Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
OsNo_Posobie.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
417 Кб
Скачать
☆

6.3. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов

Исполнение обязанности по уплате налога (сбора) может обеспечиваться следующими способами:

  1. Залог имущества (ст. 73 НК). Оформляется договором между налоговым органом и залогодателем, которым может выступать, как сам налогоплательщик, так и третье лицо. При неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате причитающихся сумм налога и соответствующих пеней налоговый орган осуществляет исполнение этой обязанности за счет стоимости заложенного имущества. При залоге имущество может оставаться у залогодателя либо передаваться за счет средств залогодателя налоговому органу (залогодержателю) с возложением на последнего обязанности по обеспечению сохранности заложенного имущества.

  2. Поручительство (ст. 74 НК). Поручитель принимает обязанность по уплате налога, если такая обязанность не будет исполнена самим налогоплательщиком.

  3. Банковская гарантия (ст. 74.1 НК). Аналогична по своей сути поручительству, но в качества гаранта выступает банк, отвечающий установленным Минфином РФ требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.

  4. Пени (ст. 75 НК) – денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма пени определяется по формуле

Пеня = Недоимка * 1/300 * СР * Дни,

где Недоимка – сумма не уплаченного (в нарушение закона) налога (сбора);

СР – ставка рефинансирования Центрального банка России (приравнена к ключевой ставке ЦБР);

Дни – количество дней неуплаты налога (сбора).

  1. Приостановление операций по счетам в банке (ст. 76 НК) – применяется для организаций и индивидуальных предпринимателей и означает приостановление всех расходных операций по счету налогоплательщика, кроме уплаты налогов и других обязательных платежей.

  2. Арест имущества (ст. 77 НК) – действие налогового (или таможенного) органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества.

Арест имущества может быть:

а) полным – налогоплательщик не вправе распоряжаться (продавать, обменивать, сдавать в аренду или залог) арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового (или таможенного) органа.

б) частичным – владение, пользование и распоряжение арестованным имуществом осуществляются налогоплательщиком с разрешения и под контролем налогового (или таможенного) органа.

6.4. Налоговая отчетность

Налоговая декларация (ст. 80 НК) – это письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и о других данных, служащих основаниями для исчисления налога.

Расчет авансового платежа – это письменное заявление налогоплательщика о базе исчисления, льготах, исчисленной сумме авансового платежа и других данных.

Декларация представляется по итогам налогового периода, а расчет – по итогам отчетных периодов.

Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган:

  1. лично,

  2. через представителя,

  3. в виде почтового отправления с описью вложения,

  4. в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию (ст. 81 НК).

Налогоплательщик при подаче уточненной декларации не привлекается к ответственности:

1) Если бюджет не пострадал – ошибки в ранее поданной декларации не приводят к занижению сумм налога, уточненная декларация подана до наступления предельного срока представления такой декларации или до наступления предельного срока уплаты налога, по которому представлена декларация.

2) Если налогоплательщик компенсировал потери бюджета, то есть уплатил причитающуюся сумму налога и пени до подачи уточненной декларации.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]