Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Grazd.obsh.lekc1.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
79.97 Кб
Скачать

31

Тема 1. Понятие гражданского общества в современной политической науке

1. История понятия «гражданское общество».

2. Определение понятия гражданского общества.

3. Признаки гражданского общества

4. Структура и функции гражданского общества.

1. История понятия

«Гражданское общество» - понятие, которое стало популярным за последние 15 лет и до сих пор употребляется очень часто. По-русски говорят «гражданское общество», по-немецки – «Zivilgesellschaft» или «Bürgergesellschaft», по-английски – «civil society», по-японски - «симин сякай». Значения этих слов не тождественны друг другу. Вообще это понятие несколько неустойчиво. Сколько бы ни пытались закрепить за ним определенный смысл, он выскальзывает из рук, подобно пудингу, который хотят приколотить гвоздями к стене.

Понятие «гражданское общество» старо: в виде societas civilis в аристотелевской традиции оно уже много столетий принадлежит к центральным понятиям европейской мысли о политике и обществе. Его значение менялось. Но оно почти всегда касалось общественно-политической жизни вне сферы дома и семьи. Зачастую используемое нормативно, оно относилось к совместной жизни людей в обществе, к коллективу – выходя, таким образом, за пределы исключительно частного – к общему и политическому.

Свое современное значение это понятие – теперь уже как civil society, société civile, Zivilgesellschaft или Bürgergesellschaft – первоначально получило в XVII и XVIII веках, в первую очередь в работах авторов Просвещения. Свой вклад в это новое толкование внесли Джон Локк, Фергюсон, Монтескьё, энциклопедисты, Иммануил Кант и многие другие. В процессе Просвещения «гражданское общество» имело положительные коннотации. Это понятие обозначало утопический для той эпохи проект будущей цивилизации, в которой люди смогут мирно сосуществовать как самостоятельные граждане: как частные лица в кругу своей семьи и как граждане в общественной жизни, самостоятельные и свободные, самостоятельно сотрудничающие под властью закона, но без мелочной опеки со стороны руководящего государства, проявляя терпимость к культурному, религиозному и этническому многообразию, но не допуская слишком резкого социального неравенства, во всяком случае, сословного неравенства традиционного типа. Постепенно «гражданское общество» стали определять в отрыве от государства, бывшего в те времена, по большей части, абсолютистским, таким образом, это понятие приобрело антиабсолютистскую направленность. Этот антиабсолютистский и антисословный «проект» будущего общества, культуры и политики был критическим по отношению к традиции и утопическим по своему характеру. Он значительно опережал современную ему социально-политическую реальность и сохраняет это качество относительно современности.

Под влиянием победившего капитализма и начинающейся индустриализации в первой половине XIX века возникли новые определения, например в работах Гегеля и Маркса. «Гражданское общество» теперь более четко, чем раньше, отграничивалось от государства и понималось как система потребностей и труда, рынка и частных интересов: скорее как «бюргерское общество» буржуазии, нежели как «гражданское общество». В немецком языке понятия «Zivilgesellschaft» или «Bürgergesellschaft», традиционно имеющие положительные коннотации, были вытеснены понятием «bürgerliche Gesellschaft», которое вплоть до конца XX века употреблялось, прежде всего, в критическом или полемическом смысле. В английском и французском языках прежнее позитивное значение сохранялось дольше, например у Токвиля. Но все же, в целом, понятие «гражданское общество» и в других языках отошло на второй план и приблизительно до 1980 года играло лишь маргинальную роль.

Примерно с 1980 года понятие «гражданское общество» переживает поразительное возрождение. Оно стало ключевым концептом для критики диктатуры, прежде всего, в странах Средней Европы, где диссиденты, такие, как Гавел, Геремек и Дёрдь Конрад, выступали с ним против партийной диктатуры, советской гегемонии и тоталитарной власти – за свободу, плюрализм и автономию общества. Аналогичные явления наблюдались, иногда даже ранее, в Латинской Америке и Южной Африке. Теперь это понятие используется по всему миру, в различных политических средах, либералами, коммунитаристами, социал-демократами и противниками глобализации, социологами – такими, как Джон Кин, Чарльз Тейлор и Юрген Хабермас, - и всегда с положительной коннотацией. Очевидно, что в конце XX века идеи XVIII века приобрели новую актуальность. «Гражданское общество» получило новую привлекательность в ходе победоносной борьбы против диктатур, которые представляли собой в XX веке наиболее вопиющее отрицание гражданского общества.

Но и в недиктаторском мире Запада это понятие соответствовало и соответствует политико-интеллектуальной ситуации. Во-первых, делая акцент на общественной самоорганизации и индивидуальной ответственности, это понятие отражает широко распространенный скепсис по отношению к опеке со стороны «социального» и «интервенционного» государства, которое, по мнению многих, и на Западе достигло границ своих сил и возможностей, регулируя слишком многое и тем самым перенапрягая свои силы.

Во-вторых, «гражданское общество» обещает что-то противопоставить бурно развивающемуся и повсеместно торжествующему капитализму. При этом данное понятие отражает новый тип критики капитализма, так как логика гражданского общества, опирающаяся на обсуждение, конфликт и согласование, сулит иные возможности решения проблем, нежели логика рынка, которая базируется на конкуренции, обмене и оптимизации индивидуальных потребностей.

Наконец, к гражданско-общественному поведению относится гражданская вовлеченность, выступление за общие цели, как бы по-разному они ни определялись. В сильно индивидуализированных и частично разобщенных обществах поздне- и постиндустриального типов «гражданское общество» обещает дать ответ на насущный вопрос: а что вообще является связующим звеном в наших обществах? Примерно так же, как и в англо-американской дискуссии о «третьем пути», в дебатах о «гражданском обществе» речь идет о необходимости заново определить отношения между политикой, обществом и экономикой, о моральных основах политики и общества в целом.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]