- •Глава I. Нарушение общения и социальной регуляции поведения. Диссоциация психического развития
- •Глава II. Закономерная "дисгармония" познавательной деятельности
- •Глава IV. Нарушение общения как проявление аутизма
- •Глава V. Снижение психической активности при шизофрении и редукция энергетического потенциала: синонимы ли это?
- •Глава VII. Характеристика основного психологического синдрома шизофренического дефекта
- •Глава VIII. Проблема психологической коррекции и социальной адаптации больных шизофренией
Введение
Психопатологические феномены в виде измененного поведения больных, их поступков, идей, высказываний и тому подобного представляют собой итоговое, результативное выражение нарушенного протекания сложной цепи мозговых процессов.
изучению подлежат процессы на всех уровнях сложности, исследуемые при помощи методов соответствующих наук: психологии, нейрофизиологии, биохимии, биофизики, генетики и т. д.
психопатологическая характеристика негативных изменений психики три шизофрении остается на сегодня одним из клинических критериев, цементирующих понятие шизофрении и отграничивающих ее от других психических заболеваний.
Так, М. О. Гуревич и М. Я. Серейский [40] полагали, что у больных шизофренией нарушается мышление при сохранности «предпосылок интеллекта», страдают не столько интеллектуальные способности, сколько умение пользоваться ими
Е. Блейлер [15] считал, что отрыв мышления от опыта у больных шизофренией является следствием разрыхления ассоциаций.
Другие авторы [169—171; 189] пытались объяснить разобщение мышления больных шизофренией с опытом прошлого, исходя из противопоставления продуктивного и репродуктивного мышления.
В качестве основных характеристик шизофренического дефекта выделялись прежде всего аутизм (отгороженность больного от других людей, погруженность в свой внутренний мир, потеря контакта с окружающими), эмоциональное обеднение, снижение психической активности
Другая линия исследований психических процессов была связана с выявлением фактов и механизмов так называемых «сверхвключений» при шизофрении. Этот термин был введен Н. Камероном. (используют избыточное количество категорий, связывалось с их неспособностью к удержанию установки)
Гипотеза исследования: ведущим компонентом патопсихологического синдрома, определяющего специфику шизофренического дефекта (всех его разновидностей), является нарушение потребностно-мотивационных характеристик психической деятельности.
Нарушение исполнительского компонента регуляции — средств осуществления деятельности (способности, операции, способы действий, навыки, умения и т. д.) — вторично.
Глава I. Нарушение общения и социальной регуляции поведения. Диссоциация психического развития
Нарушения общения и социальной направленности личности рассматриваются нами как существенные составляющие психологического синдрома шизофренического дефекта. Аутизм – центральное место.
специфическую активность человека в установлении контактов с другими людьми, в ориентации на других людей, формирующая социальную направленность личности
Решающее значение для развития ребенка имеет переход от индивидуальных форм взаимодействия со взрослыми и ближайшим социальным окружением к широким общественно-коллективным формам взаимоотношений.
Коммуникативные черты характера важны не только для развития мотивов и способов общения, но и для того, чтобы познать самого себя. Из опыта взаимоотношений с другими людьми создается объективная основа оценочных отношений ребенка к самому себе
Среди отклонений развития, свойственных этим детям, отмечается целый ряд психофизиологических особенностей, свидетельствующих о нарушениях в сфере формирования потребностей. У детей отмечаются плохой сон, двигательная пассивность либо чрезмерная возбудимость, плохое развитие моторики. Выступает диссоциация развития в виде парадоксальности реакций: их отсутствие на грубый дискомфорт — мокрые пеленки, одиночество, громкий шум — и наличие чрезмерных реакций неудовольствия на прикосновение, ласку, купание, на тихие звуки и т. Рудиментарность коплекса ожвления, нет ищущего взгляда.
Еще с младенческого возраста у исследованных нами детей отсутствовало инициативное поведение, выражающееся в стремлении привлечь к себе внимания
Отсутствие инициативы в общении прежде всего свидетельствует о дефиците соответствующей потребности. Среди фактов недостаточности эмоциональных реакций на появление матери и близких, слабой выраженности «комплекса оживления» и гуления обращают на себя внимание отдельные случаи симбиотической связи ребенка с матерью, когда потребность в присутствии матери приобретала характер гипертрофированной витальной потребности. Это сочеталось с отсутствием желания установить контакт с другими людьми.
Дети-аутисты по сравнению со здоровыми сверстниками значительно реже жалуются. Дефицит активности особенно проявляется у детей-аутистов в отношении правил взаимоотношений, освоение которых представляет гораздо более трудную задачу, чем бытовых правил, прежде всего потому, что оно требует умений встать на точку зрения другого. Признание права за другими является самым сложным для детей при освоении правил взаимоотношений. С особыми трудностями постижения и выполнения детьми-аутистами этих правил часто связаны непреодолимые препятствия, возникающие при попытке ввести их в детский коллектив.
у исследованных детей в первую очередь страдали формы активной речи: спонтанность, артикуляция, выразительность. Нет эмоциональной окраски.
Подчеркивая ведущую роль дефицита потребности в общении в картине аутизма, мы имеем в виду лишь определенный его вариант, обусловленный шизофренической патологией.
Формирование особого типа познавательной деятельности
Развитие особого дисгармонического типа познавательной деятельности определяется неблагоприятным развитием тех ее сторон, которые связаны с усвоением социального опыта и определяются социальной направленностью личности.
Специально разработанные комплексы экспериментальных методик позволили соотнести два существенных аспекта познавательной деятельности на разных возрастных этапах: уровень развития мыслительных и перцептивных операций и уровень формирования избирательности познавательных процессов.
методика на «пересечение классов», требующая понимания принадлежности предмета одновременно к нескольким пересекающимся классам
На карточках первого ряда были изображены одинаковые по форме, но различающиеся по цвету листья дуба, на карточках второго ряда — одинаковые по цвету разные предметы (дом, ключ, лопата, зонтик — все зеленого цвета). На пересечении указанных двух рядов помещалась пустая карточка.
Существенная закономерность заключается в том, что дети, больные шизофренией, стойко опережают здоровых сверстников на всех возрастных этапах по уровню развития обобщения.
задача на свободную классификацию геометрических фигур.
задачи на определение объема понятий (типа «кого на свете больше: голубей или птиц?»).
Совокупность приведенных фактов, таким образом, свидетельствует о закономерно проявляющемся опережении развития мыслительных операций абстрагирования и обобщения, а также формально-логических операций в группе больных шизофренией (по сравнению с группой здоровых
"Несуразные вундеркинды"
Действительно, эти дети, как правило, в связи с ранним развитием формально-логического мышления, высокой способности к абстракции проявляют по сравнению со своими сверстниками большую склонность к классификациям разного рода, к построению схем и таблиц, формальному анализу слов, готовность к неожиданным ассоциациям и сопоставлениям, умственным изобретениям.
Обращает на себя внимание прежде всего однообразный и односторонний характер увлечений этих детей: они любят перечитывать одни и те же книги, прослушивать одни и те же пластинки, коллекционировать однообразные предметы, любят вырезать.
Недостаточная склонность к анализу содержательных сторон действительности, ограниченность в усвоении общественного опыта в сочетании с гипертрофированным развитием формального мышления становятся источником бессодержательных умствований, позволяющих сопоставлять и сближать все на свете.
Это точно подметил Аспергер: «То, что другие могут усвоить в бессознательном подражании поведению взрослых, дети-аутисты могут с большим трудом выучить, с помощью понимания, с помощью правил и законов»
Есть еще причина их причудливого мышления. Речь идет о недостаточной мотивации быть понятым другими.
Игра или действия по правилам?
Игра становится подлинной социальной практикой ребенка.
ни на одном возрастном этапе они не играли со сверстниками в сюжетные игры, не принимали социальных ролей, не воспроизводили в играх ситуаций, отражающих реальные жизненные межлюдские отношения:
Сама выбирает роль, производит ряд соответствующих роли действий под руководством экспериментатора. Собственной инициативы не проявляет. Быстро выключилась из игры, не выражает желания ее продолжать.
«игры с правилами», которые в отличие от сюжетно-ролевых характеризуются наличием четких правил и жесткой последовательностью действий принимаются детьми, так как не требуют активности.
Особый интерес и эмоциональный подъем вызывали у большинства детей игры, имеющие наглядно-действенный характер с непосредственным (а не отставленным) эффектом. К такому типу относилась игра «Кольцеброс», суть ее заключалась в том, чтобы путем нажатия специального рычажка постараться набросить колечко на один из штырей.
Школьный этап. Почему трудно учиться?
Готовность к школе — это прежде всего готовность к овладению высокоопосредованными, «внеситуационными» формами регуляции деятельности.
Особая непреодолимая трудность для этих детей связана с произвольной регуляцией видов деятельности, направленных и а общение со взрослыми и сверстниками.
В центре внимания исследователя такие характеристики, как направленность личности, интересы, уровень сформированности произвольной регуляции поведения в широком плане.
Вместе с этим у такого ребенка необходимо неуклонно и постоянно формировать, воспитывать несвойственную его природе, но столь необходимую для нормальной жизни социальную направленность.
Включение в совместную деятельность с целью получения реального результата, продукта этой деятельности, может стать одним из действенных способов формирования устойчивой мотивации общения, которая должна способствовать адаптации к новым условиям.
Задержанный дизонтогенез
У всех этих детей отсутствовало инициативное общение, а уровень реактивного был снижен по сравнению с детьми описанной выше группы с искаженным дизонтогенезом. Поведение характеризовалось пассивной подчиняемостью или негативизмом и импульсивностью. Предоставленные самим себе, они, как правило, оставались бездеятельными или непродуктивно активными. Интерес к игрушкам отсутствовал или был неустойчивым, игровые действия — непродолжительными по времени, однообразными. По сравнению с детьми описанной выше группы их спонтанная речь была беднее, отмечались более грубое снижение ее коммуникативной направленности, нарушение интонационно-выразительной стороны речи. У них наблюдалисьнедостаточность словаря, аграмматизмы, наличие таких патологических форм речи, как эхолалии и речевые стереотипии.
Произвольное внимание было нестойким и проявлялось лишь в отдельных заданиях, как правило, наглядно-действенного характера, которыми легче всего удавалось их заинтересовать.
если у детей с искаженным типом дизонтогенеза наблюдается тенденция к повышению социализации в подростковом возрасте, то у детей с задержанным типом такой тенденции не отмечается.
Если основной целью психологической коррекции детей с искаженным дизонтогенезом было повышение уровня социальной регуляции их деятельности, при коррекции этих детей наряду с этим большое место уделялось и формированию операционного аспекта познавательных процессов.
При значительном отставании у тех и других формирования избирательности познавательных процессов детей с задержанным типом дизонтогенеза отличают недостаточность развития мыслительных операций и снижение психической активности. Такая недостаточность значительно обусловлена наличием прогредиентного болезненного процесса, в то время как снижение избирательности обусловлено в первую очередь влиянием конституционных факторов.
