Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Фил Джойс, Шарлотта Силлс, Гештальт-терапия шаг за шагом.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.38 Mб
Скачать

Описание

Второй навык, необходимый для феноменологического вопрошания — это умение описывать. Следует продолжать осознавать то, что вы воспринимаете именно сейчас и описывать это. Консультант выносит за скобки свои предположения и ценности и ограничивается тем, что описывает то, что замечает (видит, слышит, чувствует etc.), как он воспринимает то, что говорит клиент и как ощущает себя (без интерпретации). Обычные интервенции могут быть следующими:

Я замечаю, что... (ваше дыхание участилось).

Мне кажется, что... (то, что вы говорите, важно для вас).

Вы выглядите... (расстроенным).

Я осознаю, что... (вы опоздали на 10 минут).

Консультант должен оставаться в контакте со своими непосредственными ощущениями, контактными функциями (см. раздел Внешняя зона) и телесными реакциями. По мере этого, будут появляться фигугуры — поза клиента, тон голоса, ритм дыхания, повторяющиеся темы. Также терапевт заметит собственную феноменологию, возможно эмоциональный отклик, телесное напряжение или потерю интереса. Таким образом, он опишет (иногда вслух, иногда про себя) появляющиеся фигуры и темы клиента. Эта деятель-ность терапевта также называется «следованием» — он постоянно следует за раскрывающимся движением феноменологического процесса.

Пример

Кесс опаздывает и медленно садится, смотрит в пол, почти не двигается, молчит. После того, как терапевт вслух отмечает неподвижность ее тела и длительность ее молчания, она постепенно поднимает взгляд и говорит, что осознает, как много печали в ней накопилось. Консультант говорит, что замечает маленькие беспокойные движения ее сжатых рук. Кесс становится более энергичной и начинает выражать свое горе. Затем консультант замечает, что голос Кесс становится тише, а она опять замирает. Он делится с ней своими наблюдениями, а она отвечает, что боится слишком сильно расстроиться. Удивительно, насколько действенной может быть эта техника для того, чтобы помочь клиенту находиться в контакте со своим опытом и обнаруживать то, что препятствует этому. Описание предполагает внимание, поддержку и интерес к появляющимся фигурам, которые, однако, могут оказаться незначительными и увести от основной задачи. Затем консультант помогает клиенту обнаружить его собственные интерпретации, взгляды, осмысления, а также сосредоточить его внимание на его собственных чувствах и опыте. Предупреждение. Часто феномены или реакции клиента, замечаемые терапевтом, не осознаются клиентом. Некоторые клиенты могут почувствовать свою уязвимость и даже стыд от того, что кто-то замечает движения и напряжения их тела, тон голоса, выбор слов и_т.д. Озвучивая свои наблюдения, важно быть чутким и адекватным. Клиент не должен ощущать себя под микроскопом. Мы вернемся к этому ниже, в этой же главе

Уравнивание

Все происходящее потенциально имеет равную значимость. Терапевт не должен предполагать никакой иерархии значений в том, что видит и слышит. Движения могут быть так же важны, как и то, о чем говорит клиент. Это, конечно, требует некоторой искусности. Само собой разумеется, что не стоит грубо перебивать клиента сообщением о том, что он уходит от темы. Однако следует помнить слова Перлза, что гештальт — это терапия очевидного, а также иметь в виду принципы теории поля.

Уравнивание дается легче, если нам удалось вынесение за скобки, и мы свели свои интервенции к описанию того, что есть. В этом случае мы доверяем нашей обостренной способности замечать и называть возможные связи или аномалии. Ясно, что и то, что находится на заднем плане, то, что отсутствует или пропущено, может иметь равную значимость с очевидным, как, например, в случае с клиентом, который говорит о надвигающемся разводе почти без эмоций.

Пример

Консультант: Я заметил, что, говоря о жене, вы в основном смотрите в окно.

Клиент: Да? Возможно. Не думаю, однако, что это важно. Я вижу верхушку огромного бука там, далеко, и это как-то успокаивает.

Консультант: Каким образом это вас успокаивает?

Клиент: Я не хочу об этом говорить — о моем браке. Я не хочу вам об этом рассказывать, и не хочу, чтобы это было правдой, и вы как будто вправду мне сочувствуете. Я чувствую — о, я знаю, что это глупо — злость по отношению к вам. Вы заставляете меня об этом говорить. Вы заставляете меня увидеть, что на самом деле происходит, а я не хочу.

Консультант: Итак, вы чувствуете, что это я за-ставляю вас об этом говорить? У меня есть власть для этого. А вы чувствуете злость и уходите к верхушкам деревьев.

Клиент: Точно. Как будто там вы меня не до-станете. И никто не сможет меня к чему-то принуждать.

Консультант: Вам знакомо это чувство? В этом примере консультант придавал равное значение рассказу клиента и тому, что тот смотрит в окно. И таким образом неожиданно позволил проявиться более глубинному смыслу.