Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философские проблемы биологии и экологии.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.99 Mб
Скачать

2.6. Особенности отношений со средой отдельных организмов и их группировок.

Каждый организм способен существовать только в определенном диапазоне условий, к которым он истори­чески приспособился. Отклонения условий среды от этих пределов ведут к нарушению жизнедеятельности данного организма, а в дальнейшем — к гибели. В этом смысле отдельно взятый организм подчинен среде и его существование зависит от складывающейся вне его обстановки. Поэтому его отношения со средой ограни­ченны и односторонни: организм берет из нее необхо­димые ему вещества, поглощает некоторые виды энер­гии и отдает уже непригодные и вредные для него продукты метаболизма. В ходе жизнедеятельности организм (особь) истощает и загрязняет среду, делая ее непригодной для своего обитания. Поэтому длитель­ное существование одиночных организмов невозможно. Для видов с половым размножением объединение и связи особей необходимы и для воспроизведения себе подобных. В этом смысле взаимоотношения со средой отдельно взятых организмов не обеспечивают их суще­ствования ни как индивидуумов, ни как видов.

Особи одного вида, объединенные в популяции, об­ретают некоторые преимущества в отношениях со сре­дой. Популяции, как правило, состоят из особей, отли­чающихся особенностями, т. е. по-разному использую­щих среду. Сосуществуя, они не только мешают друг другу, но полнее и разностороннее осваивают среду. Объединяясь в группы, устраивая убежища, они мо­гут изменять в благоприятную сторону микроклимат. В отдельных случаях через каннибализм (например, поедание молоди у многих видов рыб) взрослые получают возможность использовать прямо им недоступ­ные корма.

Внутривидовые отношения, связывающие отдельных особей и их различные группировки в одно целое — биологический вид, отличаются качественным своеобра­зием. У растений внут­ривидовые связи и отношения направлены преимуще­ственно на обеспечение размножения и выживания индивидуумов, на расселение и борьбу за условия суще­ствования с другими видами. Тот же общий характер имеют внутривидовые отношения и у животных. Они сложились исторически в ходе возникновения и ста­новления вида, обусловливают его внутреннюю струк­туру и обеспечивают жизнь вида - получение необхо­димых жизненных ресурсов — и успешную борьбу с другими видами — конкурентами, врагами и т. п. В то же время эти отношения противоречивы, а часто прини­мают формы, внешне сходные с межвидовыми отноше­ниями — хищничеством, паразитизмом, конкуренцией и т. д. Внутривидовые отношения и связи особей обе­спечиваются их приспособлениями друг к другу, так называемыми конгруенциями. К числу последних от­носятся многие особенности строения и физиологии, как, например, яркая цветовая окраска, форма отдель­ных частей тела, выделяемые в среду пахучие веще­ства, голос, ультразвуковая сигнализация, многие чер­ты поведения животных, особенно стадные инстинкты молодежи и родителей, и т. п.

При изменениях среды меняется структура популя­ции и образ ее жизни. Одиночный и оседлый образ жизни многих птиц и млекопитающих в сезон размно­жения сменяется стадным и кочевым осенью и зимой. При «урожае» или «неурожае» кормов возрастает или падает плодовитость животных. При бескормице или других неблагоприятных условиях часто наблюдается полное прекращение размножения, и эта приостановка не обязательно связана с истощением организмов, т. е. представляет собой целесообразную биологическую ре­акцию, возникающую уже при приближении голодовки и сокращающую гибель особей. Плодовитость умень­шается или размножение приостанавливается и при росте численности (плотности) популяции, что связано с недостатком пищи, убежищ, территории и других ус­ловий жизни. В конечном итоге эти особенности пове­дения оказываются биологически целесообразными и обеспечивают сохранение и размножение популяции.

Внутривидовые отношения отличаются еще одной важной особенностью. С их помощью жизнь особи, иногда к ущербу для нее, подчиняется жизни популяции. Таково поведение родителей, защищающих по­томство с опасностью для собственной жизни; таково же и живорождение, чрезвычайно близко напоминаю­щее паразитирование плода в организме матери со всеми сопутствующими явлениями вплоть до интоксикации организма матери. Популяция действительно во многих случаях выживает ценой гибели большинства ее особей. Как видно, отношения популяции как целого со средой имеют много качественно новых элементов, воз­никающих лишь при объединении особей. Они ставят популяцию в более выгодное положение, и ее отноше­ния со средой хотя и односторонни, но более полны и разнообразны, нежели у отдельно взятых особей. Одна­ко разнообразие внутривидовых форм ограниченно, и все они сохраняют односторонний характер воздействия на среду. Следовательно, и вид в целом отличается односторонним воздействием на среду, истощающим не­обходимые ему ресурсы, а его отношения со средой неполноценны в том смысле, что, вырванные из всеоб­щих связей, они не обеспечивают возможности суще­ствования. Если бы какой-либо вид животных и расте­ний был изолирован от сообщества и предоставлен са­мому себе, он исчез бы в очень короткий срок.

Только в сообществах популяций разных видов (в биоценозах) отношение со средой приобретает завер­шенность и органический мир в единстве с неживой природой — ту свойственную ему активность, с которой связаны все основные перемены в биосфере с момента возникновения жизни на Земле. Эта завершенность и полноценность отношений возникает в результате объединения отдельных видовых популяций в законо­мерно организованные цепи питания, складывающиеся на основе развития биологического круговорота веществ. Органический мир может, следовательно, суще­ствовать только как единое целое, состоящее из взаи­мосвязанных частей, взаимно обусловливающих суще­ствование друг друга, но в то же время в большой сте­пени автономных. При тесной взаимосвязанности и взаимообусловленности, существующей в мире, измене­ния частей не обязательно сопровождаются соответ­ственными изменениями целого и наоборот.

В биоценозах межвидовые отношения регулируются взаимными приспособлениями видов, их коадаптациями. Они принципиально отличны от внутривидовых приспо­соблений (конгруенции), так как в основе их лежат по преимуществу антагонистические отношения отдельных видов. Действительно, существование одного вида в по­давляющем большинстве случаев не связано с обяза­тельным наличием какого-то определенного другого вида. Практика дает этому много доказательств: введе­ние нового вида или исчезновение одного из существо­вавших далеко не всегда сопровождается существенны­ми изменениями биоценоза. Таким образом, связи меж­ду различными видами обычно не обязательны: они легко возникают, но также легко и нарушаются. В этом именно и выражается высокая степень автономности видов и «пластичности» биоценозов. Поэтому межвидо­вые связи очень подвижны и в разных биоценозах даже между одними и теми же видами могут принимать раз­личный характер, что и обеспечивает высокую динамич­ность сообществ в целом.

Как и внутривидовые связи, они регулируются биологическими приспособлениями (маскирующая, вы­зывающая или привлекающая окраска, форма организ­мов), звуковой и ультразвуковой сигнализацией, биоген­ными излучениями и выделяемыми во внешнюю среду привлекающими или отталкивающими особей других видов веществами. Виды одной цепи питания связаны симбиотическими отношениями, а конкуренты, особен­но близкие виды, отличаются антибиозом.

С помощью этих приспособлений и путем непосред­ственных пищевых и пространственных связей дости­гаются регуляция биоценоза и его приспособление к ме­няющимся условиям среды. Как видим, и здесь мы встречаемся с качественно новыми элементами, отсут­ствовавшими во взаимоотношениях популяций со средой. Во взаимоотношениях сложной совокупности орга­низмов легко видеть и более простые отношения к среде особей и популяций одного вида. Особи и популяции - это только части единого целого — органического мира. По мере перехода от элементарных частей к более слож­ным и, наконец, к целому можно видеть, как нарастает глубина и широта взаимоотношений с неорганическим миром и увеличивается активность живого в виде це­лостного органического мира. Органический мир сложен и многообразен. Вместе с тем он един и целостен.

Находясь в тесной взаимосвязи с неживой природой, органический мир в то же время качественно своеобра­зен, представляя собой особую форму движения мате­рии — жизнь. Все различные его части (особи, виды) тесно связаны между собой и представляют единую систему. Все части этой системы существуют только на основе об­мена веществ и энергии с окружающей их средой; они находятся в единстве со своей средой. Это единство диалектическое, т. е. противоречивое. Целостность органического мира не исключает его дискретности. Живая природа имеет сложную струк­туру, состоящую из соподчиненных частей. Высокомо­лекулярные полимеры образуют субклеточные и клеточ­ные образования, в свою очередь образующие ткани, органы и организм (индивидуум) в целом. Последний представляет наиболее интегрированную систему. Сре­дой индивидуума (особи) служат окружающая неорга­ническая природа, особи своего вида и особи других видов — партнеров по сообществу. Индивидуумы отли­чаются высокой степенью зависимости, подчиненности по отношению к факторам среды, исторически обусло­вивших их строение и функции.

Особи могут существовать только как части более сложного целого — вида, состоящего из кровно родствен­ных, но по своему строению, функциям и образу жизни не одинаковых индивидуумов. Вид представляет слож­ную систему взаимодействующих группировок относи­тельно сходных особей. Это расширяет возможности ис­пользования видом жизненных ресурсов и усиливает его активное, трансформирующее влияние на среду. Средой вида является неорганическая среда и популяции дру­гих видов-сожителей.

Противоречивость отношений особей и видов со сре­дой заключается прежде всего в их одностороннем использовании среды. Извлекая из нее необходимые вещества, они обедняют и загрязняют ее своими выде­лениями. Условием их непрерывного существования слу­жит противоположно направленная деятельность других видов, использующих продукты метаболизма первых и таким образом восстанавливающих их жизненные ресурсы. Такое взаимное использование продуктов ме­таболизма (или друг друга) разными видами обеспечи­вает биологический круговорот веществ и служит сред­ством его осуществления. Он протекает в сообществах растений, микроорганизмов и животных.

Только в биоценозах получает свое завершение един­ство живой и неживой природы. Живые тела становятся активным элементом этого единства, определяющим основные превращения в биосфере, ее соответственный облик. Органический мир в целом является живым во­площением проявления и действия диалектико-материалистических законов развития и всеобщей связи и обусловленности вещей и явлений, которые здесь пред­ставлены в большом богатстве и разнообразии и с при­сущей им диалектической противоречивостью.