- •Глава I. Нарушение общения и социальной регуляции поведения. Диссоциация психического развития
- •Глава II. Закономерная "дисгармония" познавательной деятельности
- •Глава IV. Нарушение общения как проявление аутизма
- •Глава V. Снижение психической активности при шизофрении и редукция энергетического потенциала: синонимы ли это?
- •Глава VII. Характеристика основного психологического синдрома шизофренического дефекта
- •Глава VIII. Проблема психологической коррекции и социальной адаптации больных шизофренией
Глава IV. Нарушение общения как проявление аутизма
ведущих компонентов в структуре психологического синдрома шизофренического дефекта. /С ним следует отнести недостаточность социальной направленности личности и снижение социальной регуляции деятельности, обусловленных снижением потребности в общении.
ведущих компонентов в структуре психологического синдрома шизофренического дефекта. /С ним следует отнести недостаточность социальной направленности личности и снижение социальной регуляции деятельности, обусловленных снижением потребности в общении.
Больные шизофренией обнаруживают меньшую подверженность социальному подкреплению и социальным оценкам. В ряде исследований выявилось предпочтение больными шизофренией изоляции и избегания общения.
Больные шизофренией в ситуации индивидуальной и совместной деятельности
В основу разработанного нами методического приема был положен принцип сопоставления индивидуальной деятельности больных шизофренией и их деятельности в ситуации общения.
Исходным послужило предположение, что в связи с недостаточной мотивацией общения у больных не будет происходить выраженной перестройки познавательной деятельности в ситуации общения
Испытуемый должен был что-то сказать о каждом изображении так, чтобы партнер мог найти соответствующее изображение в своем наборе. Каждое описанное и отобранное изображение откладывалось последовательно в сторону, процедура повторялась со всеми фигурами. Затем ширма убиралась, и оба партнера сравнивали, правильно ли были подобраны пары.
Чем выше степень аутизма чем меньше адекватных ответов во второй серии.
Исследование показало, что для группы больных с выраженными признаками аутизма, которые в сочетании с другими негативными изменениями личности создавали картину выраженного шизофренического дефекта, нарушение совместной деятельности было существенно связано с недостаточными способностями осознать и оценить свою деятельность, поставить перед собой сознательную цель общения и действовать в соответствии с ней.
Как подчеркивал С. Л. Рубинштейн, «для совершения действий недостаточно того, чтобы задача была субъектом понята, она должна быть субъектом принята» [125. С. 188]. Именно фактическим неприятием задачи общения при формальном понимании этой задачи мы склонны объяснить факты рассогласования уровня осознания задачи и успешности перестройки деятельности в ситуации общения.
Индентификация человеческих лиц
Из 400 характеристик, данных здоровыми испытуемыми, адекватными, по оценке экспертов, были признаны 353, что составило 88 % от общего числа ответов. В группе больных шизофренией с менее выраженным дефектом было дано 420 адекватных характеристик из 550 (76 % от общего числа ответов), а в группе больных шизофренией с выраженным дефектом адекватные ответы составили лишь 49 % (177 из 360). Результаты анализа материала по указанному параметру отражены в табл. 29.
Характерно, что больше половины здоровых испытуемых (62,5 %) оптимально выполнили задание, они не дали ни одного неадекватного ответа. Относительно высокий процент оптимальных решений характеризует и I подгруппу больных шизофренией (54 %) и лишь незначительное число больных, вошедших во II подгруппу (с выраженным шизофреническим дефектом),— 17 % — полностью выполнили задание.
Группы испытуемых |
Формальная |
Смешанная |
Социально-психологическая интерпретация |
Здоровые |
28 |
61 |
11 |
Больные шизофренией с нерезко выраженным дефектом |
36 |
32 |
32 |
Больные шизофренией с выраженным дефектом |
20 |
20 |
60 |
Для описания определенного лица здоровые испытуемые используют особые, специфические признаки, не повторяющиеся в других случаях. Больные шизофренией при описании разных лиц используют одни и те же признаки, что дает основание для выбора из имеющегося набора не одного, а сразу нескольких изображений.
Самой характерной особенностью интерпретации лиц, даваемых больными шизофренией, является то, что большинство их высказываний имеет весьма отдаленную связь с тем, что изображено на карточке, а если имеет, то это сугубо индивидуальное впечатление типа «напоминает мне моего знакомого»
«Бывший заведующий базой на пенсии»
Умный, занят умственным трудом. Не выделяется отрицательными чертами. Деловое выражениелица- совсем выраженная шизофрения.
Во многих случаях деятельность больных шизофренией лишь внешне напоминала совместную, по существу у них не формировалась общая с партнером цель, и мотивация их деятельности не совпадала с мотивацией партнера
Уровни регуляции совместной деятельности при введении мотивирующих стимулов
Приведенные данные свидетельствуют как о снижении мотивации и ухудшении регуляции совместной деятельности по мере нарастания шизофренического дефекта, так и о меньшей подверженности больных с выраженным дефектом воздействию мотивирующих стимулов.. Полученные данные имеют прямое отношение к прогнозированию социально-адаптационных возможностей больных шизофренией
Индивидуальные особенности нарушения общения
Приведенное исследование выявило ряд личностных особенностей, способствующих повышению уровня социальной адаптации и общения у этих лиц. К ним относятся: относительно высокий интеллектуальный уровень, способность к рефлексии и достаточный уровень самосознания.
К проблеме обусловленности нарушения общения
По степени осознания задачи общения группа шизоидов приближается к группе здоровых (различия не достигают уровня значимости) и значимо отличается от группы больных шизофренией (р = 0,01 к ^-критерию). Эти данные свидетельствуют о том, что группу шизоидных психопатов, так же как и группу здоровых, характеризует высокий уровень осознания задачи общения. Снижение этого показателя характерно для группы больных шизофренией. Отсюда можно сделать вывод, что снижение показателя осознания задачи общения существенно обусловлено наличием шизофренического процесса и слабо обусловлено конституциональными факторами. Однако при высоком уровне осознания задачи общения лишь меньшая часть шизоидов оказывается способной к саморегуляции совместной деятельности. Это свидетельствует о недостаточной их направленности на общение и на недостаточный уровень их исходной мотивации совместной деятельности. По этому показателю они занимают промежуточное положение между больными шизофренией и здоровыми (см. вторую графу 2 таблицы). Вместе с тем для этой группы характерно стойкое улучшение уровня совместной деятельности под влиянием;мотивирующих стимулов (см. графу 3).
