Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ВЕРСТКА_ХРЕСТОМАТИЯ_ИСПР.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.18 Mб
Скачать

Донесение м.Д. Тебенькова в Главное правление рак о постройках, необходимых в Ново-Архангельске

5 мая 1846 г.

Главному правлению Компании, конечно, известно состояние зданий Ново- Архангельска и тех поистине полезных построений моего предместника, кото­рыя служат теперь лучшим украшением порту и лучшим памятником полезных и благонамеренных действий Адольфа Карловича. Но при всем том остается еще весьма многое необходимым для Ситхи: 1) его преосвященство епископ Иннокентий просит построить новую церковь в гораздо большем размере, не­жели нынешняя, которая, по его мнению, и стара и мала; 2) сверх сего, его пре­освященство считает необходимым иметь еще особенную церковь для колош и 3) дом для священнослужителей или соборнаго причта; 4) необходим госпи­таль, или лазарет, нынешний уже чрезвычайно стар, так что вместо исцеления можно получить в нем болезнь; 5) пильный завод для пилки досок мною уже заложен (донесение № 319); 6) пекарная для сухарей и хлебов также заложена, старая построена еще, кажется, при Муравьеве и теперь так ветха, что грозит [обрушится]…

[Российско-Американская компания и изучение Тихоокеанского Севера. 1841–1867. М., 2010. С.139– 408.]

Депеша Главного правления рак м.Д. Тебенькову об изменении направления колониальной торговли и отправке корабля с пушниной в Китай.

4 Апреля 1847г.

Безпрерывно возвышающияся цены на провоз чаев через Сибирь и встре- чающияся в новейшее время затруднения при промене колониальных мехов на Кяхте побуждают Главное правление сообразить, не будет ли удобнее и для Компании выгоднее изменить настоящее направление компанейской торговли и избрать для перевозки чаев морской путь, которым пользуется вся Европа. Для собрания необходимых к обсуждению этаго вопроса данных Главное прав­ление поручает вашему высокоблагородию отправить из Ново-Архангельска в удобное для предполагаемой экспедиции время в течении летних месяцев бла­гонадежное судно из колониальной флотилии в китайский порт Шанхай как в ближайший к Пекину из вновь открытых европейцам портов. На первый раз размен в Шанхае должно ограничить приобретением чаю на двухгодичную по­требность колоний и сверх того ящиков до 100 для пересылки морем в Россию, дабы испытать сохранность доброты чая на морском пути, самые сорты чаев и ценность оных.

Относительно удобства сбыта чаев в России Главное правление просит Вас иметь в виду, что для сего необходимо, чтобы чаи были фамильные и преимущественно фамилии Маюкона и подходящих к этой фамилии, чтобы цветочных было 2/3, а торговых 1/3 всего количества, и чтобы зеленых чаев было самое небольшое количество высокаго сорта, а именно сотая часть противу черных.

Так как в России (в С.-Петербурге и Москве) Компания с выгодою продает морских бобров высоких сортов, черную и чернобурую лисицу, голубых песцов и до 2000 морских котов (холостяков и серых), а остальные меха сбывает на (яхте, то для опыта размена в Шанхае должно послать туда по соразмерному количеству каждаго сорта мехов, продаваемых на Кяхте.

Имея в виду, что успех предполагаемаго опыта зависит главнейше от вы­бора командира судна и торговаго агента и что ваше высокоблагородие может быть затруднитесь в выборе такого лица, Главное правление уговорило г-на Линденберга вступить снова на службу Компании56 собственно для торговли с Китаем и намерено отправить его на отходящем сего лета корабле, который должен прибыть в Ситху в апреле 1848 года. На пути г-н Линденберг соберет в Англии все возможныя по этому предмету сведения и запасется необходимыми картами и лоциями, а между тем вменяется Вам в обязанность приготовить в Ново-Архангельске для этой экспедиции судно ко времени прихода туда г-на Линденберга, имея притом в виду, что настоящее поручение весьма важно, так как от удачнаго результата этаго опыта дела Российско-Американской компании могут весьма существенно улучшиться.

В первый рейс в Шанхай г-н Линденберг должен окончательно решить сле­дующие вопросы: 1) сколько ящиков чаю (считая чистый чай фунтами) могут вывозить в Россию отправляемые отсюда корабли от 430 до 450 тоннов; 2) ка­ких сортов и в каком количестве чаев получать можно; 3) по каким ценам можно там покупать чаи и сбывать наши меха как в промене на чаи, так и на деньги; 4) в каком количестве могут быть туда привозимы наши меха; 5) какое время са­мое удобное для подобных экспедиций и продолжительны ли могут быть про­стои наших кораблей в Шанхае для получения полнаго груза; 6) с какими рас­ходами сопряжена подобная экспедиция; 7) какия вообще принять меры, чтобы дать твердость и обезпечить выгоды предполагаемаго направления нашей чай­ной торговли; наконец 8) если Шанхай не соответствует нашим требованиям, то какой порт оказывается для сего удобным.

Председатель Врангель, В. Клюпфелъ

Члены В. Политковский А. Этолин

За правителя канцелярии Петров

[Российско-Американская компания и изучение Тихоокеанского Севера. 1841–1867. М., 2010. С.144–145.]

Из письма А.Н. Фуругельм А.К. фон Шульц о будущем колоний, системе взяточничества в России, проведении главным правителем колоний «колоний» для колош, жестоких обычаях туземцев и др. Перевод 13 (25) сентября 1861 г.

Дом правителя Ситка.

Мне хотелось бы показать тебе картину маслом, написанную молодым креолом, который обучался за счет Компании в Санкт-Петербурге. Я должна сказать, что это полотно свидетельствует о наличии у него таланта, на Гельсингфорской выставке было много вещей хуже этой картины. Но учитывая, что он – креол и жил, в основном, здесь, среди нецивилизованных людей, я совершенно изумлена. Многое можно было бы сделать из них за счет образования, но, с точки зрения морали, может быть, они стоят еще на низшей ступени циви­лизации. Редко встретишь креола, не пьяницу, или же они умирают от чахотки в юности, печальное следствие невоздержанности и распущенности. Здесь так много всего, что следовало бы сделать, но, к сожалению, средств не хватает, Компания не может держать так много обслуживающего персонала: прибыль сокращается, наиболее ценная пушнина добывается теперь в очень маленьких количествах, и Китай открыт всем русским купцам, так что монополия нашей Компании на чай закончилась. Это тяжелые удары для нее. В одном из своих предыдущих писем ты просила дать какое-нибудь подробное описание местности, в которой мы живем, и т.д., и т.д. вопросы, которые задает мистер Котли. Хампус мог бы сделать это очень хорошо, так как знает колонии вдоль и поперек, но у него так много всего, о чем надо думать, а еще и читать и писать (секретарь, увы, к своему великому несчастью, глуп), что у него не хватает душевных сил. Он иногда совершенно устает от переписывания и исправлений глупых офици­альных писем Кошкина и рапортов, и для восстановления сил скорее возьмет в руки какую-нибудь интересную книгу или газеты. Но я расскажу тебе то, что знаю сама: например, наш остров Ситка 75 миль длиной и 30 миль шириной, и окружен архипелагом островов; самая высокая гора Элиас, в северной части наших колоний, 16 900 футов высотой. Она, должно быть, великолепна! выше, чем Мон Блан, который является высочайшей из великолепных вершин Швейцарии. Вблизи Ситки самая высокая гора – 3000 футов. Всего, включая русских и индейцев, в наших колониях живет 40 000 человек, но колоши на Ситке насчитывают не более 300-400 душ. Самые ценные пушные звери – это морские коты и морские бобры, которых отлавливают на Алеутских островах…

[Российско-Американская компания и изучение Тихоокеанского Севера. 1841–1867. М., 2010. С. 363.]

Донесение М.Д. Тебенькова в Главное правление РАК об обычае убийства колошами рабов, выкупе их главным правителем колоний у туземцев и ходатайстве о награждении главного толмача Н. Гедеонова «приличной наградой» за помощь в спасении рабов

12 мая 1847 г.

Главному правлению Компании, конечно, небезизвестны варварские без- человечные нравы и обычаи колош. При всем напряжении со стороны нашей около полустолетия на смягчение сего варварскаго народа влияние наше в этом случае еще весьма мало заметно. Известно, что колоши разделяются по родам, считая происхождение или рождение свое кто от ворона, кто от волка, орла и проч. Каждый род в предании своем знает место своего возрождения и селе­ние то считается родоначальным. Через известный промежуток времени (8 лет) весь род собирается в родоначальное свое селение и составляет так называе­мую игрушку. Тут вспоминают о делах прошедших, совещаются о предприяти­ях будущих, сзывают гостей из других родов, пьют, едят, пляшут и дарят кому что и как попало. В сем последнем тщеславие доходит иногда до такого бесно­вания, что колош выносит на лайду (отмель) все свое состояние, разрезывает на куски лучшия свои меха или материи, разбрасывает бисер, табак – все, что есть у него, и, наконец, в неистовстве тороватости доходит до того, что тут же предает (семьею своею) смерти своих рабов (калог), принимая в этом случае раба как вещь. Безчеловечный обычай сей, коего корень – тщеславие, нельзя сказать, чтобы был необходимостью этаго празднества, иногда проходит и без крови человеческой, но весьма часто неистовый позыв тщеславия приходит мгновенно при этом случае славолюбивому, и нещастныя жертвы падают под ударами или кинжала или положенной на шею длинной палки…

Я послал тотчас толмача объявить, чтобы под стенами нашими такого душегубства не было, если же в этом заключается тщеславие – ничего не жалеть – то пускай калог лучше продадут нам, возьмут товаров и их уже разбросают как хотят. Это подействовало на колош, и мы таким образом приобрели одного годова[ла]го мальчика (взятаго на воспитание по желанию бывшим бухгалтером Кондаковым) и 2 взрослыя девки. Это есть одно из важнейших убийств у колош, совершаемых во время мира и даже увеселения…

[Российско-Американская компания и изучение Тихоокеанского Севера. 1841–1867. М., 2010. С. 150.]