Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Фил Джойс, Шарлотта Силлс, Гештальт-терапия шаг за шагом.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.38 Mб
Скачать

12.3 Реагирование на регрессивные процессы

Контрперенос может быть очень сильным и может вызывать жгучее желание защитить, утешить, обнять (а иногда контролировать или даже наказывать). Очень легко быть втянутым в возродившиеся ранние переживания клиента (как позитивные, так и негативные). В это время терапевту особенно важно осознавать свои сделанные ранее выводы по поводу диагноза и лечения, а также полностью использовать поддержку со сторону супервизора.

Если клиент регрессировал внезапно, у вас может возникнуть сильное желание физически утешить его, особенно, если он ведет себя как расстроенный ребенок. На самом деле поступать так, не исследовав всех обстоятельств, почти всегда недальновидно. Вы можете ненамеренно реактивировать прошлый опыт насилия или зависимости. Прикосновение является мощнейшей интервенцией по отношению к ребенку, и прикасаться к клиенту следует, только если вам известны все возможные последствия. Так, педофил часто обнимает или гладит ребенка перед тем, как изнасиловать его, и то, что вам представляется утешительным поглаживанием, может повергнуть клиента в травматические воспоминания.

Кроме того, объятия или прикосновения могут иногда «замять» ситуацию и помешать клиенту встретиться с необходимой болью. Успокаивающие интонации и эмпатическая сонастроенность обычно более эффективны и помогают клиенту справиться с неинтегрированными ранними переживаниями, хотя мы и не отрицаем мощного целительного воздействия физического контакта.

Помните, что хоть вы и не отвечаете (и не можете ответить) на прошлую потребность клиента (например, в родительской любви), тем не менее, клиент может выразить свои чувства и реакции на нее. И уже на эту потребность - быть услышанным, получить одобрение и эмпатию — вы можете ответить здесь и сейчас. • Всегда оставляйте время для совместного обдумывания и обсуждения этого опыта (по крайней мере, 15 минут до конца сессии).

Методы, техники и креативность, используемые гештальт-консультантами, равно полезны при работе с теперешними проблемами, прошлыми проблемами, а также с теперешними проблемами, имеющими истоки в прошлом — к последнему типу относится большинство проблем. Однако у ребенка меньше ресурсов (и личных, и в окружении — меньше опыта, понимания, ощущения своих возможностей, выбора) и он больше зависит от своих родителей или других старших. Для дальнейшего изучения этой темы мы рекомендуем работу Коут и Эрскин и Траутманн, которые описывают работу со специфическими для детей потребностями в отношениях.

Как вернуть клиента к настоящему

Иногда клиент может глубоко регрессировать, стать отчужденным, потерять связь с реальностью. Возможно, ему понадобится помощь в восстановлении самоподдержки. Ниже мы описываем, как полностью вернуть клиента в «здесь-и-сейчас» и сделать так, чтобы он вышел с сессии, обладая всеми взрослыми ресурсами для общения с внешним миром (например, чтобы сесть за руль и довести машину до дома).

Вам надо оставить хотя бы 10-15 минут до конца сессии, чтобы выполнить любую из нижеследующих рекомендаций. Хотя иногда достаточно просто сказать «Сейчас вам надо вернуться сюда, в эту комнату, чтобы мы успели обсудить происшедшее до того, как вы уйдете». Если вы считаете, что нужно сделать что-то большее, воспользуйтесь нашими рекомендациями (необязательно в этом порядке):

  • Пройдитесь с клиентом по максимальному количеству контактных функций. «Что вы видите в комнате, какие формы и цвета? Слышите ли вы пение птиц за окном, тиканье часов, шум улицы? Сколько разных звуков вы можете различить?»

  • Задавайте простые вопросы, относящиеся к «здесь-и-сейчас»: «Как вы себя чувствуете прямо сейчас, что вы осознаете в этой комнате, осознаете ли вы меня, сидящего напротив вас, как вы думаете, сколько сейчас времени?»

  • Говорите размеренно, медленно, четко.

  • Восстановите осознавание тела. «Я хотел бы, чтобы сейчас вы обратили внимание на телесные ощущения, на свое дыхание, вес своего тела на сиденье, ноги на полу. Осознайте стул под собой, почувствуйте свое тело целиком, отметьте напряженные и расслабленные места».

  • Мягко, но настойчиво верните мысли клиента в консультационную комнату. «Сейчас перестаньте вспоминать ту сцену и вернитесь в эту комнату, ко мне. Слушайте мой голос». Напомните клиенту, где он: «Вы здесь, в этой комнате, со мной».

  • Убедите клиента: «Сейчас можно оставить то переживание. Вы сможете вернуться к нему потом, но сейчас вы должны остановиться и сосредоточиться на мне в этой комнате».

  • Спросите, что клиент собирается делать после сессии, чтобы вернуть его к мыслям и ожиданиям. «Чем вы займетесь, когда мы закончим? Сегодня днем/вечером?»

  • По возможности, предложите клиенту какие-то восстанавливающие действия — пройтись по комнате, выпить стакан воды или даже чашку чая. Расспросите клиента о том, что произошло. Поговорите о том, что вы наблюдали и расспросите о его ощущениях. Обычно словесное описание позволяет отстраниться от опыта. Перед тем, как клиент покинет вас, убедитесь, что он полностью вернулся к самоподдержке.

  • Спросите, как он поедет домой, что будет делать (обо всем, что требует «взрослой» осознанности и планирования) и предложите в случае необходимости позвонить вам.

13- Терапевтическая практика

Выработка собственного стиля

Чем больше специальных знаний и непосредственного опыта работы приобретает гештальт-терапевт, тем более очевидным для него становится факт сосуществования в рамках гештальт-подхода великого множества разнообразных терапевтических стилей. Терапевт оказывается на пороге поистине захватывающего приключения — поисков собственного стиля, максимально соответствующего личности терапевта и его мировоззрению.

Какой вы гештальт-терапевт? Одни терапевты предпочитают держать клиента в тонусе, предлагая новые и новые эксперименты, другие — больше работают с феноменологией. Бывают терапевты авторитарные, отважно ведущие клиента за собой вперѐд к глубинам самопознания, и наоборот, более пассивные, убеждѐнные в необходимости «просто побыть с этим». Некоторые энтузиасты свято верят, что нет ничего более полезного для клиента, чем диалог с терапевтом здесь и сейчас.

Совершенно разные стили у терапевтов поддерживающих и фрустрирующих. Есть терапевты, которые всегда смотрят на проблему в масштабе всей жизни клиента и предпочитают ра-ботать с экзистенциальными вопросами. Другие же, напротив, скорее обратят внимание на мелочи: каким жестом клиент сопровождает попытки прервать контакт, как клиент подбирает слова и т.п.

Ирвин Польстер писал, что ему повезло учиться у двух людей, стили которых кардинально отличались друг от друга. «Пол Гудмен, - пишет Польстер, - всегда работал непосредственно с тем, что говорит клиент, пытаясь найти в прошлом клиента объяснение тому, что происходит сейчас <..-> Методика Пола Вайса представляла собой полную противоположность: Вайс всегда заострял внимание клиента на том, как он рассказывает ту или иную историю из своей жизни, и рассматривал под микроскопом мельчайшие детали».

Ниже мы приводим несколько упражнений, которые помогут вам в поисках собственного стиля терапии.

Эксперимент: Если говорить о вашем опыте работы, какие методики показались вам наиболее и наименее эффективными? Почему? Как по-вашему, разделит ли такую точку зрения боль-шинство людей?

Представьте себе идеального терапевта. Попробуйте перечислить качества, которыми он обладает. Подумайте, что восхищает вас в работе коллег. Обладаете ли вы сами этими качествами? Как вы можете эти качества приобрести?

Как бы описали вас клиенты? Что из этого описания вам нравится, а что нет? Как бы вы могли изменить ситуацию?

Какие из своих персональных качеств вы оставляете за порогом кабинета? Почему?

С какими клиентами или проблемами вам труднее работать, а с какими — легче?

Какие техники вы, в основном, используете? Чем бы вы никогда не стали пользоваться или стали бы, но с неохотой?

Помните: ваша работа в качестве терапевта может приносить пользу не только клиенту, но и вам самим. Например, экспериментируя с новыми способами терапии, вы, тем самым, расширяйте собственный профессиональный кругозор. За годы практики тера-певты не раз меняют стиль работы. Иногда такие изменения даютсшяегче, иногда — тяжелее. Главное: не забывайте, что сомнения — неизменный спутник любых перемен.