Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
протоиерей Василий Мезенцев.Патрология.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.42 Mб
Скачать

4.8. Нравственно-аскетическое учение преп. Макария Египетского

Любая субстанциональность и значимость личности предполагает нравственную ответственность человека по отношению к себе и ближним, немыслимую вне главной добродетели - любви. Поэтому преп. Макарий говорит: «Любящий Бога пусть понуждает любить себя и ближнего своего; пусть будет смиренным пред Богом и людьми, всегда бдит всем сердцем, противостоя дурным помыслам..., имеет всегда заботу о том, чтобы угодить Богу и побороть в себе ветхого человека».61 Только христианская любовь может сообщить единство всей личности человека, как бы сфокусировть все его мысли и деяния в одно целое.

Единство мысли и дела было чрезвычайно существенным принципом, определяющим все мировоззрение и личность Великого Аввы.

Он учил, что «вступая в общение с ближним, человек должен заботиться о назидании последнего как жизнью, так и учением, словом своим. Если будут на лицо оба этих условия, то их результат именуется христианским любомудрием».62 Образец такой жизни явил Сам Христос во время Своего земного пути, ставшего для всех христиан Путем и Целью. И в этой, центральной для его нравственного учения части, преп. Макарий следует в русле святоотеческого Предания, т.е. сочетание теоретической истины с практическим применением Предания в жизни., каждого человека

Наиболее прямым путем к подобной единовидной правде жизни во Христе, согласно учению преподобного, является путь в монашество.

Имея ввиду, что каждый, принадлежащий к монашескому чину подвизается в трудах и борениях ради благочестия и Царства Небесного уповая на то, что очи сердца его просветятся, а ум обновится и изменится Св. Духом.

Таким образом, монашество по мысли преп. Макария, реализует в себе полноту христианского упования, устремления в Град Небесный, а потому иноческое житие определяется одним всецелым желанием - быть всегда с Богом и в Боге.

Подобная мысль позже нашла свое отражение в творениях Святителя Феофана Затворника, где он писал, что «Монашество есть отрешение от всего и непрестанное умом и сердцем пребывание в Боге».63

Не случайно архимандрит Киприан (Керн) характеризует его так: «Макарий - один из первых исихастов, а позже эту идею развил св. Григорий Палама».

Как учитель духовной жизни, преп. Макарий назидал и продолжает назидать многие поколения христиан, а его творения составляют неотъемлемую часть церковного Предания.

Раздел второй

3. Посленикейский период патристической литературы.

Прекращение гонений и объявление христианства государственной религией сопровождалось весьма важными последствиями для жизни христианской Церкви. В области древне церковной литературы этот период свободного развития богословского творчества характеризуется обилием и богатством литературных произведений и развитием национальной и переводной письменности в западных и восточных церквях.

Этот период называется золотым веком патристической литературы. Памятники церковной письменности посленикейского периода могут быть подразделены на два отдела: литература тринитарных споров и литература христологических и иконоборческих споров.

Обратимся к ознакомлению с патриотическими творениями эпохи решения тринитарной проблемы. Эта проблема возникла в Церкви в связи с появлением ересей монархиан или антитринитариев и арианства. Монархиане находили неприемлемым для разума учение о Едином Боге в трех Лицах. Они утверждали единство Божие, а Божественные лица они признавали или различными силами, под которыми Божество проявляется в мире, или различными формами откровения Божества.

Первые назывались динамистами, вторые - модалистами. Представителем динамистов был антиохийский епископ Павел Самосатский, выразителем учения модалистов - Савелий, пресвитер Пталемаидский. Медалисты страдания Сына Божия приписывали Богу Отцу, поэтому они также назывались патрипассианами.

Но наибольшую смуту в церковную жизнь внесло арианство, которое, продолжая развитие монархических мыслей, сделало из них логические выводы в отношении второго Лица Святой Троицы - Сына Божия. Настоящим основателем арианской ереси является антиохийский пресвитер Лукиан, которого называют Арием прежде Ария. В качестве учителя Антиохийской школы, следуя не реалистическому уклону он, хотя и признавал превечное рождение Сына Божия, но объяснял Его высшим творением Божиим, созданным из ничего. В школе Лукиана группировались будущие вожди арианства: Евсевий Никомидийский, Марий Халкидонский, Феогност Пикейский. Многие историки называют также в их числе и Ария.

Будучи по направлению антиохийцем, Арий поприщем своей деятельности избрал Александрию, где он был посвящен в сан пресвитера. Здесь он вступил в спор с епископом Александром и стал проповедовать о Сыне Божием, что он не рожден от вечности из сущности Бога Отца, а сотворен во времени. Хотя Он и является высшим творением Божиим, через которого создан мир, но не равен и не совечен Отцу и если называется Сыном, то не по существу, а по усыновлению.

Выступление Ария взволновало всю церковь. Наиболее достойного противника и обличителя Арий встретил в лице Св. Афанасия.