Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
протоиерей Василий Мезенцев.Патрология.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.42 Mб
Скачать

Значение науки

Значение науки обуславливается важностью ее предмета - церковной письменностью. Церковные писатели выступали со своими произведениями в ту пору, когда во мраке язычества и порока каждую душу человеческую впервые оросило благодатное Слово Евангелия. Для них христианство не было чем-то повседневным, обычным, малозаметным, как для нас; они живо чувствовали и осознавали всю его благодетельность, а потому из их творений лучше всего понять силу и величие христианства и проникнуться его духом. Чтение их творений вселяет дух церковный, развивает практику жить и мыслить в согласии с вселенской истиной.

Огромное значение церковная письменность составляет и для богословских дисциплин - она является их источником. В ней, прежде всего можно найти богатый материал для экзегетики, и истолкования Св. Писания как в смысле буквально-грамматическом, сохраняющем и теперь научное значение, так и духовно-аллегорическом. Важна, далее, церковная письменность и для систематического богословия (догматического и нравственного), в частности, на ней зиждется история догматов, которые знакомят нас с развитием церковного учения с разными толкованиями его в церкви. Кроме того, церковная письменность имеет значение догматическое, ибо в ней сохраняется и получает истолкование в Церковном духе Св. Предание. Важно также изучение церковной письменности для церковной истории, ибо церковная письменность обильно проливает свет на внутреннюю духовную жизнь Церкви.

Отношение патрологии к другим богословским наукам

Из всех богословских наук наибольшее родство патрология имеет с догматикой и церковной историей. Однако ее нельзя смешивать с упомянутыми науками. 1) Догматика излагает христианское вероучение в систематическом порядке, осуществляя свою задачу, главным образом, теоретически, патрология в своей догматико - исторической части исторически показывает, как постепенно раскрывалось христианское вероучение и в какой степени усваивалось оно церковным сознанием. 2) Далее, в патрологии отводится место не только общепринятой кафолической догме и постепенном закреплении ее в церковном сознании в виде определенных формул, как это делается в догматике, но и вообще богословию церковных писателей с его характерными особенностями, частными мнениями и философскими воззрениями. 3) Наконец, в патрологии святоотеческие места не подбираются отдельными отрывками к каждому определенному догмату, как в догматике, а рассматриваются в целостном единстве и органической связи со всем богословием известного писателя, причем пункты учения не излагаются не в том порядке, который согласуется с расположением истин вероучения в известной догматической системе, а в том, в котором они возникли в исторической жизни Церкви и действительно раскрылись в церковном веровании (например, в первые века много занимались эсхатологией, вопросами о последних судьбах мира и человека, между тем как вопросы эти в догматике по требованиям системы должны попасть не на первые, а на последние страницы). Что касается церковной истории, то она занимается изображением главным образом внешней стороны в жизни Церкви (эпоха гонений, вселенских соборов, догматических споров, культ). Патрология не изучает внутреннюю, религиозно нравственную жизнь церкви, жизнь ее сознания и изображает рост духовной христианской культуры, т.е. развитие церковной письменности и науки.