Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Психоанализ.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
522.24 Кб
Скачать

Поза пациента

Очень часто пациенты открывают наличие сопротивления посредством той позы, которую они принимают на кушетке. Ригидность, одеревенелость, скрученность позы могут указывать на защиту. Всегда является признаком сопротивления и неизменяемость, порой в течение всего сеанса, любых позиций, прини­маемых пациентом. Если же он относительно свободен от сопротивления, его поза каким-то образом всегда ме­няется в ходе сеанса. Чрезмерная подвижность также по­казывает, что существует нечто, что разряжается в дви жении, а не в словах. Противоречие между позой и вербальным содержанием - также признак сопротивления. Пациент, который вежливо рассказывает о каком-то со­бытии, а сам при этом корчится и извивается, излагает лишь часть истории, в то время как его движения пере­сказывают другую ее часть. Сжатые кулаки, руки, тесно перекрещенные на груди, скрещенные лодыжки свиде­тельствуют об утаивании, о неискренности клиента. Кроме того, пациент, приподнимающийся во время се­анса или спускающий одну ногу с кушетки, обнаружи­вает тем самым желание убежать от аналитической си­туации. Зевание во время сеанса может говорить о со­противлении. То, как пациент входит в офис, избегая глаз аналитика, или заводит небольшой разговор, кото­рый не продолжается на кушетке, или то, как он уходит, не взглянув на аналитика, - все это разнообразные по­казатели сопротивления[15, с. 57].

Фиксация во времени

Обычно, когда повествование пациента относительно свободно, в его вербальной про­дукции прослеживаются колебания между прошлым и настоящим. Если же пациент рассказывает всю историю по­следовательно, не отвлекаясь на воспоминания о прошлом, не вставляя замечаний о настоящем, либо, напротив, если пациент продолжительное время говорит о настоящем без случайных погружений назад, в прошлое, - значит, рабо­тает сопротивление. При этом наблюдается избегание, ана­логичное ригидности, фиксиррванности эмоционального тона, позы, мимики и жестов[15, с. 78].

Мелочи, или внешние события

Когда пациент расска­зывает о внешних, маловажных, относительно незначитель ных событиях какого-то периода времени, он, как правило, избегает чего-то такого, что действительно значимо. Если при этом наблюдается тенденция к повторам без дальней­шей разработки темы или без углубления в ее понимание, следует допустить, что действует какое-либо сопротивление. Если же рассказ о мелочах не кажется самому пациенту лишним, мы имеем дело с «убеганием». Отсутствие интрос­пекции и полноты мышления - показатель сопротивления. В целом же вербализация, которая может быть изобильной, но при этом не приводит к новым воспоминаниям, или но­вому пониманию, или к большему эмоциональному осозна­нию, - показатель защищенности[15, с. 90].

То же самое утверждение верно и для рассказа о внеш­них по отношению к личности пациента событиях, даже если это политические события большого значения. Если внешняя ситуация не ведет к личной, внутренней ситуа­ции, значит, по-видимому, работает сопротивление[15, с. 97].

Избегание тем

Для пациентов очень типично избе­гать болезненных областей психической жизни. Это может делаться как сознательно, так и бессознательно. Особен­но часто такое избегание встречается в отношении сексу­альности, агрессии и переноса. Многие пациенты способ­ны говорить весьма долго, обстоятельно и подробно, тща­тельно избегая при этом упоминания о конкретных проявлениях своей сексуальной жизни, или своих агрес­сивных побуждений, или каких-то чувств по отношению к аналитику. Рассматривая сексуальность, можно отметить, что большая часть болезненных моментов связана с фи­зическими ощущениями и зонами тела. Пациент может го­ворить о сексуальных желаниях или возбуждениях вообще, но обходит молчанием частный вид физических ощу­щений или тот конкретный толчок, который возбуждает сексуальную жизнь. Пациент может подробно изложить сексуальное событие, но неохотно укажет, какая часть или части тела были вовлечены в него. Фразы типа: «Мы пре­давались оральной любви прошлой ночью» или: «Мой муж целовал меня сексуально» — типичные примеры по­добного сопротивления[15, с. 100].

В том же роде пациенты будут говорить общими словами о своем чувстве раздражения или гнева либо о таком своем состоянии, когда все надоели, тогда как в дей­ствительности клиенты были просто в ярости и испыты­вали готовность убить кого-либо[15, с. 125].

Сексуальные чувства или чувства неприязни по от­ношению к личности аналитика также находятся среди наиболее избегаемых тем в раннем анализе. Пациенты могут выказывать сильное любопытство к аналитику, к его личной жизни, но будут говорить о нем в наиболее общепринятых, социально приемлемых выражениях, не­охотно раскрывая свои сексуальные или агрессивные им­пульсы. «Я бы хотел знать, женаты ли вы» или: «Вы вы­глядите бледным и усталым сегодня» - такие замечания обычно маскируют выражение подобных фантазий. Если какая-то тема, случается, не входит в аналитический се­анс, то это является признаком сопротивления и должно рассматриваться как таковое[15, с. 178].