Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философские проблемы биологии и экологии.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.99 Mб
Скачать

4.6. Пути осуществления общего прогресса органического мира.

Общий прогресс органического мира осуществляет­ся лишь благодаря изменениям отдельных органиче­ских форм. Общее существует лишь в частном, единич­ном, поэтому характеристика путей осуществления общего прогресса вместе с тем тесно связана с выяс­нением этих частных изменений.

Прогресс органического мира как целого совершает­ся благодаря биологическому прогрессу отдельных на­правлений, ветвей, органических форм. Биологический прогресс, согласно А. Н. Северцову, осуществляется посредством ароморфоза, идиоадаптации, ценогеноза и общей дегенерации.

Ароморфозы представляют собой вынужденные про­грессивные морфофизиологические изменения той или иной органической формы, обеспечивающие ее жизнь и распространение в более сложных и разнообразных условиях внешней среды. Примерами таких изменений служат образование парных легочных мешков и воз­никновение перегородки в предсердии. Эти изменения наряду с другими, связанными с ними изменениями, обеспечили возможность выхода позвоночных на сушу. У птиц таким изменением является появление пуха и перьев, обеспечивающих возможность летательных движений. К ароморфозам относится и дифференциация функций между передними и задними конечностями у предков человека. Эта дифференциация, как отме­чал Энгельс, сыграла важную роль в превращении передних конечностей в руки благодаря процессу труда.

В отличие от ароморфозов идиоадаптации обеспечи­вают жизнь и распространение организмов не в более сложных, а просто в иных условиях жизни, в иных взаимоотношениях с другими организмами. Это главным образом специализация, приспособление к специфиче­ским условиям жизни. Например, черепахи, сформи­ровавшиеся еще в пермскую эпоху, дифференцировались на разные формы: наземные черепахи, живущие в сухих местностях, болотные формы, пресноводные и чисто пе­лагические формы. Существует дифференциация чере­пах и по видам пищи. Одни из них питаются исключи­тельно растительной пищей, другие — разными видами животной пищи. К индиоадаптациям можно отнести и изменения конечностей в зависимости от разных форм передвижения млекопитающих: летучей мыши (лета­ние), кита (плавание), медведя (хождение) и т. д. Дан­ные изменения отдельных органических форм по отно­шению к исходным формам не прогрессивны, не регрес­сивны, но они содействуют распространению всей ветви или направления и опосредованно могут иметь поло­жительное значение для прогресса целого.

Ценогенозы — это эмбриональные приспособления, которые развертываются в течение эмбриогенеза, затем исчезают и отсутствуют у взрослого организма. Приме­ром таких приспособлений является яйцевая оболочка, защищающая зародыш от химических и механических воздействий и от проникновения в яйцо микроорганиз­мов, а также амнион (зародышевая оболочка) репти­лии и т. п. У таких насекомых, как комары, стрекозы, поденки и т. п., личинки которых развиваются в воде, существуют специальные приспособления для водного образа жизни, которые у взрослых заменяются орга­нами для воздушного образа жизни.

Дегенерации по отношению к исходной форме яв­ляются регрессом. Примером могут служить паразити­ческие формы. По отношению к исходным формам у них обнаруживается сокращение функций, упрощение организации и т. п. Вызывается это переходом к срав­нительно простым условиям жизни и взаимоотношени­ям со средой. Так, все ленточные глисты, паразиты ки­шечника человека и других крупных животных, в про­цессе их образования потеряли органы передвижения, органы чувств, органы пищеварения. Они стали пи­таться непосредственно проникающими через стенки их тела уже переваренными, готовыми к усвоению пита­тельными соками хозяина. Такие регрессировавшие формы могут, однако, опосредованно связываться и с прогрессивными изменениями в других организмах (видах), например, в случае выработки у этих орга­низмов защитных приспособлений и процессов против паразитов, что повышает возможности выживания и ведет к функционально-структурным совершенство­ваниям их, т. е. к прогрессу. С дегенерацией тесно связан гипоморфоз — редук­ция отдельного органа или его части. Так, приспособ­ление предков лошади к бегу по твердому грунту в условиях открытой степи вело не только к прогрессив­ному изменению среднего пальца, но и к постепенной утрате боковых пальцев. Неразрывная связь регресса (дегенерации) и про­гресса в живой природе не случайное явление, а зако­номерность. Отмечая, что приспособление в живой природе может быть не только прогрессом, но и регрессом, Энгельс писал: «Главное тут то, что каждый прогресс в органическом развитии является вместе с тем и ре­грессом, ибо он закрепляет одностороннее развитие и исключает возможность развития во многих других на­правлениях. Но это основной закон». Биологический регресс тех или иных форм нередко ведет к вымиранию видов.

Существовали различные взгляды на причины вы­мирания видов. Например, делались попытки проводить аналогию вымирания вида со смертью индивида. Вид якобы наделен неким определенным запасом жизнен­ной силы, израсходовав который, он вымирает. Этот взгляд в 20—-30-х годах нашего века защищали герман­ские палеонтологи К. Бойрлен, Ф. Хюне и др. Его принимал реакционный немецкий философ О. Шпенглер. Подобный виталистический взгляд на причины вымирания видов несостоятелен. Вид не может стареть и умирать подобно индивиду. Он может существовать безгранично долго, если будут сохраняться необходи­мые для него условия жизни.

В 20-х годах в работах советских ученых П. П. Сушкина и Н. Н. Яковлева предпринималась попытка объ­яснить вымирание видов изменениями климата. Наступ­ление ледников, процессы горообразования, освобожде­ние земной атмосферы от избытка облаков и т. п. оказали значительное влияние на вымирание отдельных видов, не сумевших приспособиться к изменившимся условиям жизни. Однако эти причины не могут объя­снить постепенного и полного исчезновения многих ранее широко распространенных видов, например стегоцефалов, динозавров, ихтиозавров, а из растений палеозойских папоротников, плаунов и т. д. «Во многих случаях,— писал Л. Ш. Давиташвили,— вымирание от­дельных групп и даже нескольких групп представляется совершившимся за сравнительно короткий в геологи­ческом смысле — отрезок времени, и это обстоятельство ставит подобные теории в еще более затруднительное положение. В частности, эти теории никак не могут найти причины вымирания тех групп наземных и морских пресмыкающихся, которые достигли пышного расцвета в мезозое, но исчезают из геологической летописи в конце этой эры». Изменение условий обычно ограни­чивается определенными территориями; виды же могут мигрировать, особи их могут сохраняться на других-территориях, где оказываются нужные для них условия. Основная причина вымирания видов лежит не в «мистической жизненной силе» и даже не в изменении климата, а в самом процессе общего прогрессивного развития органического мира. Основу для правильного решения этого вопроса заложил уже Дарвин. Он выска­зал диалектическую мысль, что вымирание одних видов неотделимо от возникновения и распространения дру­гих, имеющих какие-то преимущества в борьбе за суще­ствование в изменяющихся условиях жизни.

Прогрессивное развитие органического мира неиз­бежно приводит к изменению условий существования и взаимоотношений между видами, к которым узкоспе­циализированные формы не могут приспособиться. Каждая новая органическая форма, обладающая неко­торыми преимуществами перед другими формами, за­хватывает необходимые ей условия жизни, вытесняя своих конкурентов и оказывая существенное воздейст­вие на все население сообществ. Одним из неизбежных результатов этого воздействия оказывается вымирание отдельных видов, родов, классов. Например, появление различных головоногих, бесчелюстных панцирных по­звоночных, челюстных рыб и других форм привело к вымиранию класса трилобитов, с которыми они кон­курировали. Были виды, и прямо пожирающие три­лобитов. Возникновение и развитие птиц послужило одной из причин вымирания летучих ящеров мезозолптерозавров. В развитии растительного мира появление семенных растений вело к исчезновению папоротников и т. д. С появлением человеческого общества прогрессив­ное развитие живой природы не прекращается, а при­обретает новое направление. Прогрессивное развитие теперь связано с прогрессом человеческого общества. Именно влияние деятельности людей имеет своим ре­зультатом образование новых органических форм.

Органический мир со времени возникновения разви­вался и продолжает развиваться в прогрессивном на­правлении. Об этом свидетельствуют данные всех био­логических и геологических наук. Развитие органиче­ских форм, их распространение неизбежным следствием имеют усложнение условий жизни и взаимоотношений между видами. Но раз усложняются условия жизни и взаимоотношения между видами, то возникают формы с более сложными функциями и структурой. Более про­грессивной оказывается та форма, которая имеет более сложные связи и отношения с абиотической и биотиче­ской средами. В этом критерий прогресса. Но общий прогресс проявляется в различных частных изменениях, которые могут стимулироваться и регрессивными про­цессами в живой природе. Регресс необходимым обра­зом связан с прогрессом. Развитие связей организмов друг с другом и с неживой природой приводит к корен­ному качественному изменению, создаются предпосылки для появления человека. С возникновением человече­ского общества развитие органического мира протекает под воздействием главным образом деятельности людей.