- •Конспект книги «Государь» Никколо Макиавелли От составителя конспекта
- •Конспект
- •Глава IX. О гражданском принципате
- •Глава XV. О том, за что хвалят или порицают людей, особенно государей (выдержки)
- •Глава XVI. О щедрости и бережливости (выдержки)
- •Глава XVII. О милосердии и жестокости и о том, что лучше: внушать скорее любовь, чем страх, или наоборот (выдержки)
- •Глава XVIII. Каким образом следует государям держать слово
- •Глава XIX. Как избегать ненависти и презрения (выдержки)
- •Глава XX. Полезны ли крепости и многое другое, к чему повседневно прибегают государи
- •Глава XXI. От чего зависит уважение к государю
- •Глава XXII. О секретарях, приближенных к государям
- •Глава XXIII. Каким образом избегать льстецов
Глава XV. О том, за что хвалят или порицают людей, особенно государей (выдержки)
27. «Ведь между тем, как люди живут и тем, как они должны были бы жить, огромная разница, и кто оставляет то, что делается, ради того, что должно делаться, скорее готовит себе гибель, чем спасение, потому что человек, желающий творить одно только добро, неминуемо погибнет среди стольких чуждых добру. Поэтому государю, желающему сохранить свою власть, нужно научится быть не добрым и пользоваться этим умением в случае необходимости».
28. «Всем людям, о которых судят, а в особенности государям, стоящим выше прочих людей, приписывают некоторые качества, выражающие похвалу или порицание. Так, одного считают щедрым, другого – скупым; кого-то считают склонным к благотворительности, кого-то – к стяжанию; кого-то жестоким, кого-то сострадательным; одного вероломным, другого – верным; одного изнеженным и трусливым, другого свирепым и отважным; одного человечным, другого надменным; одного сластолюбивым, другого целомудренным; одного прямодушным, другого хитрым; одного упрямым, другого покладистым; одного серьезным, другого легкомысленным; одного набожным, другого неверующим, и так далее.
И я знаю, каждый объявит, что для государя самое похвальное – придерживаться вышеописанных качеств, то есть тех, которые почитаются хорошими, но поскольку невозможно ни иметь, ни соблюдать их полностью, ибо этого не позволяют условия человеческого существования, ему следует быть достаточно благоразумным, чтобы избежать дурной славы тех пороков, которые могут отнять у него государство, и остерегаться тех, которые не так опасны, если это возможно. Если же невозможно, на них не стоит обращать особого внимания. А тем более не стоит волноваться о дурной славе пороков, не впадая в которые трудно спасти государство, ибо, если как следует все рассмотреть, найдется нечто, что покажется добродетелью, но ведет к гибели, и нечто, что покажется пороком, но, следуя ему, можно достичь безопасности и благополучия».
Глава XVI. О щедрости и бережливости (выдержки)
29. «Скажу, что было бы очень хорошо считаться щедрым, однако прилагаемые к этому усилия принесут тебе вред, ибо, употребленная с достоинством, как и должно, щедрость останется никому не известной и ты не избежишь нареканий в скупости. Если же ты хочешь сохранить среди людей звание щедрого, то не следует пренебрегать ни одним из видов излишеств, так что поступающий подобным образом государь истратит на такие предприятия все свое достояние и в конце концов будет вынужден, желая сохранить за собой имя щедрого, чрезмерно обременить всех подданных и обложить их тяжкими налогами, прибегая ко всем ухищрениям, чтобы получить деньги. Это вызовет к нему ненависть в народе, а бедность – пренебрежение окружающих, так что, наградив своей щедростью немногих и раздражив из-за нее большинство, этот государь дорого заплатит за первые же трудности и будет смертельно рисковать при первой же опасности. Но если, предвидя это, он захочет повернуть вспять, его тотчас же обвинят в скупости.
Таким образом, раз уж государь, не нанося себе ущерба, не может прибегать к щедрости так, чтобы это было известно всем, то, желая быть благоразумным, он не должен прослыть скупым, ибо со временем его все равно станут считать щедрым, видя, что он довольствуется, благодаря своей бережливости, собственными доходами. Он может защитить себя от захватчиков, может выступить в поход, не отягощая народ податями, и тем самым он проявляет свою щедрость ко всем тем, у кого ничего не отбирает, а их несметное множество, и скупость по отношению к тем, кому ничего не дает, каковых совсем немного. В наше время великие деяния совершали только те, кого считали скупыми; все остальные погибли».
30. «Поэтому государь, не желающий грабить своих подданных, быть беззащитным, стать нищим и презираемым быть принужденным к хищничеству, не должен тяготиться прозванием скупого, ибо это один из тех пороков, которые позволяют ему править».
31. «Нет ничего более расточительного, чем щедрость, ведь, прибегая к ней, ты все более теряешь эту способность и становишься либо бедным, либо презираемым, либо, при попытке избежать нищеты, алчным и ненавистным. А среди того, чего должен остерегаться государь, находятся ненависть и презрение; щедрость же приводит и к тому и к другому. Таким образом, более мудро довольствоваться званием скупого, которое влечет за собой дурную славу, но не ненависть, чем ради прославления собственной щедрости быть вынужденным прослыть хищником, что навлечет на тебя и порицание, и ненависть».
