3.Форма государственно-правового режима.
Государственно-правовой режим - это совокупность приемов и методов, при помощи которых осуществляется государственная власть.
В каждом государстве складывается свой политический режим, имеются свои особенности осуществления государственной власти. Все же по определенным признакам политические режимы можно разделить на две группы - авторитарные и демократические режимы.32
Изучаемая категория характеризует не столько деятельность государства, сколько атмосферу всей политической жизни, господство в ней жестких, авторитарных, или же демократических методов властвования.
Основные характеристики авторитарного политического режима выглядят следующим образом33:
Отсутствие, ограничение или ликвидация прав и свобод граждан;
Отсутствие, ограничение деятельности или ликвидация представительных органов государства;
Отсутствие контроля со стороны населения за осуществлением власти, формирование ее институтов через закрытые каналы;
Сосредоточение всей полноты власти в руках одного человека (монарха, диктатора), нескольких лиц или одного органа;
Жесткие командно-административные, а иногда и террористические методы осуществления государственной власти, произвол, насилие;
Отсутствие, ограничение деятельности или ликвидация прогрессивных политических партий и общественных организаций;
Политический монизм - господство одной идеологии возведенной в ранг государственной;
Отсутствие или ограничение сферы гражданского общества, сферы свободного выражения интересов.
В теории государства и права нередко выделяют и анализируют исторические разновидности авторитарного политического режима (деспотический, тиранический, тоталитарный и т.д.). Тоталитарное государство - это всеохватывающая, всеконтролирующая, всепроникающая власть, которая стремится к полному контролю над всеми сферами жизни общества (экономической, политической), которая поглощает гражданское общество. Тоталитаризм характеризуется наличием одной официальной идеологии, одной правящей партии, крайним централизмом в управлении, усилением органов исполнительной власти и, прежде всего - карательных органов, применением незаконных насильственных методов по отношению к населению.
Если же говорить о демократическом политическом режиме, то здесь можно выделить следующие основные черты34:
Наличие гарантированных прав и свобод граждан;
Нормальное функционирование представительных учреждений, народ единственный источник государственной власти;
Контроль населения за принятием политических решений;
Разделение властей; всей полноты власти в государстве не обладает ни один орган;
Ограничение государственного насилия преимущественно сферой отклоняющегося поведения граждан, деятельность правоохранительных органов основана, прежде всего, на строгой законности;
Свободная деятельность оппозиционных политических партий, разнообразных общественных организаций;
• Политический плюрализм - свободное выражение интересов всех социальных групп общества.
Многие философы и юристы указывали на существенные недостатки демократии. Платон считал демократическое государство далеко не самым лучшим и недолговечным, и со временем, вырождающимся в тиранию.
«В демократическом государстве только и слышишь, как свобода прекрасна и лишь в таком государстве стоит жить тому, кто свободен по своей природе. Так вот, такое ненасытное стремление к одному и пренебрежение к остальному искажает этот строй и подготовляет нужду в тирании. Когда во главе государства, где демократический строй и жажда свободы, доведется встать дурным виночерпиям, государство это сверх должного опьяняется свободой в неразбавленном виде. Разве в таком государстве свобода не распространится неизбежно на все? Отец привыкает уподобляться ребенку и страшиться своих сыновей, а сын - вести себя наподобие отца; там не станут почитать и бояться родителей (все под предлогом свободы!). При таком порядке вещей учитель боится школьников и заискивает перед ними, а школьники ни во что не ставят своих учителей и наставников. Вообще молодые начинают подражать взрослым и состязаться с ними в рассуждениях и в делах, а старшие, приспособляясь к молодым и подражая им, то и дело острят и балагурят, чтобы не казаться неприятными и властными.
Если собрать все это вместе, самым главным будет то, что душа граждан делается крайне чувствительной: все принудительное вызывает у них возмущение как нечто недопустимое. А кончат они тем, что перестанут считаться даже с законами - писанными или неписанными, - чтобы уже вообще ни у кого и ни с чем не было над ними власти. Именно из этого правления, такого прекрасного и по-юношески дерзкого, и вырастает тирания»35.
При демократическом режиме не обеспечивается выдвижение лучших на государственные должности, демократические процедуры принятия решений громоздки, дорогостоящи и, в конечном счете, неэффективны, - и в итоге отсутствует компетентное и качественное руководство обществом со стороны государства.
В XX веке больше говорят о неучастии избирателей в выборах, о недоверии к политикам, о том, что реально власть все равно находится у правящей элиты, которая приспособилась к демократическим требованиям и имеет возможность оказывать решающее влияние на исход выборов, референдумов, манипулируя общественным мнением при помощи средств массовой информации.
В странах со слабо развитой экономикой, в условиях нестабильной политической ситуации так называемые «мягкие» авторитарные режимы (когда граждане ограничиваются в политических правах, не допускается деятельность политической оппозиции, однако государство воздерживается от применения крайнего насилия, террористических методов по отношению к населению) показали свою ценность и жизнеспособность. В условиях определенного ограничения демократических свобод эффективнее осуществляется государственное управление, быстрее развивается экономическая и социальная сфера общества. Подобная ситуация наблюдалась на протяжении десятилетий второй половины XX века во многих государствах Латинской Америки.
Впрочем, в 90-е годы была заметна тенденция к демократизации существующих там политических режимов.
Однако Соединенные Штаты Америки, многие западноевропейские государства представляют собой вполне процветающие демократии; авторитаризм, страшный в своих крайних проявлениях, отнюдь не симпатичен и в «мягких» формах.36
