Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Коммерческое право 3 семинар .docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
59.63 Кб
Скачать

1 Вопрос

Современное законодательство закрепило принцип свободы заключения договоров (ст. 421 ГК РФ), который включает в себя свободу выбора контрагента, самостоя­тельность принятия решения о заключении договора, выбора вида договора, определения условий, не противо­речащих закону, и ряд других моментов.

Вместе с тем сохраняется, хотя и достаточно узкая, сфера обязательного заключения договоров. Так, ст. 456 ГК РФ предусматривает обязательность заключения публичных договоров, т.е. договоров с организациями, об­разованными для осуществления хозяйственных взаи­моотношений с неограниченным кругом потребителей. Такой характер деятельности организации подтверж­дается уставом либо лицензией. Отвечающая этим усло­виям организация должна заключить договор с каждым, кто обратится с требованием об этом.

Важное значение для организации торгового оборота имеет предусмотренная законом обязанность стороны по предварительному договору заключить по требованию контрагента основной договор (ст. 429 ГК РФ). Данное положение может по аналогии использоваться также сторонами по долгосрочным договорам для понуждения контрагентов к заключению отдельных (дополнитель­ных) договоров, если порядок выработки условий пос­ледних определен в долгосрочном договоре.

Существенными признаются условия, которые необходимы и достаточны для заключения договора. Для того чтобы договор считался заключенным, необходимо согласовать все его существенные условия. Договор не будет заключен до тех пор, пока не будет согласовано хотя бы одно из его существенных условий. Поэтому важно четко определить, какие условия для данного договора являются существенными. Круг существенных условий зависит от особенностей конкретного договора.

По общему правилу к числу существенных, во-первых, относятся условия о предмете договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Без определения того, что является предметом договора, невозможно заключить ни один договор. Во-вторых, к числу существенных относятся те условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные. В-третьих, существенными признаются те условия, которые необходимы для договоров данного вида.

И, в-четвертых, существенными считаются и все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

!!! Процедура заключения договоров в самом общем виде закреплена в ст. 432-449 ГК РФ. Согласно этим нор­мам заинтересованная сторона направляет другой сторо­не предложение о заключении договора. 

Предложение может адресоваться конкретному лицу или неопреде­ленному кругу лиц, но в этом случае оно должно содер­жать существенные условия договора. При отсутствии существенных условий такое обращение рассматривается не как предложение о договоре, а как деловая инфор­мация, реклама.

Предложение о заключении договора связывает дав­шую его сторону, налагает определенную ответственность. Такая ответственность может состоять в обязанности возмещения убытков при отказе от собственного пред­ложения, если другая сторона начала подготовку к зак­лючению или исполнению договора и понесла опреде­ленные затраты.

Предложение о договоре может делаться следующи­ми основными способами:

1) направление другой стороне подготовленного про­екта договора. Положения о поставках продукции и то­варов предусматривали высылку заинтересованной сто­роной двух экземпляров проекта. ГК РФ не регулирует данный вопрос. Практика свидетельствует об удобстве и экономичности посылки двух экземпляров проекта до­говора;

2) направление письма, телеграммы, содержащих предложение о договоре. Предложение может даваться также в виде телетайпограммы, факсограммы, средства­ми электронной связи, если можно достоверно устано­вить, что документ исходит от стороны по договору (ст. 434 ГК РФ). Таким образом, использование телефоног­рамм, факсограмм, электронных средств связи прирав­нивается к письменному оформлению договора. Однако оно менее надежно ввиду возможности фальсификаций или отказа недобросовестных лиц от своих отправлений. Поэтому закон требует проверки достоверности указа­ния отправителя и предусматривает, как это может де­латься.

Пункт 2 ст. 160 ГК РФ устанавливает, что при ис­пользовании телефона, радио или электронных средств связи стороны должны предварительно письменным со­глашением предусмотреть саму возможность и порядок воспроизведения подписи полномочных представителей сторон в таком документе. Это означает, что контрагента­ми предварительно заключается письменное соглашение, в котором определяется соответствующий способ офор­мления договора и кодовое обозначение, подтверждаю­щее принадлежность подписи уполномоченному лицу.

В предложении о заключении договора, может быть указано время для ответа. Следует постоянно учиты­вать эту возможность и использовать ее, когда требуется ускорить решение вопроса. Если в назначенный лицом срок ответ не поступил, то предложение считается не принятым, и лицо вправе подыскивать себе другого кон­трагента.

Когда в предложении не указано время для ответа, то в силу ст. 441 ГК РФ ответ должен быть дан в течение нор­мально необходимого времени. Законодательной ориенти­ровкой для определения продолжительности срока может служить ст. 445 ГК РФ, которая установила 30-дневный срок для ответа на предложение, когда заключение догово­ра является обязательным. Поэтому по аналогии можно придерживаться 30-дневного срока ожидания ответа, разу­меется, если только иной срок не указан в самом предло­жении.

Договор считается заключенным, если вторая сторо­на возвратила подписанный экземпляр договора либо прислала письмо, телеграмму, факсограмму и т. п., под­тверждающие согласие с предложением.

Таким образом, либо единый документ, подписанный сторонами, либо два документа: предложение и ответ — признаются заклю­ченным договором. Указанный порядок обязателен, даже когда стороны используют стандартизированные тексты договора либо заключают договор присоединения, т.е. подписывают договор, разработанный в виде бланка од­ной из сторон.

Одним из важных моментов договорной работы стала необходимость проверки того, какой орган юридическо­го лица правомочен принимать решение о заключении договора. Например, в Федеральном законе от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» выделена категория крупных сделок (ст. 73— 79). Сделки на сумму от 25 до .50 % активов совершают­ся по решению совета директоров, а свыше 50 % активов — по решению общего собрания акционеров.

 

Закон не устанавливает, какое лицо вправе подписы­вать договор от имени организации. Практика признает допустимым подписание договоров первыми руководи­телями организаций, в том числе руководителями ис­полнительных органов. Все остальные лица, включая за­местителей руководителя, могут подписывать договор лишь по уполномочию, предусмотренному в уставе орга­низации или на основании доверенности.

Статья 7 Федерального закона от 21.11.96 № 129 «О бухгалтерском учете» (в ред. Федерального закона от 23.07.98 № 128-ФЗ)* установила, что кредитные и фи­нансовые обязательства подписываются кроме руково­дителя также главным бухгалтером организации, и без его подписи они считаются недействительными. Финан­совыми обязательствами следует считать такие, пред­метом которых являются соответствующие операции с денежными средствами: конвертация валюты, заем денежных средств, расчетные форвардные сделки и т. п. Таким образом, на кредитных и финансовых договорах должны иметься четыре подписи — по две от каждой стороны.

 

Руководители филиалов и представительств органи­заций могут заключать договоры лишь на основании до­веренности основной организации. Стороной в таком до­говоре всегда должна указываться основная организация (юридическое лицо).

!!! Сторона, получившая проект или предложение о зак­лючении договора, нередко соглашается заключить до­говор, но на иных условиях. Такие контрпредложения должны быть ею высказаны. Когда договор заключается путем подписания составленного проекта, то оправдан­ным является порядок, который прежде был установлен Положениями о поставках продукции и товаров. Ими предусматривалось, что договор подписывается с отмет­кой перед подписью о наличии разногласии, т. е. перед подписью делается запись: «с разногласиями». К возвра­щаемому экземпляру договора прилагается протокол разногласий. Этот документ упоминается в ст. 445 и 528 ГК РФ. На практике он оформляется как сопоставитель­ная таблица текстов предложения и ответа либо как из­ложение встречной редакции договорных пунктов.

Несоблюдение подобного порядка может влечь отри­цательные последствия для нарушителей. Целесообраз­но применять по аналогии данный порядок при заклю­чении любых торговых договоров.

!!! При заключении договора путем обмена письмами, телеграммами, факсограммами в даваемых ответах сле­дует указывать вносимые контрпредложения, выделять их в тексте ответа. Во избежание осложнений работники договорной службы всегда обязаны сравнивать, сопос­тавлять тексты посланного предложения и полученного ответа.

По правилам ГК РФ акцепт (согласие) должен быть полным и безоговорочным. Даваемое согласие на заклю­чение договора не допускает расхождений с текстом предложения.

В силу ст. 443 ГК РФ ответ, содержащий иные условия по сравнению с предложенными, не считается согласием заключить договор. Он рассматривается как встречное предложение заключить договор на новых условиях, как контроферта. Это менее удачная модель, которая создает массовые затруднения, неоправданно сдерживает заключение договоров.

В коммерческой практике сторона, получившая ответ о согласии заключить договор, но на иных условиях, по­ступает одним из следующих способов:

1) может принять меры к урегулированию разногла­сий. Статьи 507 и 528 ГК РФ предусматривают этот способ действий лишь для договоров поставки и закуп­ки для государственных нужд, хотя он пригоден для всех видов торговых договоров. Рассмотрение разногла­сий проводится руководителями организаций с участи­ем специалистов. Результаты переговоров оформляются протоколом согласования разногласий, служащим при­ложением к договору, либо составлением нового текста договора.

При невозможности переговоров, например в случае отдаленного нахождения контрагентов, целесообразно направить другой стороне письмо с мотивированным изложением своей позиции.

2) дает письменное подтверждение на включение контрпредложений в договор. Сообщение о таком согла­сии влечет признание договора заключенным на услови­ях, заявленных в качестве разногласий;

3) поступившие возражения рассматриваются в ка­честве предложения заключить договор на новых усло­виях. Здесь субъекты как бы меняются местами. Сторона, получившая ответ с возражениями, в свою очередь сооб­щает приемлемую для нее редакцию спорных условий.

4) передает спор (разногласия) по условиям заклю­чаемого договора на разрешение арбитражного или тре­тейского суда.

!!! Долгосрочные догово­ры представляют мощное правовое средство организа­ции торговых и иных хозяйственных отношений. Они характеризуются более широким диапазоном возможно­стей, большими регулятивными способностями, нежели краткосрочные. В порядке заключения долгосрочных до­говоров имеется много особенностей.

На Западе распространенной является практика зак­лючения двухуровневых договоровПервый уровень со­ставляет рамочный (основной) договор. Его иногда име­нуют генеральным, что неточно, ибо генеральный договор рассчитан на привлечение по договорам соисполнителей: генеральный агент — субагенты, генеральный подряд­чик — субподрядчики.

Рамочный договор заключается на продолжительный срок, и в нем урегулируются основные вопросы взаимо­отношений, обычно не подлежащие изменению в период действия обязательства.

В рамочных долгосрочных договорах крайне важно определять, кто и в какие сроки высылает проект от­дельного договора, как и в какие сроки сообщаются и урегулируются возникающие разногласия.

В рамочном договоре может быть предусмотрен мол­чаливый акцент поступившего проекта отдельного дого­вора. Статья 438 ГК РФ допускает молчаливый акцент лишь как деловой обычай, что не согласуется с традици­ями торгового оборота. Практика признает допустимы­ми соглашения о молчаливом акцепте проектов отдель­ных договоров получившей их стороной.

Второй уровень — отдельные договоры, заключаемые на соответствующие краткие периоды либо на поставку разовых партий товара. В отдельных договорах определя­ются условия, относящиеся к особенностям деятельности в такие частные периоды. В России все чаще применяется подобное построение отношений, ибо это экономично, вы­годно и юридически удобно.

В случае когда сторона уклоняется от заключения до­говора, а закон либо основной или предварительный до­говор предусматривают обязанность лица заключить договор, то может быть предъявлен иск об обязанности заключить договор. В основном или предварительном договоре должны быть определены существенные усло­вия договора либо указан порядок их определения. К исковому заявлению следует прилагать проект договора, второй его экземпляр высылается ответчику. При удов­летворении иска суд обязывает ответчика заключить договор на условиях имеющегося проекта. До вынесе­ния решения по делу ответчик может заявить разногла­сия по проекту договора, и суд обязан принять решение по спорным вопросам.

Безотносительно к тому, будет ли подписан ответчи­ком договор, он считается заключенным на условиях про­екта, имеющегося в судебном деле. Это правило касается всех случаев понуждения к заключению договора (по выкупу приватизированного имущества, по продажам с торгов и др.).

Важная проблема — изменение и расторжение зак­люченных договоров. Здесь необходимо различать од­ностороннее, двухстороннее и судебное изменение и ра­сторжение договора.

Действует правило, что односторонний отказ от до­говора или одностороннее изменение его условий не до­пускаются, за исключением случаев, предусмотренных за­коном или самим договором. Последняя возможность одностороннего отказа или изменения договора в силу включения в сам договор условия об этом появилась в нашем законодательстве впервые с 1992 г. Она закрепле­на ст. 310 и п. 3 ст. 450 ГК РФ в отношении договоров, связанных с осуществлением предпринимательской дея­тельности. Для применения этих правил достаточно, что­бы хотя бы одна из сторон договора действовала с пред­принимательской целью.

Возможность для одностороннего отказа от договора или изменения его условий используется прежде всего как реакция на нарушение обязательства, допущенное другой стороной. Подобные акты одностороннего растор­жения или изменения договора называют мерами опера­тивного воздействия. Они представляют эффективное правовое средство защиты интересов лиц от негативных последствий нарушения. Такие действия позволяют пре­дотвратить или уменьшить возможные потери от нару­шения.

Если в договоре предусматривается возможность одно­стороннего его расторжения или изменения условий, то важно четко определять основания для этого, а также поря­док и сроки таких действий.

.

Законодательство об отдельных видах договоров пре­дусматривает возможность для одностороннего растор­жения или изменения договора по конкретным основа­ниям. Например, ст. 523 ГК РФ называет ряд оснований для одностороннего отказа или изменения договора по­ставки как поставщиком, так и покупателем. Ряд осно­ваний для отказа от договора купли-продажи указаны в ст. 487 и 488 ГК РФ. Транспортные уставы и кодексы предусматривают широкую группу оснований для заяв­ления грузоотправителем или транспортной организа­цией отказа от договора перевозки груза. Хранитель в силу ст. 893 и 910 ГК РФ может изменить условия хра­нения, если это необходимо для предотвращения утраты или порчи товара. Подрядчик может изменить техни­ческую документацию (ст. 744 ГК РФ), если удорожание не превысит 10% стоимости строительства.

Односторонний отказ от договора или изменение его условий производятся по письменному заявлению управомоченной стороны. Какого-либо подтверждения согла­сия на это от контрагента не требуется. В посылаемом заявлении целесообразно устанавливать конкретный срок, начиная с которого договор считается измененным или расторгнутым, например начиная с такого-то числа или через 10 дней после получения заявления об этом.

Когда в договоре предусмотрена возможность изме­нения или расторжения договора, но отсутствует указа­ние об одностороннем порядке, это означает, что измене­ние или расторжение производятся по взаимному соглашению сторон либо в судебном порядке. Расторже­ние или изменение договора по взаимному согласию контр­агентов оформляются:

1) подписанием составленного сторонами документа в виде соглашения или протокола к договору;

2) обменом письмами или телеграммами. Здесь необ­ходим именно обмен документами, подписанными сто­ронами. Направленное предложение и полученный от­вет о согласии влекут изменение или прекращение договора. Оставление полученного предложения без от­вета не считается согласием на изменение или на рас­торжение договора.

Теперь о третьем — судебном порядке. Сторона, заин­тересованная в изменении или в расторжении догово­ра, направляет письменное предложение об этом. Здесь действует обязательная процедура досудебного урегули­рования. Другая сторона обязана дать ответ в 30-днев­ный срок, установленный ст. 452 ГК РФ. Однако в самом предложении может быть указан иной, более короткий срок для ответа на предложение. Эту возможность сле­дует использовать для ускорения достижения определен­ности в отношениях сторон.

При отказе от принятия предложения или непоступ­лении ответа в установленный срок заинтересованная сторона вправе предъявить в суд иск об изменении или расторжении договора. ГК РФ в целом ограничил осно­вания для изменения или досрочного расторжения до­говоров, что направлено на повышение устойчивости, ста­бильности договорных связей. По некоторым видам договоров закон вводит дополнительные ограничения на изменение их условий.