Последствия правления.
Несмотря на прогрессивный характер многих законодательных мер и небывалые привилегии дворянству, плохо продуманные внешнеполитические деяния Петра, а также его резкие действия в отношении церкви, введение прусских порядков в армии не только не прибавили ему авторитета, но лишили всякой социальной поддержки; в придворных кругах его политика порождала лишь неуверенность в завтрашнем дне.
Расширение прав и привилегий дворянства достигалось за счет наступления на права основной массы населения страны — крестьянства. Государство испытывало огромные трудности при сборе налогов, так как усилилось бегство крестьян на окраины страны. В условиях, когда в народе были сильны императорские иллюзии, появлялись самозванцы. Исследователи отмечают на рубеже 50—60-х годов XVIII в. более 60 восстаний монастырских крестьян. Активное участие в борьбе за свои права приняло горнозаводское население Урала, и прежде всего приписные крестьяне, в чью обязанность входило выполнение заводских работ в счет подушной подати. С 1754 по 1764 г. волнения наблюдались на 54 крупнейших предприятиях Урала. Они охватили около 200 тыс. приписных крестьян. В 30—40-е годы XVIII в. дважды произошли восстания в Башкирии. Произвол царской администрации и крепостнический гнет вызвали массовые волнения многочисленных народов Приуралья и Поволжья. Страна стояла перед необходимостью новых преобразований. Они были проведены при Екатерине II.
Переворот.
Наконец, намерение вывести гвардию из Петербурга и направить её в непонятный и непопулярный датский поход послужило "последней каплей", мощнейшим катализатором для заговора, возникшего в гвардии против Петра III в пользу Екатерины Алексеевны.
К маю 1762 года перемена настроений в столице стала настолько очевидной, что императору со всех сторон советовали предпринять меры по предотвращению катастрофы, шли доносы о возможном заговоре, но Пётр Фёдорович не понимал серьёзности своего положения. В мае двор во главе с императором по обыкновению выехал за город, в Ораниенбаум. В столице было затишье, что весьма способствовало окончательным приготовлениям заговорщиков. Как пишет Е. Р. Дашкова (в то время ближайшая приятельница Екатерины), решительный удар было решено нанести, когда император отбудет с армией к берегам Дании.
Датский поход планировался на июнь. Император решил повременить с выступлением войск, чтобы отпраздновать свои именины. Утром 28 июня 1762 года, накануне Петрова дня, император со свитой отправился из Ораниенбаума, своей загородной резиденции, в Петергоф, где должен был состояться торжественный обед в честь тезоименитства императора. Накануне по Петербургу прошёл слух, что Екатерина содержится под арестом. В гвардии началась сильнейшая смута; один из участников заговора, капитан Пассек, был арестован; братья Орловы опасались, что возникла угроза раскрытия заговора.
В Петергофе Петра III должна была встречать его супруга, но к моменту прибытия двора она исчезла. В столице «Императрице и Самодержице Всероссийской» в короткое время присягнули гвардия, Сенат и Синод, население, после чего гвардия выступила в сторону Петергофа.
