Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Психоанализ.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
522.24 Кб
Скачать

Позитивный перенос

Термином «позитивный пере­нос» коротко обозначают реакции переноса, которые со­стоят преимущественно из любви в любой ее форме или из любых ее предвестников и дериватов. Позитивный пе­ренос существует, когда пациент испытывает по отноше­нию к аналитику какое-либо из следующих чувств: любовь, нежность, доверие, влюбленность, симпатию, инте­рес, увлечение, восхищение, безрассудную страсть, силь­ное душевное волнение, сильное желание или почтение. Несексуальные, неромантические, мягкие формы любви способствуют формированию рабочего альянса.

Другая важная форма позитивного переноса имеет место, когда пациент влюбляется в аналитика, что регу­лярно случается при работе с пациентами противополож­ного пола. Эта возникающая в ходе анализа любовь уди­вительно сходна с любовью в реальной жизни. В анализе такая любовь возникает потому, что пациенты имели болезненные любовные переживания в своей прошлой жизни. В свое время эти чувства были репрессированы, но появились вновь в виде любви переноса в процессе анализа. Такая любовь, с определенной точки зрения, более иррациональна и инфантильна в своих манифестациях, чем любовь реальная[8, с. 88].

Пациентка, влюбленная в своего аналитика, создает массу технических проблем. Во-первых, главной ее целью становится удовлетворение собственных желаний и она противится аналитической работе над своими нежными чувствами. Во время наиболее интенсивных фаз ее любви бывает очень трудно, если вообще возможно, получить дос­туп к ее разумному «Эго» и установить рабочий альянс. Аналитику следует потерпеть и подождать, пока сильные эмоции ослабеют. Во-вторых, горячая любовь женщины-пациентки может вызывать чувства контрпереноса у ана­литика. Это в особенности справедливо по отношению к молодым, неопытным аналитикам, а также к аналитикам, несчастным в личной жизни. Искушение как-нибудь ответить на любовь либо удовлетворить ее в той или иной фор­ме может оставаться бессознательным. Другим проявлени­ем этого бессознательного искушения бывает грубое обра­щение с клиенткой, которая возбудила подобные стремле­ния. По мнению Фрейда, в данной ситуации компромисс исключен. Аналитику нельзя допустить даже самого не­винного, частичного эротического удовлетворения. Любое такое удовлетворение делает любовь пациентки неанализируемой. Это совсем не означает, что аналитик должен вести себя бесчувственно, бессердечно и бесстрастно. Он может быть тактичным и чутким по отношению к паци­ентке и ее состоянию и при этом заниматься своей глав­ной задачей - анализированием. Возможно, ни в какое другое время аналитическое отношение сострадания, самообладания, гуманности не является настолько необходи­мым[8, с. 90].

Любовь переноса пациента всегда становится источ­ником сопротивления. Она может противостоять работе анализа из-за настойчивых требований пациента и его стремления к немедленному удовлетворению. В этом слу­чае аналитические сеансы делаются для клиента средст­вом удовлетворения желания близости, и пациент теряет интерес к пониманию и инсайту. Дальнейшее осложне­ние кроется в том, что пациент станет реагировать на вмешательства аналитика отрицанием и болью, вследст­вие чего будет сознательно отказываться работать. Тех­ническая задача состоит в обеспечении наиболее полного выражения каждого этапа развития любви пациента, что­бы в нужный момент начать работу над его сопротивле­ниями.

Другую техническую проблему представляют паци­ентки, склонные к софистике, которые спрашивают, обыч­но в самом начале анализа: «Доктор, входит ли в мои обязанности влюбиться в вас?» Следует сначала выяс­нить источник этого вопроса, как и в случае других во­просов, возникающих в процессе анализа, и не отвечать немедленно. Но в конце концов иногда стоит ответить на этот вопрос, ибо пациент заслуживает некоторых зна­ний о том, что он «обязан» чувствовать. Лучшим отве­том на такой вопрос будет следующее разъяснение: па­циент «обязан» руководствоваться правилом свободной ассоциации, то есть позволять своим мыслям и чувствам перемещаться свободно, без какой-либо цензуры, и док­ладывать их так аккуратно, как только пациент может чувствовать и думать. Не существует единой модели-то­го, что пациент чувствует, поскольку каждая индивидуальность уникальна. Не существует и способа узнать, ка­кие чувства собирается пережить та или иная пациентка в любой данный момент по отношению к своему анали­тику[8, с. 121].