Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
3-ий модуль. Раздаточный материал. Методика.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
857.09 Кб
Скачать

Последними восстанавливаются:

 __________________________________________

 __________________________________________

 __________________________________________

Зависимость времени восстановления от интенсивности нагрузки.

Нагрузка

в % от максимума

Тип

волокон

Продолжи-тельность

Источник энергии

Примерное время

восста-новления

Физические качества

Сила

Силовая анаэробная вынос-ливость

Силовая аэробная вынос-ливость

Общая аэробная вынос-ливость

85 -100

75 - 80

65 - 70

55 - 60

50 - 55

40 - 45

Оптимальное количество занятий в неделю, в зависимости от интенсивности.

Возможные уроки

Нагрузка

в % от максимума

дни

1

2

3

4

5

6

7

ТЗ, Бассейн

85 -100

ТЗ, Бассейн, Кардио

75 - 80

ТЗ, Бассейн, Скала, интенсивные ГП, Единоборства, Кардио

65 - 70

ТЗ, Бассейн, Скала, низкоинтенсивные ГП, Единоборства, Кардио

55 - 60

ТЗ, Бассейн,

ГП «разум и тело», Единоборства, Кардио

50 - 55

ГП «разум и тело», Кардио

40 - 45

Переходные процессы. Фаза врабатывания и фаза восстановле­ния представляют собой ситуации временной несбалансирован­ности метаболических и вегетативных процессов, связанной с переходом от одного уровня функциональной активности к дру­гому. Поэтому обе эти фазы вместе называют переходными, а процессы постепенной сонастройки метаболических и вегетатив­ных систем во время этих фаз — переходными процессами. Пере­ходные процессы обязательно присущи любой деятельности, что необходимо учитывать при планировании и организации труда и отдыха детей. Например, каждая школьная перемена — это сме­на вида деятельности, и

она представляет собой почти сплош­ной переходный процесс, который продолжается и с началом следующего урока. Невозможно требовать от детей полной «отда­чи», пока не завершились переходные процессы в период враба­тывания, и так происходит на каждом уроке, т.е. после каждой перемены.

Возрастные особенности переходных процессов заключаются в том, что у детей они, как правило, короче, чем у взрослых. Это связа­но с целым рядом причин. Во-первых, у детей меньше размеры тела и всех их органов, а значит, и меньше инерция. Во-вторых, у детей относительно выше тонус активирующего симпатического отдела вегетативной нервной системы и, наоборот, снижен то­нус парасимпатического отдела. Благодаря этому дети быстрее переходят с более низкого на более высокий уровень функцио­нальной активности. В-третьих, детский организм не предраспо­ложен к масштабному использованию своих резервных возмож­ностей, поскольку это может значительно нарушить гомеостаз. Си­стемы поддержания гомеостаза у детей работают с несколько большим напряжением, поэтому в их организме имеются своего рода нейрогормональные «ограничители» (механизмы утомления), не позволяющие чрезмерно перегружать организм. Поэтому от­клонения в гомеостазируемых параметрах у детей обычно, бывают, намного меньше, чем у взрослых. Благодаря этому процессы вос­становления после окончания работы протекают у них обычно быстрее. (Следует отметить, что если внешнее воздействие, на­пример психологическое давление со стороны учителей и родите­лей, вызовет у ребенка столь же значительные, как и у взрослого, отклонения гомеостаза, то процессы восстановления у него будут идти намного медленнее).

Возрастные особенности поддержания устойчивых состояний. Следует отметить, что ребенок раннего возраста может поддер­живать такое состояние только на минимальном (базальном) уров­не функциональной активности. Ребенок первые 3—4 года живет в непрерывных переходных процессах, ни о какой устойчивой дея­тельности здесь говорить не приходится. Первые, очень короткие, не более 10—12 мин, эпизоды устойчивого состояния могут на­блюдаться при умственной деятельности у ребенка старше 4 лет. Для мышечной деятельности характерно отсутствие устойчивых состояний у детей до завершения полуростового скачка, т.е. до 6—7 лет. Это обусловлено спецификой работы управляющих не­рвных центров, а также организацией метаболических процессов в самих скелетных мышцах. Только с 7 лет можно постепенно при­учать ребенка к выполнению достаточно длительной мышечной работы и только в том случае, если интенсивность работы опти­мальна. При этих условиях ребенок к 8—9 годам способен обу­читься устойчиво выполнять нагрузку в течение десятков минут (умеренный бег, езда на велосипеде, лыжи и т.п.).

Утомление, его стадии, проявления и механизмы. Длительное выполнение работы неизбежно ведет к утомлению. Это состояние знакомо каждому человеку с детства. Слово «устал» — одно из первых, появляющихся в лексиконе детей уже в 2—3 года. Устал — значит «не могу больше делать это дело», а вовсе не «ничего не могу делать». Переключение на другой вид деятельности — одна из лучших форм преодоления утомления, о чем писал еще в XIX в. наш выдающийся физиолог И.М.Сеченов.

До настоящего времени не прекращаются споры о том, где в организме то «место», в котором накапливается утомление. Одни физиологи убеждены, что все дело в нервных центрах, которые истощаются и не могут более продолжать посылать управляющие импульсы к органам-исполнителям. Другие настаивают на том, что утомить нервную клетку крайне трудно, а причина утомления лежит исключительно в сдвигах гомеостаза, несовместимых с про­должением работы. Третьи считают, что утомление — процесс пе­риферический, означающий истощение тех клеток и тканей, ко­торые несут на себе основные тяготы выполняемой деятельности.

В последние годы стало складываться представление о том, что все эти три утверждения по-своему верны, но применить их для объяснения феномена утомления можно лишь с учетом конкрет­ного вида деятельности и параметров нагрузки: ее интенсивно­сти, объема, а также от условий, в которых происходит деятель­ность.

Утомление — процесс фазный, как и многие другие процессы в организме человека. В первой фазе возникает некоторое на­пряжение в деятельности физиологических систем. Устойчивое со­стояние может еще не нарушиться, но поддерживать его стано­вится все труднее. Только современные математические приемы обработки результатов физиологических исследований с помощью компьютеров позволили «увидеть» эту фазу утомления.

Во второй фазе уже отчетливо видны нарушения устойчи­вого состояния. При мышечной деятельности это прояв­ляется в несогласованном снижении одних показателей и повы­шении других. Например, потребление кислорода может начать снижаться, а объемная скорость дыхания при этом возрастать. Это явный признак снижения эффективности и разбалансировки в деятельности вегетативных систем, характерный для утомления.

При этом работа по-прежнему выполняется в том же объеме, с прежней интенсивностью: компенсаторные механизмы все еще справляются с удержанием необходимых функциональных свойств мышц. При умственной работе эта фаза обычно проявляется в уве­личении числа ошибок, т.е. опять же в снижении эффективности, при сохранении скорости работы.

Фаза — срыв устойчивого состояния. Разбалансировка в работе вегетативных систем быстро нарастает, их эффектив­ность резко падает, и вслед за этим наступает отказ от работы («Не могу!»). Умственная работа, не требующая столь больших энергети­ческих ресурсов, может при этом, и продолжаться, однако ее неэф­фективность делает ее продолжение совершенно бессмысленным.

Таким образом, чем дольше не наступает утомление при опре­деленном уровне нагрузки либо чем выше уровень нагрузки, при котором наступает утомление, тем выше работоспособность чело­века.

О собенности утомления у детей исследованы мало, и это по­нятно, учитывая, сколь сложны и небезопасны для здоровья мог­ли бы быть подобные исследования. Тем не менее, известно, что пределы колебаний разнообразных характеристик гомеостаза у детей существенно уже, чем у взрослых, и это — один из факто­ров большей утомляемости детей. Второй фактор — незрелость нервных центров. Третий фактор — незрелость периферических органов и тканей. По крайней мере, установлено, что скелетные мышцы морфологически и функционально созревают до уровня, при котором организм способен противостоять утомлению при умеренных нагрузках, когда возраст ребенка достигает 6—6,5 лет, а утомление от нагрузок большой мощности у детей младшего школьного возраста наступает в 20 раз быстрее, чем у старше­классников.

Признаками утомления являются: потливость рук и лица, по­краснение лица, появление различных жалоб на самочувствие («бо­лит голова», «живот» и т.п.). В тяжелых случаях (при переутомле­нии) могут наблюдаться вегетативные расстройства, бледность, тошнота и рвота, обмороки. Одним из факторов утомления может быть гипогликемия (снижение концентрации сахара в крови), а при физической работе — дегидратация организма, поэтому в та­кой ситуации ребенку рекомендуется предложить теплое сладкое питье.

Срочная и долговременная адаптация. Впервые столкнувшись с действием какого-либо фактора, способного нарушить гомеостаз или привычную деятельность физиологических систем, организм бурно реагирует, пытаясь найти выход из создавшегося положе­ния. Бурная реакция организма проявляется в виде активации множества физиологических функций. Такая срочная адаптация базируется на том функциональном диапазоне, который характе­рен для каждой из участвующих в этом процессе физиологиче­ских функций. Эта порой хаотическая активность обычно позво­ляет решить задачу срочного приспособления, хотя его физиоло­гическая цена может быть чрезвычайно высока. Поэтому, если такое же воздействие возникает вновь и вновь, организм переходит к другой стратегии адаптации, которая требует более значительных и глубоких перестроек и во много раз больше времени, но позволя­ет решить возникшую задачу, гораздо эффективнее. Такая долго­временная адаптация обязательно включает в себя этап актива­ции генетического аппарата клеток тех органов и тканей, кото­рые наиболее активно участвуют в процессах срочной адаптации. Доказано, что сам процесс срочной адаптации через образующиеся при этом промежуточные продукты обмена веществ (в частности, циклический АМФ) как раз и запускает активацию клеточного генома, что необходимо для начала синтезов новых белков и дру­гих структурных и функциональных молекул в клетках адаптиру­ющегося организма. Постепенно, по мере многократного повто­рения воздействия фактора, к которому приспосабливается орга­низм, его структурные и функциональные возможности становятся все в большей мере пригодными для наиболее эффективного и экономичного реагирования на каждое такое воздействие. И на­конец, наступает момент, когда организм воспринимает воздей­ствие этого фактора как нечто совершенно обычное, не ведущее к какому-либо значительному увеличению функциональной ак­тивности. Считается, что для человека этот период обычно со­ставляет около 6 – 8 нед.

Следует подчеркнуть, что сила действия фактора, вызываю­щего адаптацию, должна превысить некий порог, иначе организм не прореагирует на это воздействие. Так, если мы хотим закалить ребенка с помощью обливания его ног водой, т.е. вызвать у него температурную адаптацию, то температура воды должна быть до­статочно низкой (22—24 °С), чтобы такое воздействие организм воспринял как существенное. Если вода будет близка по темпера­туре к термонейтральной зоне (28—30 °С), то никакой адаптации не произойдет, сколько бы мы ни применяли эту водную про­цедуру.

К моменту рождения количество во­локон, включившихся в первый этап дифференциации, составля­ет в среднем 43 %. Дифференцировочные процессы резко усиливаются в возрасте от 1 до 2 лет. К концу этого срока уже можно выделить волокна с «быстрым» миозином (например, в четырехглавой мышце бедра их 15%), с «медленным» (61 %) и с «промежуточным» (24%).

В возрасте от 5 до 10 лет в соотношениях между волокнами различного типа устанавливается относительная стабильность, но затем в возрасте 11 — 12 лет наступает волна пубертатных пере­строек. Это проявляется в увеличении числа волокон с «быстрым» миозином (тип IIб). В возрасте 14 лет наблюдается увеличение от­носительного количества волокон I типа. На этом этапе все мы­шечные структуры резко увеличивают темпы роста.

К 17—18 годам окислительные возможности мышечной ткани и относительное количество волокон I типа снижаются. Устанав­ливается дефинитивное, характерное для взрослых, соотношение мышечных волокон разного типа. К этому возрасту достигают свой­ственного взрослым уровня и поперечные размеры мышечных во­локон. Старение (70 лет и старше) приводит к значительным измене­ниям мышечных структур. К этому возрасту снижается число «сильных» волокон типа IIб и более половины объема мышцы состав­ляют наиболее универсальные промежуточные волокна типа IIа.

Дифференцировка скелетных мышц — сложный многоэтапный процесс, в котором уровень дефинитивной (зрелой) организации мышечных структур достигается только после завершения поло­вого созревания. В процессе онтогенеза развиваются не отдельные мышечные волокна, а суперструктуры — двигательные единицы, в которых изменение состояния мышечных волокон определяется в первую очередь развитием соответствующих мотонейронов.

Мышцы в онтогенезе растут иначе, чем другие ткани: если у большинства этих тканей по мере развития снижаются темпы ро­ста, то у мышц максимальная скорость роста приходится на за­ключительный пубертатный скачок роста. В то время как, напри­мер, относительная масса мозга у человека от рождения до взрослого состояния снижается с 10 до 2 %, относительная масса мышц возрастает с 22 до 40 %.

фосфагенный

гликолитический

аэробный

2 50 базальный

2 00

1 50

1 00

50

0 1-ое детство 2-ое детство препубертат пубертат взрослый

Возрастные изменения функционального диапазона скелетных мышц и зон мощности.