§ 35. Кольцевые вихри
Если обычному воздушному шарику в резиновой оболочке сообщить скорость 5—10 м/сек, то он проходит расстояние 1,5 2 м. С другой стороны, давно известно, что если с той же скоростью кинуть (например, вытолкнуть поршнем из трубки) такую же массу воздуха без оболочки, то она пройдет расстояние, в 10—15 раз большее.
Опыт показывает, что во втором случае движение происходит так, как показано на рис.121, где изображены линии тока для движения относительно системы координат, движущейся вместе с вытолкнутой массой воздуха. Движение обладает осевой симметрией; внутри выпуклой области, образованной вращением участка АВС линии тока, оно вихревое, а вне этой области – практически потенциальное. На АВС скорости внутреннего и внешнего движений совпадают, так что поле скоростей оказывается непрерывным. Это и объясняет эффект, с которого мы начали, – из-за непрерывности трение на границе, движущейся без оболочки массы меньше, чем массы в оболочке, следовательно, меньше сопротивление и больше проходимое массой расстояние.
Аналогичное движение можно наблюдать и в воде. Оно известно уже давно и называется кольцевым вихрем. В конце прошлого века такая схема движения привлекала внимание в связи с попытками создания вихревой модели атомов (У. Томсон-Кельвин, Дж. Дж. Томсон). Эти попытки успеха не имели, но они послужили поводом для интересных исследований, с которыми можно ознакомиться по книге Ламба [4].
Интерес к проблеме сильно возрос после появления атомных бомб, при взрыве которых образуется характерное грибовидное облако, структура которого аналогична структуре кольцевого вихря, изображенного на фото рис. 122. Такое облако с большой скоростью поднимается на высоту нескольких километров. Аналогичное явление наблюдается и при взрыве больших зарядов обычных ВВ.
В последнее время исследуются возможности практического применения кольцевых вихрей для удаления дыма, вредных газов и т. п. на промышленных предприятиях. В связи с этим возникает много вопросов, ответы на которые нельзя получить без учета вязкости, диссипации энергии, турбулентного характера движения и т. д. Однако прежде чем переходить к описанию математической модели, учитывающей эти факторы, мы должны напомнить некоторые результаты, полученные в схеме идеальной несжимаемой жидкости.
Вихри в идеальной жидкости. Если пренебречь вязкостью и рассматривать осесимметричные движения несжимаемой жидкости, стационарные в системе
координат, движущейся вместе с вихрем, то уравнения, связывающие функцию тока и завихренность в цилиндрических координатах (r,ɑ,z), имеют вид
(см.
гл. I). Из (1) следует, что отношение
постоянно вдоль линии тока, т. е. что
где F – произвольная функция.
Так как движение на бесконечности должно быть потенциальным, то F должна тождественно обращаться в нуль вне некоторой области, ограниченной замкнутой линией тока, а на этой линии составляющие скорости должны быть непрерывными. При заданной F возникает типичная задача о склейке потенциального и вихревого течения, аналогичная тем, кторые мы рассматривали в гл. V.
В такой форме эта задача не исследована даже для простейших функций F, известны только отдельные примеры точных и приближенных решений. Пример точногo решения дает сферический вихрь Хилла. Здесь завихренность распределена внутри шара радиуса по закону
где
b
–постоянная; вне шара поток –
потенциальный и жидкость, содержащаяся
в
этом
шаре, движется вместе с вихрем со
скоростью
(4)
относительно неподвижной системы координат (см. Л а м б [4], стр. 309—310).
Вихри такого типа в опытах не наблюдаются. Большее сходство с наблюдениями имеет приближенное решение, полученное еще Максвеллом, где завихренная область представляет собой тор, радиус а поперечного сечения которого много меньше радиуса R самого тора. Тороидальный вихрь Максвелла движется со скоростью
а
форма
объема, заключенного внутри замкнутой
поверхности тока и движущегося
вместе с вихрем, зависит от отношения
(см. Лам б [4], стр. 299—305). На рис. 123
изображены линии тока при различных
;
область, движущаяся вместе с вихрем,
на этом рисунке заштрихована, а область
завихренной жидкости зачернена. При
< 86 форма области, движущейся с вихрем,
мало отличается от наблюдаемой. При
>
86 эта область, как и область завихренности,
имеет тороидальную форму; в опытах
этот случай не наблюдается, что,
по-видимому, можно объяснить его
неустойчивостью (строгого исследования
здесь еще нет).
В
плоском варианте задачи о кольцевом
вихре завихренность должна быть
постоянной на линиях тока, т. е.
.
При
постоянной F
эта задача совпадает с задачей о склейке
потенциального и вихревого движения,
рассмотренной в гл. V. Точное решение
имеется для случая
,
где b
–
постоянная (Л а м б [4], стр. 308—309), но он
далек от практики.
Итак, в схеме идеальной жидкости возможны различные модели кольцевых вихрей — эта схема не дает никаких условий для определения вида функции F и формы области, в которой завихренность отлична от нуля. Поэтому ясно, что решения, полученные в рамках невязкой несжимаемой жидкости, не позволяют определить изменение скорости и размеров вихрей, наблюдаемых в экспериментах.
Влияние вязкости. Вязкость жидкости приводит к диссипации энергии, поэтому движение вихря в отсутствии внешних сил становится нестационарным. Можно было бы ожидать, что закон движения и распределение завихренности в кольцевом вихре определяются начальными и краевыми условиями и, следовательно, существенно зависят от способа образования вихря. Однако опыт показывает, что дело обстоит не совсем так.
Классический способ образования вихря состоит в следующем: в верхней крышке коробки с эластичным дном делается отверстие, диаметр которого существенно меньше, чем размеры коробки. К отверстию могут прикрепляться насадки в виде сопел различной формы. Коробка наполняется дымом, после чего по дну производится удар.
При малых числах Рейнольдса, определяемых радиусом и скоростью вихря, образуется ламинарный вихрь с четко выраженной спиральной структурой, хорошо видимой на фотографиях1) (рис. 124,а).
В этом случае распределение завихренности действительно определяется начальным полем скоростей, формой насадки, зависит от того, плавный или резкий был удар, и т. д. Это движение в принципе может быть описано с помощью уравнений Навье — Стокса, но решение соответствующей нестационарной задачи, даже с применением вычислительных машин, связано с огромными трудностями.
С другой стороны, начиная с Rе ~ 103, характер движения резко меняется, оно становится турбулентным (рис. 124,6). В этом случае, как показывает опыт, структура кольцевого вихря не зависит (или, по крайней мере, зависит очень слабо) от деталей начальных и краевых условий. После того, как вихрь проходит расстояние порядка нескольких радиусов отверстия, вырабатывается некоторое распределение завихренности, вообще не зависящее от способа образования вихря. Усредненное движение в турбулентном вихре определяется только размером и скоростью вихря. При дальнейшем движении, как показывает эксперимент, размеры вихря линейно увеличиваются с пройденным расстоянием, причем форма вихря преобразуется подобно.
Турбулентная вязкость. Турбулентное движение вязкой жидкости, как известно, не описывается замкнутой системой уравнений – в каждом конкретном случае для получения такой системы приходится выдвигать дополнительные гипотезы, т. е. рассматривать какую-либо модель движения.
В
безграничном пространстве турбулентно
движущуюся жидкость можно описывать
как жидкость, обладающую некоторой,
как говорят, турбулентной
вязкостью
,
отличной
от истинной кинематической вязкости.
Такое феноменологическое описание
свободной турбулентности (в отсутствии
границ) дает хорошие результаты в теории
турбулентных струй и в некоторых других
случаях.
Турбулентный характер движения жидкости в кольцевом вихре можно описать введением коэффициента турбулентной вязкости . Предположим, что этот коэффициент есть некоторая функция времени, не зависит от пространственных координат и определяется характерными масштабами движения (размером и скоростью вихря). Более того, предположим, что
где U и R — скорость и радиус вихря 1), а коэффициент 𝞴 постоянная, величина которой должна определяться сравнением результатов расчета с экспериментом.
Опыт
показывает, что на значительном участке
движения вихря турбулентная вязкость
во много раз больше кинематической,
и последней можно пренебречь Окончательно
получаем следующее: усредненное
движение турбулентного вихря
описывается уравнениями Гельмгольца
(гл. I), в которые вместо кинематической
вязкости
входит
турбулентная вязкость
.
Уравнения Гельмгольца. Будем рассматривать в вязкой жидкости одновременно осесимметричные кольцевые вихри и соответствующий плоский аналог. В силу сделанных предположений система уравнений, описывающая такие движения, имеет вид:
Уравнения
(7) называются уравнениями Гельмгольца,
при k
=1 они описывают осесимметричное
движение, а при k
=
0 — плоское (
–
соответствующая компонента вектора
завихренности,
функция тока).
Предположение о коэффициенте турбулентной вязкости заведомо неверно на больших расстояниях от кольцевого вихря, так как там этот коэффициент должен обращаться в нуль. Однако из уравнений Гельмгольца (7) видно, что члены с вязкостью существенны только там, где завихренность заметно отличается от нуля. Поскольку в кольцевом вихре завихренность очень быстро уменьшается с удалением от него, можно ожидать, что сделанное предположение не будет давать существенной ошибки. Аналогичная ситуация имеет место в теории турбулентных струй, дающей хорошее соответствие с экспериментом.
Система
(7) обладает важным законом
сохранения.
Умножая первое уравнение на
при
k
=
1 или на
при
и интегрируя по всему пространству, в
предположении, что
и ее производные достаточно быстро
стремятся к нулю на бесконечности,
получим:
Этот результат есть частный случай общего утверждения о том, что в безграничной вязкой жидкости, покоящейся на бесконечности, величина
не зависит от времени (доказательство дано в работе [6]). Величину Р естественно назвать импульсом вихря, а постоянство этой величины есть не что иное, как закон сохранения импульса.
Автомодельная задача. Для полученной системы уравнений необходимо, вообще говоря, задать начальное условие – начальное распределение завихренности, определяемое способом образования кольцевого вихря. Однако, как уже отмечалось раньше, распределение завихренности очень быстро приближается к некоторому распределению, не зависящему от начальных условий, которое в дальнейшем линейно зависит от расстояния. Естественно поэтому предположить, что предельное распределение завихренности описывается автомодельным решением системы Гельмгольца (4).
Поставим следующую задачу, которую снова будем рассматривать и в осесимметричном и в плоском вариантах. Пусть в момент времени t = 0 завихренность равна нулю всюду в безграничном пространстве, за исключением начала координат, где в осесимметричном случае расположен кольцевой вихрь бесконечно малогo радиуса и бесконечной большой интенсивности так, что
В плоском варианте будем считать, что в начале координат имеется вихревой диполь: пара вихрей бесконечно большой интенсивности и противоположных знаков, расположенных на бесконечно малом расстоянии друг от друга так, что
Легко
видеть, что Р0
и
– это импульсы кольцевого вихря в
начальный момент соответственно для
осесимметричного и плоского вариантов.
В
такой постановке единственной размерной
постоянной, определяющей движения
вихря, будет
в осесимметричном случае и
в
плоском.
Следовательно, в осесимметричном случае
искомые функции
и
имеют такой вид:
а турбулентная вязкость в соответствии с (6) – вид
Анализ размерностей (см. § 4) позволяет уточнить вид этих функций, именно
где
а
— постоянная. Таким образом,
сформулированная задача оказывается
автомодельной (см. гл. I).
В плоском случае точно так же можно заключить, что искомые функции имеют следующий вид:
где
Подставляя
выражения (12) и (14) в (7), мы получим
уравнения для определения
и
Ограничимся далее плоским случаем (k =
0); здесь получается следующая система
уравнений с частными производными:
Нам нужно найти решения этой системы и , стремящиеся к нулю на бесконечности и удовлетворяющие условию нормировки
которое следует из закона сохранения импульса и начального условия. Из соображений симметрии ясно также, что и должны быть нечетными функциями от у:
Постоянная , входящая в первое уравнение (16), остается неопределенной — ее величина должна определяться сравнением с экспериментом.
К
сожалению, точное решение системы (16)
получить не удается и мы ограничимся
замечаниями общего характера. Назовем
радиусом
вихря и расстоянием,
им пройденным, соответственно такие
значения r
= R(t)
и
z
= L(t),
при
которых функция
имеет
максимум при фиксированном значении
t.
Эти
величины, очевидно, определяются
равенствами, которые в осесимметричном
случае имеют вид
здесь
и
– координаты точки, где достигает
максимума функция
,
положение этой точки зависит от
.
Равенства (19) определяют закон движения вихря. Из них сразу следует, что
где
Мы
получаем, что радиус вихря линейно
зависит от расстояния, им проходимого;
этот результат хорошо подтверждается
экспериментом. Величина
измеряется в эксперименте и оказывается
малой порядка
Зная
и имея решение системы (16), можно
определить
.
Естественно ожидать, что малым соответствуют малые , и следовательно, для сравнения с экспериментом достаточно получить решение системы (16) для малых значений . Но и эта задача оказалась сложной.
Модельная задача. Следуя Б. А. Л у г о в ц о в у [7], рассмотрим модельную задачу, в которой (16) заменяется похожей системой уравнений
где
и
координаты точки максимума функции
(х,у).
Сделаем замену переменных, полагая
Тогда
из первого уравнения (21) мы получим для
уравнение
Оно
допускает разделение переменных:
полагая
мы сведем его к обыкновенным
дифференциальным уравнениям
где
с
– постоянная разделения. Нас интересуют
решения, стремящиеся к нулю при
и
кроме
того,
в силу
(18) функция
должна быть нечетной.
Эта задача хорошо изучена – в квантовой механике ей соответствует задача о гармоническом осцилляторе (см. А. Н. Тихонов, А. А. Самарский [1]). Решения уравнений (22), удовлетворяющие нашим дополнительным условиям, существуют только при
Отсюда
следует, что либо
либо
,
а условие нечетности по
оставляет только одну возможность
Соответствующе решение имеет вид
,
откуда
где А – произвольная постоянная, определяемая нормировкой (17).
Во втором уравнении (21) теперь правая часть известна, и оно становится уравнением Пуассона, решение которого, обращающееся в нуль на бесконечности, определяется формулой
(см., например, В. С. Владимиров [2]).
Зная
,
мы можем определить постоянную
и найти окончательное решение модельной
задачи:
здесь координаты точки максимума
Следовательно,
Это модельное решение можно использовать для грубой оценки положения максимума (х,у) в точной задаче, что очень важно для возможности применения численных методов.
Сравнение
с
экпериментом.
Закон
движения вихря (19) дает хорошее согласие
с экспериментом. Удобно преобразовать
формулы (19) так, чтобы в них входили
экспериментально измеряемые величины
– начальный радиус
и начальная скорость
.
В
качестве начала отсчета удобно
выбирать не момент выхода вихря
из отверстия, а более поздний момент,
когда вихрь от отверстия отойдет на
некоторое расстояние (четыре-пять
диаметров отверстия), – это объясняется
тем, что на вырабатывание автомодельного
распределения завихренности в вихре
необходимо некоторое время. Если время
t
и
расстояние L(t),
проходимое
вихрем, отсчитывать от этой точки,
то вместо (19) получим
На
рис. 125 кружками отмечены экспериментальные
точки, соответствующие движению вихря,
начальные параметры которого равны
R0
=10
см,
= 4,3 м/сек,
а
величина
. Сплошная кривая получена по формуле
(26). Отклонение расчетной кривой от
экспериментальных точек при больших
t
объясняется
тем, что турбулентная вязкость со
временем уменьшается и, начиная с
некоторого момента, делается сравнимой
с кинематической, после чего
пренебрежение кинематической вязкостью
становится неправомерным. После того
как кинематическая вязкость становится
существенной, вихрь быстро останавливается.
