Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Моно Богданова в 1 файле.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
510 Кб
Скачать

Глава 2. Свойства и специфические особенности художественного текста

2.1. Эстетическая функция художественного текста

Конституирующим признаком ХТ является наличие эстетической функции: его информативность способна вызывать эстетические эмоции, чувство прекрасного у читателя, что возможно благодаря особым средствам выражения, которые использует автор. Языковые структуры текста позволяют читателю обнаружить доминантные эмоции автора; их адекватное восприятие вызывает ответные эмоции читателя. Это явление Л.О. Бутакова называет «эмоциональным резонансом» и считает, что ХТ с его доминантной «эстетизированной эмоцией», обусловленной эстетическим идеалом автора и выраженной целым комплексом языковых средств, воздействует на адресата сильнее, чем обычная модальность разговорного или публицистического текстов [24, с. 62]. Рассмотрим, например отрывок из рассказа В. Набокова «Весна в Фиальте»: «Я этот городок люблю; потому ли, что во впадине его названия мне слышится сахаристо-сырой запах мелкого, темного, самого мятого из цветов, и не в тон, хотя внятное, звучание Ялты; потому ли, что его сонная весна особенно умащивает душу, не знаю; но как я был рад очнуться в нем, и вот шлепать вверх, навстречу ручьям, без шапки, с мокрой головой, в макинтоше, надетом прямо на рубашку!». Ощущения автора, возникающие при восприятии наименования «Фиальта», сопрягаются с цветовыми (фиолетовый цвет) и звуковыми (некоторая созвучность с названием «Ялта» при несовпадении ударения) ассоциациями, а подбор эпитетов (сахаристо-сырой запах, сонная весна, мятный цвет) и метафор (умащивает душу, впадина названия) передают эмоции автора: радость, нежность, ностальгию, которые захватывают и читателя.

В.А. Пищальникова пишет, что эстетизированная эмоция, фиксированная в ХТ, играет не только регулирующую, но и суггестивную роль. Образы, представленные в ХТ, способны возбуждать воображение читателя, вызывать яркие эмоциональные переживания, внушать представление об эстетических идеалах. Благодаря особой художественной форме, эстетизированная эмоция автора сначала влияет на читателя скрыто, суггестивно, воздействуя на подсознание, и лишь в ходе анализа текста может быть осмыслена, но, как указывает В.А. Пищальникова, «объём поступающих в центральную нервную систему сигналов, которые обусловливают эстетические эмоции, всегда больше возможностей рационального словесного отражения этих сигналов» [94, с. 13]. Попробуем сравнить впечатление от представленного выше отрывка с воздействием на наше сознание пересказа его основного содержания, изложенного в словесно-логическом ключе: «Рассказчик любит город Фиальту, так как его название созвучно со словами «фиолетовый» и «Ялта», хотя с последним различается местом ударного слога; ему нравится весна в этом городе, и он хотел бы гулять по его улицам без головного убора и в лёгком плаще». Исчезло ощущение восхищённости, нет той пронзительности, с которой автор говорит о месте, где будут развиваться события и которое представляется человеку олицетворением земного рая, прекрасным и умиротворённым.

Развивая идею Аристотеля о том, что художественных текст создаёт условие для очищение человека через сопереживание (катарсис), А.В. Матюшкин показывает, что читатель принимает эмоциональное участие в событиях, описанных в художественном тексте, осознаёт ситуацию и стремится найти в ней смысл. При этом сам читатель пребывает в состоянии изменённого сознания, что позволяет приобрести новый духовный опыт [83, с. 68], и именно в этом ценность чтения. В такое, например, состояние может войти школьник при восприятии трогательных произведений о животных: «Барбос и Жулька» А.И. Куприна, «Лев и собачка» Л.Н. Толстого, «Песнь о собаке» С.А. Есенина и др.

ХТ формирует читательское представление о прекрасном и безобразном в природе, человеке, обществе, учит видеть красоту в обыденном и осознавать её роль, которую блестяще описал А.И. Солженицын в «Нобелевской лекции»: «Так может быть это старое триединство Истины, Добра и Красоты – не просто парадная обветшалая формула, как казалось нам в пору нашей самонадеянной материалистической юности? Если вершины этих трёх дерев сходятся, как утверждали исследователи, но слишком явные, слишком прямые поросли Истины и Добра задавлены, срублены, не пропускаются, – то может быть причудливые, непредсказуемые, неожидаемые поросли Красоты пробьются и взовьются в то же самое место, и так выполнят работу за всех трёх?» [105, с. 67]. Значит, именно Красота, искусство способны прокладывать дорогу Добру и Истине, делать мир чище и благороднее, и задача изучения ХТ – научить ребёнка видеть в нём эстетическое начало и ценить Красоту во всех её проявлениях.