- •Тема 15 Международный гражданский процесс
- •Понятие международного гражданского процесса
- •Принцип «закон суда» в международном гражданском процессе
- •Источники международного гражданского процесса
- •Общие начала процессуального положения иностранных лиц в гражданском судопроизводстве
- •Гражданская процессуальная право– и дееспособность иностранных лиц
- •Правовое положение иностранного государства в международном гражданском процессе
- •Международная подсудность
- •Международная подсудность в международных соглашениях
- •Наличие процесса по тому же делу между теми же сторонами в иностранном суде
- •Судебные доказательства в международном гражданском процессе
- •Исполнение иностранных судебных поручений
- •Исполнение иностранных судебных поручений в соответствии с международными договорами
- •Признание и принудительное исполнение иностранных судебных решений
- •Признание и принудительное исполнение иностранных судебных решений в международных соглашениях
Тема 15 Международный гражданский процесс
Ануфриева, Л. П. Соотношение международного публичного и международного частного права (сравнительное исследование правовых категорий): дисс… д‑ра юрид. наук. М., 2004.
Богуславский, М. М. Международное частное право: учебник. М., 2006.
Звеков, В. П. Международное частное право: учебник. М., 2004.
Канашевский, В. А. Международное частное право. М., 2006.
Лунц, Л. А. Курс международного частного права. В 3 т. М., 2002.
Международное частное право: учебник/ под ред. Г. К. Дмитриевой. М., 2007.
Международное частное право: учебник/ под ред. Н. И. Марышевой. М., 2004.
Международное частное право: Иностранное законодательство/ сост. А. Н. Жильцов, А. И. Муранов. М.: Статут, 2001.
Нешатаева, Т. Н. Международное частное право и международный гражданский процесс: учебник. М., 2004.
Светланов, А. Г. Международный гражданский процесс: современные тенденции. М., 2002.
15.1
Понятие международного гражданского процесса
Международный гражданский процесс (МГП) – это совокупность процессуальных норм, регулирующих процедуру рассмотрения гражданско‑правовых споров, связанных с правопорядком двух и более государств. Термин «международный гражданский процесс» имеет условный характер – слово «международный» имеет то же значение, что и в МЧП: оно означает наличие частно‑правового отношения, связанного с иностранным правопорядком.
Доктрина
По мнению многих авторов, вопросы МГП относятся к национальному гражданскому процессу и «не входят в нормативный состав международного частного права» (Г. К. Дмитриева). Однако все чаще высказывается мнение, что МГП является комплексным институтом в составе МЧП (М. Н. Кузнецов, Л. П. Ануфриева, Т. Н. Нешатаева).
Включение норм МГП в структуру МЧП закрепляется в национальных кодификациях: «Настоящий Закон охватывает… процессуальные нормы для споров, касающихся отношений международного частного права. По смыслу настоящего Закона отношениями международного частного права являются гражданские, торговые, трудовые, гражданско‑процессуальные и другие частно‑правовые отношения с иностранным элементом» (ст. 1 Закона о МЧП Румынии). Закон о реформе МЧП Италии определяет сферу итальянской юрисдикции, устанавливает критерии для определения применимого права и регулирует действие иностранных судебных решений и правовых актов (ст. 1).
Нормы МГП направлены на регулирование частно‑правовых отношений, связанных с иностранным правопорядком. Сфера действия МГП:
– международная подсудность гражданских дел;
– гражданско‑процессуальный статус иностранных лиц (физических и юридических), иностранного государства, международных организаций;
– судебные доказательства в делах, связанных с иностранным правопорядком;
– решение вопроса о применимом праве;
– установление содержания, толкование и применение иностранного права;
– исполнение иностранных судебных поручений;
– признание и принудительное исполнение иностранных судебных решений;
– принудительное исполнение иностранных арбитражных решений.
МГП – самостоятельная часть системы МЧП и включается в его структуру. И МГП, и МЧП преследуют специфические правовые цели; их структура позволяет провести параллель между ними – например, действие коллизионных и материальных норм, регулирующих отношения, связанные с иностранным правопорядком. В МЧП и МГП действуют общие правовые институты:
– национальный режим в сфере гражданской и гражданской процессуальной правоспособности;
– иммунитет государства;
– связь судебных доказательств с материальным правом и коллизионными проблемами;
– процессуальный институт установления содержания иностранного права связан с применением, толкованием и квалификацией коллизионных норм;
– в делах «особого производства» (безвестное отсутствие, ограничение и лишение дееспособности), в делах о расторжении брака, во внесудебных делах об усыновлении (удочерении), опеке и попечительстве вопросы юрисдикции неразрывно связаны с проблемами применимого права;
– институт оговорки о публичном порядке;
– принцип взаимности и право на реторсии.
МГП нельзя считать придатком МЧП. МГП обладает преимуществом в том смысле, что применению подлежат коллизионные нормы того государства, чей суд компетентен рассматривать дело. В определенной степени МЧП зависит от МГП, и стороны могут использовать эту зависимость для применения определенного материального права. В доктрине подобное явление называют forum shopping («покупка суда»). В русской литературе XIX в. господствовало представление о МЧП как совокупности процессуальных правовых норм. Подобная точка зрения до сих пор свойственна англо‑американской доктрине, которая при решении вопросов МЧП исходит из процессуальных позиций: если имеется спор, связанный с иностранным правопорядком, прежде всего необходимо установить, компетентен ли местный суд рассматривать данный спор. Для стран общего права характерно объединение вопросов МГП и МЧП в едином законодательном акте, при этом приоритет имеют процессуальные положения.
Взаимосвязь и взаимозависимость МГП и МЧП очевидны, но они являются не приложением, а дополнением друг к другу. МЧП – самостоятельная подсистема национального права. МГП входит в систему МЧП как его самостоятельная отрасль (de lege ferenda – как подсистема).
Доказательство этой точки зрения можно найти в современном праве. Во многих государствах вопросы МГП и МЧП регулируются единым законодательным актом: Кодекс БуркинаФасо, Акт о международном частном праве Великобритании, Свод законов о конфликте законов США, Закон о МЧП Венесуэлы.
В Бразилии законодатель включил нормы МЧП во Вводный закон к ГК (1942 г.). Специфика Закона – включение в него и коллизионных норм МЧП, и положений МГП. Бразильское регулирование может рассматриваться как предвосхитившее современные тенденции объединения в одном нормативном акте вопросов коллизий законов и коллизий юрисдикции.
Кодификации МЧП, произведенные в 90‑х гг. XX в. и позже, в основном объединяют вопросы МЧП и МГП (Румыния – 1992 г., Италия – 1995 г., Тунис – 1998 г., Украина – 2005 г.).
Разумеется, регулирование проблем МЧП и МГП единым законодательным актом осуществляется не ради объединения их в одну отрасль права или включения МГП в МЧП. Такое объединение производится в практических целях: регламентация частно‑правовых отношений, связанных с иностранным правопорядком, имеет место в форме МГП. Единая комплексная кодификация норм, относящихся ко всем аспектам международных частно‑правовых отношений, представляет собой большое удобство для судей и участников процесса.
15.2
