который зацепился конкретный факт или образ. С его помощью последние как бы поднимаются на поверхность сознания.
Ассоциативные связи имеют большое значение для элементарных форм запоминания, однако при этом более сложные уровни памяти нельзя объяснить только ассоциациями. Ассоциации важны для долговременного хранения, но последнее зависит не только от ассоциаций. Известны люди с феноменальной памятью, никак не связанной с ассоциациями.
Соотношение ассоциативных и неассоциативных путей запечатления и воспроизведения придает памяти гибкость и многовариантность в накоплении опыта. Она приобретает способность фиксировать совершенно новое «само по себе», а при необходимости связывать его с содержаниями памяти.
Ассоциативный компонент необходим в работе для работы музыкальной памяти, вовлекая в нее воображение и образное мышление. Ассоциации являются способом семантизации -- наделения смыслом музыкальных звучаний. Творческая практика музыкантов богата внемузыкальными и внеслуховыми образами и ассоциациями -- непроизвольными, свободными, личностно окрашенными, избыточными по сравнению с узкими задачами запоминания и воспроизведения музыки.
Полнота ассоциативного образа, встраивая его в музыкальный и личностный внутренней опыт, обеспечивает полноту осмысления и прочность удержания в памяти.
Поскольку прерванная задача лучше запоминается, периодическое «откладывание» разучиваемого произведения способствует его лучшему запоминанию.
