- •Содержание
- •Глава 1. Изучение содержания пьесы и роли. Анализ пьесы
- •1.1. Предпосылки создания пьесы
- •1.2. Изучение предлагаемых обстоятельств пьесы
- •1.3. Содержание пьесы
- •1.4. Определение темы, идеи, конфликта, проблемы пьесы
- •1.5. Определение сверхзадачи и сквозного действия спектакля
- •Глава 2. Сбор материала о роли
- •2.1. Высказывание персонажей и автора о действующем лице
- •2.2 Поиск жизненных аналогий, ассоциаций, наблюдений. Прототипа образа
- •Глава 3. Изучение роли
- •3.1. Изучение предлагаемых обстоятельств роли. Определение основной потребности персонажа, мотивов его поступков
- •3.2. Анализ авторских ремарок и взаимоотношений с другими персонажами
- •3.3. Определение сверхзадачи и сквозного действия
- •3.4. Определение событийной цепочки роли. Построение логики физических действий
- •3.5. Сценическая атмосфера
- •3.6. Определение жанра пьесы и роли, природы чувств, способа существования
- •3.7. Поиск приспособлений и пристроек по линии роли
- •3.8. Работа над внутренней и внешней характерностью
- •3.9. Определение «зерна» роли
- •3.10. Работа над пластической партитурой роли
- •3.11. Поиск темпо-ритмического рисунка роли
- •3.12. Поиски динамики развития и перспективы артисто-роли
- •3.13. Поиск сценического костюма и грима
- •3.14. Работа над внутренними монологами и речевой характеристикой персонажа. Работа над подтекстом и вторым планом роли
- •3.15. Элементы перевоплощения в создании художественной целостности сценического образа
- •3.16.Фантазия и творческое воображение в создании роли
- •Глава 4. Изучение специальной литературы по сценической истории роли (в разных спектаклях, разными актёрами)
- •Список литературы
- •Приложения
3.14. Работа над внутренними монологами и речевой характеристикой персонажа. Работа над подтекстом и вторым планом роли
“Слова солгут, молчанье скажет всё”.
Уильям Шекспир.
Немирович-Данченко говорил, что от текста зависит — что сказать, а от внутреннего монолога — как сказать. Внутренний монолог – обращённая к себе мысленная речь. Одна из форм прямого психологизма, представляющая собой воспроизведение размышлений персонажа, обращённой к самому себе и не произнесенной вслух. Широко используется для того, чтобы раскрыть переживания героя, воссоздать его внутренний мир. В отличие от “потока сознания” во внутреннем монологе мысли подчиняются внутренней логике персонажа, поэтому можно проследить, как он пришёл к тому или иному решению, умозаключению. Душевный “груз”, который актёр должен принести с собой на сцену требует глубокого проникновения во внутренний мир создаваемого образа. Надо, чтобы актёр научился относиться к создаваемому им образу не как к “литературе”, а как к живому человеку, наделяя его всеми свойственными человеку психофизическими процессами.
Речевая характеристика или речевой портрет – это подбор особых для каждого действующего лица литературного произведения слов и выражений как средство художественного изображения персонажей. В одних случаях для этой цели используются слова и синтаксические конструкции книжной речи, в других, средством речевой характеристики служат просторечная лексика и необработанный синтаксис и т. д., а также излюбленные “словечки” и обороты речи, пристрастие к которым характеризует литературный персонаж с той или иной стороны (общекультурной, социальной, профессиональной и т. п.).
В пьесе наиярчайшим заложником просторечной лексики является Пашка. Его манера выражаться может даже сбить с толку: “Чё такое?”, “Чё тебе не нравится?”, или: “Шуруй по чердакам” и т.д. И, пожалуй, переплюнуть его не может никто. Но так называемые слова-паразиты есть и у Кашкиной. Считай, ни одна сцена не обходится без её излюбленного “ладно-ладно”, что говорит нам о том, что ей, якобы, не очень-то и важно то, что она хочет услышать, задавая тот или иной вопрос.
Второй план, в понимании Немировича – Данченко — это внутренний, духовный “багаж” человека-героя, с которым тот приходит в пьесу. Он складывается из всей совокупности жизненных впечатлений персонажа, из всех обстоятельств его личной судьбы и обнимает собой все оттенки его ощущений, его восприятий, мыслей и чувств. Наличие хорошо разработанного “второго плана” уточняет, делает яркими, значительными все реакции героя на происходящие в пьесе события, проясняет мотивы его поступков, насыщает глубоким смыслом произносимые им слова. Прочно связанный с идейным авторским замыслом и “зерном”, он делает полной и жизненно всеобъемлющей характеристику образа, необычайно обогащает его. Второй план – это прошлое действующего лица: среда, в которой он вырос, его воспитание, привычки, вкусы, наклонности, цепь пережитых им событий; это его настоящее: отношения с людьми, обществом, профессией, бытом, его пристрастия и антипатии; это его вид на будущее: планы, проекты, мечты, которым суждено или не суждено осуществится в последствии.
Что ни герой у Александра Вампилова, так второй план их – чистой воды трагедия: плен, лагеря, предательства (Родины и жены) Дергачёва; раненный, поверженный Шаманов и пр. И, казалось бы, молодая красивая женщина, при работе, при собственной квартире – Зинаида – неудачно побывавшая замужем и, судя по всему, жалеющая об этом, является носителем не менее трагичной судьбы.
Включив воображение, мы уверяем себя, что Зинаида является приезжей в Чулимск, не смотря на то, что она единственная не испытывает желания заговорить лучше или хуже ни о городе, ни о тайге, хотя судя по всему, перспектива жить в городе привлекает Зину больше, нежели таёжный рай. Об этом свидетельствуют отпускные поездки к тётке в город. (И почему именно к тётке, а не к маме, папе?).
Родилась Зина в городе, где-нибудь в Иркутске, там же окончила школу с золотой медалью, далее – мединститут. Потребность учения в таком серьёзном месте, какое занимает лет 6 жизни, не меньше, скорее всего, было связано с юношеской потребностью поскорее вырваться из-под родительской опеки, прививающей молодой Зине законы правильной жизни.
Там же, скорее всего, в годы студенчества Зинаида и встречает того самого “импозантного” мужчину, который и определит на момент события в пьесе главную Зинину драму и боль.
Впечатления от жизни как свободного полёта являлись для Зины лучшими, но болезненными. Она крутила романы, знала себе цену, и впервые (неудачно) вышла замуж. То ли от большой любви, то ли не от большого ума.
Перемену мест Зина считала неплохим вариантом сбросить старое ненужное. Своего рода – душевное обновление. Здесь случайно и подворачивается Чулимск. Здесь случайно Зинаида встречает Шаманова.
Хладнокровность и циничность, требуемая профессией, со временем всё стремительнее и дальше уходила на второй план, оставляя Зине лишь чувство женского превосходства над другими чулимскими особями прекрасного пола и чувство стиля, чего было больше, чем достаточно, чтобы Зинаида цвела и пахла, привлекая внимание мужчин наличием некой изюминки.
Ей уже двадцать восемь лет, из которых около года она знакома с Шамановым, и из этого года она три месяца является ему любовницей.
У него была жена, “чья-то там дочь, и очень красивая”, была уважаемая работа, “и вообще сначала (он) процветал”. Другими словами – достойная партия, если брать во внимание то, что Зина не менее достойная женщина и достойна, если же не большего, то такой же жизни, какой жил Шаманов до Чулимска. Много ли надо для Зининого счастья: любви, свадьбы: “Идём сегодня на танцы… А почему бы и не пойти?..” – А почему бы не завести детей?.. – “Молчишь. Значит, всё правильно…” – говорит Зина. И говоря это, мы понимаем, насколько она неуверенна в его чувствах. Но в Зине есть феноменальная особенность – подлететь как можно ближе к Солнцу, обжечься, упасть, но взлетать снова! И каждый раз с другой стороны, и каждый раз по-новому. Зина удивительно солнечный человек. Всё чувствующий и всё понимающий, более того – принимающий, сострадающий. И несчастный.
